Была ли у Афони воркутинская прописка?

Знаменитый кинодраматург Александр Бородянский родился и вырос в заполярном городе

«Курьер», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Ворошиловский стрелок» и всенародно любимый «Афоня». Эти культовые фильмы нашего кино знакомы, пожалуй, россиянам всех поколений. Наиболее продвинутые кинозрители знают, что все эти картины сняты по сценариям одного человека – заслуженного деятеля искусств России Александра Бородянского, который родился и вырос в заполярной Воркуте. И уж совсем немногие в курсе, что прообразом легендарного Афони был простой воркутинский сантехник…

Ровесник города

Александр Эммануилович Бородянский, которого сегодня можно назвать патриархом современной отечественной кинодраматургии, родился в Воркуте 3 февраля 1944 года. Он появился на свет через несколько недель после того, как 26 ноября 1943 года Воркута получила статус города. Смело можно сказать, что будущий сценарист стал одним из первенцев Воркуты-города.

Его родители Эммануил Яковлевич и Надежда Ефимовна Бородянские прибыли в Воркуту летом 1940 года по «мобилизации партийных органов», как об этом не раз писал в своей автобиографии отец кинодраматурга. До этого Эммануил Яковлевич, уроженец поселка Иванков Киевской области окончил 7 классов в Киеве, учился на рабфаке. В Воркуте он был назначен на должность политработника в системе Воркут-Печорского лагеря НКВД СССР, где и проработал до 1944 года.

Почти сразу после рождения сына Э. Бородянский был переведен в поселок Печора на строительство железнодорожной магистрали на участке Воркута – Кожва. В 1947 году в семье Бородянских родился второй сын Михаил.

В 1956 году Бородянский-старший был вновь отправлен с семьей в Воркуту и назначен начальником жилищно-коммунальной конторы треста «Востокуголь» комбината «Воркутауголь». К этому времени Эммануил Яковлевич был награжден двумя орденами Красной Звезды и двумя медалями.

Паренек из Горняцкого

Семья Бородянских жила в поселке Горняцком, который появился в 1940 году при строительстве шахт №2, 3 и 4. Долгие годы Горняций был центром строительной индустрии города. Здесь размещались деревообрабатывающий комбинат, кирпичный завод №2, чуть позже начали работать завод железобетонных изделий и асфальтобетонный завод.

В поселке Горняцком, который до сих пор, со времен первых воркутинцев, еще называют Вторым районом, Александр Бородянский пару лет обучался в средней школе №2. Здание этой небольшой школы сохранилось до наших дней. Какой бы ракурс вы ни выбрали для съемок школы, в объектив обязательно попадет вышка воркутинского телецентра, в котором в ту пору, в 1958-1959 годах трудился будущий обладатель «Оскара» Владимир Меньшов. С Владимиром Валентиновичем судьба не раз сведет Александра Бородянского во время работы на «Мосфильме».

Здесь, на краю безграничной тундры, юным Александром Бородянским были написаны первые рассказы.

«Родина» помнит

Уже не раз отмечалось, что огромное влияние на Александра Бородянского оказал вышедший на экраны в 1957 году художественный фильм «Летят журавли». Этой великой ленте Виктора Розова и Михаила Калатозова суждено было занять особенное место не только в судьбе Бородянского, но целого поколения советских людей.

В поселке Горняцком в ту пору не было кинотеатра, и смотреть кино молодежь и взрослые поселка ездили в кинотеатр «Родина» на площади Московской в центральной части города. Стены этого старейшего в Воркуте кинотеатра помнят восхищение зрителей от вдохновенной игры А. Баталова и Т. Самойловой, от бесподобной работы главного оператора фильма Сергея Урусевского.

В 1958 году Александр Бородянский окончил семь классов школы и поступил в строительный техникум в Киеве, на родине отца. В 1962 году он завершил обучение в столице советской Украины и возвратился в Воркуту.

За это время семья Бородянских перебралась из Горняцкого в центральную часть города. Эммануил Яковлевич в это время трудился начальником жилищно-коммунальной конторы комбината «Воркутауголь», а мама работала в медицинской части шахты №40. Новую квартиру семья получила в районе площади Мира. С той поры и до сегодняшних дней это самый красивый уголок нашего заполярного города – с Дворцом культуры шахтеров, уютным сквером с чашей-фонтаном посередине. Окруженная фасадами жилых домов строгих архитектурных форм, площадь как бы олицетворяет неповторимый характер заполярного города-труженика.

Вернувшийся в Заполярье Александр Бородянский был принят на работу в ремонтно-строительный участок Министерства коммунального хозяйства на должность маляра. Еще через полгода будущий сценарист устроился в строительный отдел института «Печорпроект», где и проработал полтора года до призыва в Советскую армию.

Александр Бородянский даже снялся сам в нескольких фильмах. Правда, это были эпизодические роли. Как, например, в фильме «Москва слезам не верит», где он появился на экране в качестве друга главного героя – Гоши.

Рождение «Афони»

После окончания военной службы Бородянский вернулся в Воркуту, на свою прежнюю должность в стройотделе института. Здесь, в стенах крупнейшего научного и изыскательского учреждения Заполярья он прошел путь от техника строительного отдела до старшего инженера. И все это время заочно учился на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.

Пожалуй, работая еще маляром в ремонтно-строительном участке, Бородянский стал собирать впечатления, которые выросли в его первую крупную творческую работу. Может быть, помогли рассказы отца, который трудился начальником крупнейшей жилищно-коммунальной конторы города. Одним словом, Александру Бородянскому как никому другому была близка и знакома тема отечественных сантехников.

Так родилась дипломная работа Александра Бородянского – сценарий «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2», который в 1973 году был отмечен премией на конкурсе сценариев о рабочем классе. Год спустя киноисторию про Афанасия Борщова опубликовал журнал «Север» в Петрозаводске. А в 1975 году Георгий Данелия снял ставший невероятно популярным фильм «Афоня».

Мне доводилось встречаться со старыми воркутинцами, которые утверждали, что знают, о каком именно из городских ЖЭКов идет речь в сценарии и фильме. Правда, кто из воркутинских сантехников стал реальным прототипом Афанасия Борщова, мы вряд ли узнаем.

Творческий расцвет

В сентябре 1973 года Александр Бородянский навсегда простился с Воркутой и уехал в Москву. В столице он был принят на должность редактора творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов киностудии «Мосфильм». Здесь у Александра Бородянского состоялось судьбоносное знакомство с Кареном Шахназаровым, которое подарило нашему кинематографу блестящий творческий тандем и множество великолепных кинокартин.

В 1980-х годах наступает пора творческого расцвета Александра Бородянского как кинодраматурга. Один за другим на экраны страны выходят фильмы, снятые по его сценариям: «Дамы приглашают кавалеров», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Человек с аккордеоном», «Секунда на подвиг», «Курьер», «Шура и Просвирняк», «Город Зеро», «Дежа вю» и многие другие.

В первых строках сценария фильма «Мы из джаза», который был представлен высокому кинематографическому начальству, Бородянский и Шахназаров более чем дерзко написали: «Это будет гениальный фильм». И оказались правы. В
1983-м эта лента была названа лучшим фильмом года.

Культовыми для целого поколения стали кинофильмы «Курьер» и «Город Зеро». Непростые человеческие отношения эпохи 1940-1950-х годов Бородянскому блестяще удалось показать в социальной драме «Шура и Просвирняк».

Не забывал Александр Эммануилович в своем творчестве и заполярную родину. Простовато-наивным, но добрым и искренним запомнился кинозрителям образ жителя Воркуты, созданный в ленте «Зимний вечер в Гаграх» популярным актером Александром Панкратовым-Черным. Его герой Аркадий Грачев – шахтер, искренний любитель степа с «выдающимися данными».

Востребован временем

Александр Бородянский помимо кинодраматургии пробовал себя и в качестве режиссера, а также продюсера в работе над кинолентами «Чек» и «Сны».

В новое время Бородянский как сценарист подарил зрителям целый ряд запоминающихся и разноплановых работ: «Американская дочь», «День полнолуния», «Ворошиловский стрелок», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Звезда», «Олигарх», «Жизнь одна», «Всадник по имени Смерть», «Палата № 6», «Загадка для Веры».

Новым, необычным словом в творческом союзе Шахназарова и Бородянского стала работа в 2012 году над фильмом «Белый тигр». Фантастическая история, основанная на событиях Великой Отечественной войны, была с интересом принята отечественной публикой и критикой.

Сегодня по-прежнему Александр Эммануилович Бородянский востребован в российском кинематографе. Он принимает живое участие в работе Национальной академии кинематографических искусств и наук, Союза кинематографистов Российской Федерации.

Вместо послесловия

Но многое меняется. Сегодня даже не припугнуть сына обещанием, что если будет плохо учиться – станет сантехником. Недавно к нам домой приходили два специалиста-сантехника. С собой у них было все необходимое, даже небольшая электросварка. На лицах улыбки. Вежливые, опрятные. Даже не спрашивайте – конечно, трезвые.

Заменили прохудившуюся трубу, установили новый кран. Проработали 3-4 часа, получили свои заслуженные несколько тысяч рублей, ушли довольные собой и нами.

Я прикинул, сколько они могут заработать за месяц. Расчет оказался не в мою пользу. Но я подумал: будь все воркутинские сантехники такими в далекие 1970-е годы, не было бы у нас сейчас такого великолепного фильма. И скорее всего, как-то иначе, по-другому, пришлось бы раскрываться яркому таланту выдающегося отечественного кинодраматурга Александра Эммануиловича Бородянского.

Федор КОЛПАКОВ,
научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра,
член Союза журналистов России

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF