Октябрь: Встречи с Перепелицей: неслучайные «случайности»

Сегодня, 13 октября, исполнилось бы 90 лет человеку, оставившему огромный след в истории коми музыкального искусства – Якову Сергеевичу Перепелице. Он получил известность прежде всего как композитор, хотя в разные годы был и концертмейстером, хормейстером, педагогом, воспитавшим множество прекрасных музыкантов. И кажется, что его путь песенника, певца, воспевателя был предопределен самой судьбой, ведь даже фамилия ему досталась «музыкальная». «Перепелица» явно происходит от «перепела» – птицы, которую ценили, в числе прочего, и как певчую. Да и просто милую, добрую птаху: вспомним хотя бы «Ты ж моя, родная, перепелочка»…

Он вошел в историю республики как настоящий народный композитор. При том, что родился на Украине, и в Коми его семья была сослана в 1930 году в результате раскулачивания. Но он, попав сюда совсем крохой и начав говорить по-коми раньше, чем по-русски, другой земли не помнил и как родину воспринимал именно Коми землю, которую воспел в своих многочисленных произведениях. Любовь была взаимной: произведения для сцены ему заказывали и ставили (уже первое – национальный балет «Яг-Морт» – получило не только общереспубликанское признание, но и всесоюзную известность!), песни – пели. В наградах, регалиях и прочем почете тоже недостатка не было: в 1961-м Перепелица стал председателем оргбюро только что созданного Союза композиторов Коми, в тот же год ему присвоили почетное звание Заслуженного деятеля искусств Коми АССР, в 1965-м – Заслуженного работника культуры РСФСР, в 1969-м присудили Госпремию Коми АССР. В 1963 году он был избран депутатом Верховного совета Коми АССР, среди наград есть орден Трудового Красного знамени… Но дело даже не в наградах. В одной из передач местного телевидения Яков Сергеевич рассказывал, как где-то в глубинке (а он, вместе с другими деятелями культуры, много ездил по республике с «поездами искусств») к нему подошла какая-то старушка и спросила:

— Это ты написал песню «Деревенька моя»?

Перепелица подтвердил.

— Хорошая песня, — одобрительно кивнула старушка.

«И эти слова – для меня самая высокая и дорогая оценка творчества», — поведал уже прославленный Яков Сергеевич телезрителям…

Его произведения, особенно песни, стали подлинно народными. Его творчество настолько проникло в культурную среду республики, как бы пронизало его, что затронуло, наверное, всех ее жителей, начиная с детей. Они по малолетству и не знали, кто написал эти мелодии, но сама музыка и все, что было с ней связано, «цепляли» даже малышню. Именно об этом хочется негромко сказать в юбилей композитора, подтвердив свой вывод всего лишь парой примеров, но весьма показательных.

На один из показов самой первой постановки «Яг-Морта» (она была осуществлена в 1961 году) сыктывкарская мама привела на спектакль сына – совсем маленького, лет трех-четырех. Посмотрев волшебное, по-настоящему сказочное действо, он настолько проникся, что после спектакля попросил маму сделать ему и его друзьям такие же сказочные костюмы и собрался устроить во дворе такое же представление, а его самого уговаривал отправить в балетную школу…

Лет 20 спустя после того случая другой сыктывкарский ребенок – шестилетняя девочка проводила обычный день в детсаду неподалеку от телецентра. Вдруг в группу пришла заведующая и попросила воспитательницу «выделить» пару-тройку сообразительных и коммуникабельных подопечных – для съемки на телевидении. Оказалось, на местном ТВ собрались записать передачу «Театр и дети», с гостем студии – известным композитором Перепелицей, автором балета, уже ставшего классикой коми национального искусства. И, видимо, совершенно рандомно решили отобрать детей для участия в передаче в ближайших детсадах. Из той группы воспитатель отправила на съемку нашу героиню и еще одну девочку. И вот телестудия – совершенно незнакомая обстановка и высокий, пожилой «дяденька» достаточно грозного вида, с густыми черными бровями. Но стоило ему заговорить мягким тенором, очень по-доброму улыбнуться – робость ушла, наша девочка раскрепостилась. И, хотя речь шла о театре, в котором она до тех пор бывала лишь на паре сказок и «Яг-Морта» не видела, ей тоже нашлось, что сказать. Вообще, все дети в студии очень быстро адаптировались к незнакомой обстановке и непринужденно болтали в кадре с «дяденькой» на тему высокого искусства. Репетиция, а потом и запись передачи на пленку (ее тогда экономили и писали без дублей) прошли удачно, передачу показали по республиканскому ТВ. А родители девочки удивлялись, насколько счастливый билет совершенно случайно выпал их дочери – попасть на телевидение и пообщаться со столь знаменитым деятелем культуры всей республики.

Буквально через год-два после того случая девочка пошла в школу и стала петь в хоре образцового детского ансамбля «Пионерская дружба» сыктывкарского Дворца пионеров (коллектив, кстати, существует и ныне – правда, теперь он гораздо скромнее по численности и называется просто «Дружба»). В репертуаре было много самых разных песен, в том числе и на коми языке, и авторские произведения о Коми крае. Были и «Шанежки» – одно из любимых произведений. Пелось легко, в нем шла речь про вкусное лакомство, на сцене вокал сопровождал классно поставленный танец, смотреть который было всегда удовольствием. Да и зритель принимал песню на ура (а ансамбль выступал не только в Коми, но и гастролировал в других городах СССР и даже странах соцлагеря). Девочка тогда не знала, что и «Шанежки» написал тот самый большой дядя, с которым судьба ее свела в телестудии – просто пела с удовольствием…

Еще с десяток лет спустя, старшеклассницей, девчонка стала заниматься в КИДе (клуб интернациональной дружбы) в том же Дворце пионеров, – были в то время такие кружки по всей стране. Как-то ездили на детский финно-угорский фестиваль в Марий Эл. Как и остальным делегациям, сыктывкарской надо было подготовить визитную карточку с песней о своей малой родине. Выучили «Песню о Сыктывкаре» (на стихи ленинградского поэта Кима Рыжова «Это название трудно произносится…», ее в свое время исполняла сама Людмила Зыкина). Благополучно представили столицу родной республики. А девочка снова пела, не зная, что и эту музыку написал Яков Перепелица…

Прошли годы. Девочка продолжает петь, теперь – в составе народного хора «Украина» под управлением заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств Коми и лауреата Госпремии Коми Натальи Масановой. Хотя основу репертуара хора составляют народные и авторские песни на украинском языке, несколько лет назад в коллективе решили подготовить подборку песен о республике Коми и на русском языке (а одну песню, «Мича Райда», удалось выучить даже на коми, благодаря участию в одном из юбилейных фестивалей «Василей»). Хор много гастролирует, и за пределами региона зрители хотят услышать, кроме украинских, песни про далекую северную республику, которую этот народный коллектив представляет. Выбор хормейстера пал на «Шанежки», «Песню о Сыктывкаре», а еще «Край ты мой рябиновый» и «Красная рябина» – так получилось, что все четыре песни оказались авторства Перепелицы. К слову, может, именно сплав заложенной в генах украинской особой напевности и впитанной с самого детства коми культуры сделал эти (да и другие) песни композитора «своими», особенно ложащимися на душу, не только для коми исполнителей, но и для выходцев с Украины?.. Произведения Перепелицы хор исполнил на фестивалях в Самаре и Чебоксарах, публика принимала прекрасно. Когда хор их разучивал, нашей героине не пришлось учить слова: «Шанежки» и «Песня о Сыктывкаре» навсегда запомнились еще в детстве, а остальные песни она слышала так много раз, в исполнении стольких солистов, солисток и хоров, что и они уложились в памяти сами собой…

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать о подлинной народности музыки Якова Сергеевича Перепелицы, которая сопровождает жителей нашей республики с детства и всю жизнь. Разве что добавить, что та сыктывкарская девочка, повзрослев, стала искренней любительницей и завсегдатаем театров. Балет «Яг-Морт» не только посмотрела несколько раз и полюбила, но и познакомила с ним уже свою дочь. А еще она стала журналистом и написала эти строки.

Ирина Самар
Фото из книги Г.Ю.Ширяевой «О тех, кого помню и люблю…» и открытых источников в интернете

На верхнем снимке: министр культуры РСФСР тов. Попов поздравляет участников балета «Яг-Морт», в центре фото — Яков Перепелица, 1962 г.