В Сыктывкаре завершились гастроли театра им.Б.А.Покровского

В Сыктывкаре, на сцене республиканского театра оперы и балета состоялись гастроли Камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского (Москва). В рамках масштабной федеральной программы «Большие гастроли», реализуемой Федеральным гастрольным центром Министерства культуры России, труппа всемирно известного театра показала сыктывкарским зрителям две оперы: «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В.А.Моцарта и «Ревизор» В.Дашкевича. Обе постановки имели у публики большой успех.

Почему для показа в Коми был выбран шедевр Моцарта, объяснения не требует. «Дон Жуан» называют «оперой опер», это одно из величайших произведений мирового репертуара. Ее в своем Камерном театре поставил сам маэстро режиссуры Борис Александрович Покровский в 1987 году – в год 200-летия создания Моцартом этого произведения. И вот уже 30 лет опера является жемчужиной репертуара Камерного театра: ей рукоплескали зрители во всех уголках мира, от Японии до Южной Америки. Причем, все эти годы идет она в том же виде, в каком была поставлена режиссером, обновлялся лишь состав исполнителей. На мировых площадках артисты Камерного театра пели ее на языке оригинала – итальянском, в Коми же привезли постановку на русском языке, поэтому сыктывкарские зрители с удовольствием внимали ей, не отвлекаясь на электронный переводчик.

«Ревизор» же на гастроли вывезли по большой просьбе принимающей стороны. Эту оперу композитор Владимир Дашкевич и поэт Юлий Ким написали по заказу Б. Покровского, специально для его театра. Постановку осуществила нынешний художественный руководитель оперной труппы Камерного театра, заслуженный деятель искусств России Ольга Иванова в 2007 году, и о спектакле в российской театральной среде сразу же заговорили, он стал заметным явлением в культурном пространстве страны.

С режиссурой Ольги Тимофеевны Ивановой сыктывкарцы хорошо знакомы: из своих более чем ста спектаклей восемь она поставила в разные годы на нашей сцене. Это музыкально-сценическое представление «Покаяние» (на музыку русских композиторов ХVIII-XX вв.), оперы «Трубадур» Дж. Верди, «Фаворитка» Г.Доницетти, «Pieta» Дж. Перголези, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта, а также мюзиклы «Мышеловка» А. Журбина и «Миллионерша» Е.Глебова. В последние годы «Ревизор» уже не шел в Камерном театре и был снят с репертуара, но специально для показа в Сыктывкаре его возобновили (причем, практически в том же актерском составе, что был и на премьере 10 лет назад).

И местная публика не заставила о том пожалеть: «Ревизора» приняли с еще большим успехом, чем «Дон Жуана». На поклоне зал не просто встал и долго аплодировал, как накануне, а устроил настоящую овацию. Наверное, на такую реакцию повлиял целый ряд факторов. Первый – новизна самого произведения для абсолютного большинства зрителей. Если «Дон Жуан» идет во многих театрах мира, и его часть публики могла видеть в различных постановках, то эксклюзивный «Ревизор» за годы его жизни вряд ли успели застать хотя бы несколько человек из зала. Второй фактор – современный язык оперы (как блестящий, остроумный текст, так и своеобразно мелодичная музыка), видимо, более понятен зрителям XXI века. Третий – ярко выраженная гротесковость постановки. Изначальная сатира Гоголя усилилась всеми средствами оперной выразительности: от музыки и текста до костюмов, режиссерских находок и, конечно, актерского мастерства исполнителей. Зал то и дело откровенно хохотал.

Четвертый момент таков. Одна из особенностей, «изюминок» Камерного театра – именно в камерности, эффекте присутствия, когда действие идет «нос к носу» со зрителями (в зале театра им.Покровского всего около 200 мест, и сцена меньше нашей), порой в происходящее вовлекают и публику. Сыктывкарцам накануне показа обещали также устроить «нос к носу» – и устроили в полной мере. Это было и на «Дон Жуане» (временами актеры пели в зале, перед оркестровой ямой), но на «Ревизоре» прием был использован по максимуму. В одной из сцен цепочка персонажей прошла через весь зал, по обоим его проходам, адресно обращаясь в пении к публике. Особого внимания удостоилась VIP-группа зрителей в девятом ряду, где опере внимали заместитель генерального директора Федерального гастрольного центра Владимир Черкасов, министр культуры Коми Сергей Емельянов и главный дирижер нашего театра Азат Максутов. Эта «проходка» по залу вызвала самую непосредственную реакцию публики.

Ну и, наконец, на этом спектакле сыктывкарцы имели удовольствие услышать уже знакомых артистов. Исполнитель партии Хлестакова Борислав Молчанов пел на сыктывкарской премьере «Волшебной флейты» принца Тамино, а бас народного артиста России Сергея Байкова (попечитель богоугодных заведений Земляника) запомнился местным завсегдатаям оперы по партии Бориса Годунова в «Покаянии». Впрочем, всех без исключения исполнителей публика Сыктывкара приветствовала с большим теплом и признательностью, напрочь опровергая расхожее мнение о «замороженности» северного зрителя.

Добавим, что эти гастроли – уже вторые, прошедшие в Коми в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Первые состоялись в 2014 году, когда на сцене Академического театра драмы им.В.Савина свои постановки показала труппа театра «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга.

Ирина Самар
Фото Дмитрия Напалкова
На снимке: Дон Жуан (артист Роман Бобров) и Донна Анна (Татьяна Федотова).