Азат Максутов: «Театр – зеркало времени»

Юбилейный 60-й сезон в республиканском театре оперы и балета получается очень насыщенным. Всего за пару месяцев здесь уже прошли несколько ярких оперных спектаклей с участием приглашенных солисток Юлии Проняевой и Ольгий Георгиевой, ряд «юбилейных» балетов, гастроли Камерного театра им.Б.Покровского, музыкальный салон, посвященный творчеству И.С. Баха, премьера балета «Баядерка». Театр с большим успехом показал свои постановки в Кирове, Ижевске и Йошкар-Оле, а балетная труппа уехала на гастроли в Германию… О нынешнем театре и его роли в жизни города, региона, да и о многом другом сегодня наша беседа с главным дирижером Азатом Максутовым.

– Азат Барыевич, чем юбилейный сезон будет отличаться от «обычных»? Что станет в нем самым главным и значимым?

– В театре оперы и балета «обычных» сезонов не бывает. Ежедневная кропотливая работа всего коллектива нацелена на создание праздника для зрителя. Не хочу показаться банальным, но театр – это храм, куда люди приходят отвлечься от мирской суеты, решить свои духовные вопросы, подумать о смысле жизни. В концерте, посвященном открытию юбилейного сезона, мы показали историю театра в ее ретроспективе и перспективе. Мы будем продолжать радовать зрителя новыми постановками, симфоническими и камерными концертами, приглашенными артистами из других театров, осуществим как внутренние, так и международные гастроли.

– Главный «продукт» любого театра – спектакли. Для постановки в новом сезоне выбраны опера «Сказки Гофмана», балеты «Баядерка» и «Подари мне детство» М.Герцмана. Чем обусловлен этот выбор?

– Развивая репертуарную афишу театра, мы всегда стремимся представить лучшие образцы оперного и балетного искусства. «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха и «Баядерка» Л. Минкуса никогда не шли на сцене театра и отражают наш сегодняшний профессиональный потенциал. Далеко не во всех театрах в России идут эти наименования. Являясь классикой, они, тем не менее, дают простор для постановочной фантазии художника, режиссера и дирижера. Особенно концептуально интересным являются «Сказки Гофмана», где герой-поэт ищет свою возлюбленную и только в финале оперы осознает, что единственная на свете женщина, которая осталась ему верна, – его Муза. Спектакль «Баядерка» продолжает укреплять репертуарную основу нашего балета – классическое направление, после чего будет сделан шаг и в сторону современной хореографии. Балет «Подари мне детство» на музыку М. Герцмана ставится при поддержке Гранта Главы РК и обращает внимание на творчество местных композиторов. Хочу напомнить, все спектакли Михаила Львовича с успехом шли и идут на сцене нашего театра.

– Вы работаете в Сыктывкаре уже пятый сезон. Срок для главного дирижера в нашем театре немалый, уже можно подвести какие-то итоги. В то же время, это относительно небольшой период для масштабных преобразований. Но специалисты отмечают, что оркестр при Вас стал звучать значительно лучше, ярче, убедительнее – об этом говорят и ведущие московские критики, и британская пресса…

– Профессионалы и искушенный зритель говорят не только о достойном уровне игры нашего оркестра, но и в целом выделяют высокий общий музыкальный уровень театра. И здесь я с ними соглашусь. До Сыктывкара я дирижировал различными оркестрами в Германии и Чехии, а затем работал в ряде оперных театров нашей страны. Мне есть с чем сравнить. Кроме замечательного оркестра, у нас поют солисты с яркими, красивыми голосами. Я бы выделил Ольгу Сосновскую, Галину и Алексея Петровых, Анастасию Морараш, Андрея Ковалева, Елену Лодыгину, Бориса Калашникова. Каждый из них обладает уникальным тембром голоса, большой музыкальностью, богатой палитрой исполнительских нюансов. Далеко не каждый региональный театр обладает таким великолепным оперным ансамблем.

– За счет чего Вам удалось достичь таких результатов?

– Успех любого руководителя обусловлен не только его образованием, кругозором или начитанностью. Наличие стратегического мышления, умение ладить с людьми, личностная харизма – все это является атрибутикой успешного лидера коллектива. В профессиональных музыкальных кругах существует мнение, что оркестр звучит так, как слышит его музыкальный руководитель. И этому есть множество подтверждений. Свой уникальный звук имели оркестры под управлением таких великих дирижеров как Евгений Светланов, Евгений Мравинский, Вильгельм Фуртвенглер и многих других. От себя я бы добавил, что спектакль звучит так, как его слышит дирижер. Мы тоже работаем над звуком. Когда я только пришел в театр, мы сразу же изменили рассадку оркестра, стараясь улучшить его звучание. С солистами-вокалистами добиваемся качественного ансамбля во время «спевок» в классе. Сегодня качественное музыкальное звучание спектакля является одним из главных критериев в работе театра. На репетициях я постоянно напоминаю своим коллегам, что опера – это прежде всего искусство пения, а итальянский термин belcanto имеет дословный перевод «красивое пение».

– Если у театра сегодня есть практически все составляющие для успешной работы, зачем на показы текущих постановок приглашаются солисты из более крупных и известных театров? Это выход из положения при нехватке кадров или шаг в сторону мировой практики?

– Приглашение на спектакли солистов из других театров – действительно мировая практика. С одной стороны, это всегда хороший повод подогреть интерес зрителей к спектаклям, с другой – расширение профессионального общения между нашими артистами и приглашенными. В театре необходимо сохранять атмосферу творческого поиска, творческого горения. Обмен опытом, энергетикой, мнениями помогают лучше чувствовать современные тренды. У многих наших солистов повышается мотивация, самооценка. И в то же время, гости «увозят» от нас информацию о нашем театре, республике. Они делятся своими впечатлениями с коллегами в других городах, помогая нам формировать имидж успешного театра в регионах. Для нас это очень важно, ведь мы стремимся быть в центре культурной жизни, и роль аутсайдеров нас не устраивает.

– Не приведет ли такая практика к тому, что местным солистам не останется работы? Или они расслабятся и перестанут совершенствоваться: дескать, все равно на самые значимые показы пригласят «варягов»…

– Работы хватит всем. Наш театр обладает небольшой по составу труппой, почти в два раза меньше от необходимых нормативов, и нагрузка на многих артистов и музыкантов возлагается колоссальная. Это притом, что мы являемся многожанровым театром, т.е. охватываем абсолютно все музыкальные театральные жанры. Наши артисты уникальны, поскольку в других театрах существует специализация по опере, оперетте или мюзиклу. Нам необходимо срочное расширение творческого состава, ведь, в конечном итоге, от этого зависит художественное качество спектаклей. На разных уровнях я об этом говорю постоянно.

– В последние годы государство создало и реализует для театров систему грантовой поддержки конкретных постановок и проектов. В чем, по-Вашему, ее преимущества и недостатки? Что, благодаря ей, удалось и вообще возможно осуществить, а где ее возможности заканчиваются?

– Грантовая поддержка, безусловно, важна. Но только как дополнительный источник финансирования. Особенно в той ее части, где речь идет о внедрении инноваций. Например, нас очень поддержал грант Главы, который мы получили в 2016 году на развитие симфонического оркестра театра, а также продвижение и популяризацию симфонической музыки в республике. Напомню, с 2015 года мы регулярно играем симфонические программы, а после получения гранта смогли пригласить в качестве солистов именитых музыкантов из Москвы. Народный артист РФ Владимир Овчинников, победитель многих международных конкурсов Николай Саченко потрясли своей игрой как меломанов Сыктывкара, так и наших музыкантов, буквально заставив их по-новому взглянуть на самих себя. На деньги гранта мы сшили для артистов оркестра концертные костюмы и дали два дополнительных концерта в Ухте. Подобная поддержка для нас очень важна, но она не должна заменять основного финансирования главных направлений деятельности театра. Это и создание новых спектаклей, и реставрация старых, и гастрольная деятельность, по меньшей мере, по Коми.

Я знаю, что СМИ также участвуют в грантовых проектах. Очень бы хотелось, чтобы освещению культурной жизни республики уделялось специальное внимание и чтобы жители самых отдаленных сел и деревень могли узнавать и радоваться нашим успехам, стремились попасть на наши спектакли. Театр может и должен давать людям надежду и веру – то, чего многим сегодня не хватает в жизни.

– У театра, по оценкам специалистов, сегодня большой потенциал, но в то же время постоянно идет приток новых кадров. На что, прежде всего, направлена сегодняшняя кадровая политика театра?

– Потенциал театра сегодня довольно высок. У нас крепкая труппа, сильные художественные цеха, амбициозное руководство, стремящееся вывести театр на всероссийский театральный уровень. Мы приглашаем музыкальных критиков, подаем заявки на участие в серьезных театральных конкурсах, ездим как заграницу, так и по крупным городам нашей Родины. Мы достойны того, чтобы о нас знали и говорили. Но вопрос о кадрах для нашего театра является непростым. Если быть честными, к нам как приезжают, так и уезжают. Но данная ситуация характерна не только для нашего театра и региона. Трудовая миграция происходит по всей стране, особенно в среде молодых, талантливых и социально активных людей. Большинство интересуют зарплаты, жилье, уверенность в завтрашнем дне. Идейных энтузиастов, готовых работать «за кусок хлеба», во все времена бывало немного. И это не секрет.

Ключом решения проблемы было бы создание вуза в республике для певцов и музыкантов, как в других крупных административных центрах, где есть музыкальные театры. Мы бы тогда смогли удержать не только уроженцев Коми, но и притягивать талантливую молодежь из других регионов, повышая параллельно общий культурный уровень города. Хочу подчеркнуть, что наличие сильного театра оперы и балета и развитость культурной инфраструктуры в целом существенно влияют на статус региона и его инвестиционную привлекательность. Именно опера и балет придают неповторимый блеск столице, говорят о ее успешности и подчеркивают великолепие.

– То есть опера, балет, симфония – для Вас гораздо больше, чем просто музыка?

– Я твердо убежден, что классическое оперное и балетное искусство – основа для единения нации и ее интеграции в единое европейское культурное пространство. Ведь мы – европейцы, в старом классическом понимании этого слова. Хотя нынешняя Европа сегодня претерпевает существенные изменения: меняется ее лицо в прямом и переносном смысле, происходит миграция населения, сняты внутренние границы. Многие подобные изменения происходят и у нас. В данном контексте вопрос сохранения национальных культурных ценностей выходит для нас на первый план. И здесь наша традиционная духовность является одновременно нашим историческим талисманом. Наши великие классики: Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский и Мусоргский дали нам прекрасный стержень для построения и понимания нашей культурной идентичности, а также определения нашего собственного положения в этом «пестром» мире. Гастроли в Великобританию в рамках пятилетнего контракта отчетливо показали, что у нас в России существуют интересные репертуарные театры, богатые по составу артистические труппы, а у них остались в основном только стены: собственных профессиональных репертуарных театров, за исключением нескольких крупных городов, в Великобритании почти нет. Кроме того, в некотором смысле, Шекспир, Гете, Россини и Моцарт сегодня нашли свое убежище на сцене наших театров, если говорить о классической эстетике существующих театральных постановок, так как в мире давно заправляют модерн и постмодерн.

– Каким, по-вашему, сегодня должен быть театр?

– Театр, безусловно, всегда должен идти в ногу со временем и быть его «зеркалом». Необходимо заниматься поиском как новых форм, так и новых средств воздействия на зрителя. Благодаря мощному развитию технологий, арсенал художника-творца сегодня не сопоставим с возможностями прошлого.
Не стоит зацикливаться на какой-то одной эстетике, одной форме. Театру необходимо быть разным. В репертуарной афише должны быть спектакли и модерновые, и авторские, и, обязательно, классические традиционные. Важно в погоне за новой формой не потерять содержание, идею произведения, задуманную композитором. А подобное встречается, к сожалению, довольно часто.

– Но ведь прелесть оперного искусства как раз и состоит в том, что одно и то же название в постановке разных режиссеров получает свои акценты, и благодаря этому опера обогащается новыми смыслами. Разве не так?

– Безусловно. Только в опере режиссер, как и дирижер, и певец является «слугой» композитора. В отличие от драмы, опера – сложный синтетический жанр, где музыка является главнейшим средством выражения драматургии произведения. Посредством пения артисты общаются друг с другом, хор комментирует и придает динамику сцене, оркестр воссоздает музыкальную атмосферу, усиливая психологизм ситуаций. Поэтому, когда режиссеру удается проникнуть в замысел партитуры, понять смысл каждой отдельной мелодии, фразы, той или иной гармонии, тогда у него появляется прочный фундамент для надстраивания собственной интерпретации произведения. Если же этого не происходит, то иначе, кроме как отсебятиной, такое творчество назвать нельзя. Конечно, работать режиссером в опере непросто. Для этого, как минимум, нужно уметь «читать ноты» и разбираться в голосах солистов (улыбается).

– Ваш проект «Таланты XXI века» длится уже третий год, в декабре в театре состоится его очередной концерт. Недавно вы сказали, что собираетесь расширять географию проекта…

– Проект «Таланты XXI века» изначально задумывался для поддержки самых одаренных учащихся и студентов республиканского колледжа искусств и Гимназии искусств при Главе РК. Такое внимание к начинающим музыкантам поможет укрепить их желание продолжить образование в лучших консерваториях нашей страны и крепко связать свою жизнь с музыкой. Я хорошо помню, как в специальной музыкальной школе-десятилетке в Екатеринбурге, где я учился, нас опекали маститые профессиональные музыканты города, и это внушало нам огромную уверенность в правильности выбранного пути. Поэтому, после того, как этой весной я побывал членом жюри на III Межрегиональном финно-угорском конкурсе фортепианных и камерных ансамблей «Чоя-вока» и увидел много одаренных детей из разных городов Коми, я утвердился во мнении, что географию проекта необходимо срочно расширять и предоставить всем юным талантам возможность выступить на сцене театра оперы и балета вместе с симфоническим оркестром. В этот раз мы пригласили учащихся музыкальных школ и колледжа Воркуты и Ухты принять участие в декабрьском концерте.

– По-моему, это уже больше, чем обычная работа по формированию будущего «кадрового резерва» для театра – это уже некая социальная миссия…

– Именно. Осознание этой миссии наполняет высоким смыслом всю нашу работу. У руководства театра есть видение и понимание образа будущего. Мы знаем, к чему стремиться: работа с подрастающим поколением направлена на выявление и воспитание как будущего интеллектуально развитого, образованного зрителя, так и того, кто впоследствии будет трудиться в театре оперы и балета. Как известно, ресурсная обеспеченность организации – залог ее успешной деятельности, наряду с качественным профессиональным администрированием. И в этом смысле человеческий потенциал нам нужно формировать уже сегодня.

– Вы много и напряженно работаете, были периоды, когда в театре Вы были вообще единственным дирижером. Как Вы восстанавливаетесь, что помогает держать форму?

– Есть хорошее выражение: в здоровом теле – здоровый дух. Поэтому, когда позволяет время, занимаюсь спортом, хожу в бассейн и тренажерный зал. Стараюсь каждый вечер читать книги. Дома у меня собрана хорошая библиотека из исторической, политической, профессиональной литературы, которую регулярно пополняю. Работаю над собой, над правильным восприятием происходящего. И помню, что залог всех наших побед и поражений лежит в нас самих.

Беседовала Ирина Самар
Фото Евгения Жакова, Дмитрия Напалкова, из архива театра оперы и балета и личного архива А.Максутова

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 11/2017