Степан Вась из тихого Дона

Энтузиаст из усть-куломской глубинки разработал уникальный туристский маршрут

«Ко всему надо подходить с душой», – говорит Василий Степанович Павлов. Коренной житель коми глубинки не привык просить помощи у государства и по собственной инициативе принялся продвигать родной Усть-Куломский район на туристический рынок. Энтузиаст организует туры на озеро Дон-ты, а в родительском доме в селе Дон создал интерактивный музей, где все экспонаты не только можно потрогать руками, но даже попробовать в деле. А при желании – остановиться в доме-музее на постой.

 

Интерактивный музей

Над крыльцом дома 1892 года постройки приделана табличка «Купеч Митрей керка» («Дом купца Дмитрия»). Здесь Василий Степанович (или, как принято у коми – Степан Вась) родился и вырос. Он говорит, что дед был купцом, в его честь и назван дом, ставший известным уже далеко за пределами Усть-Кулома. Сюда, чтобы посмотреть на уникальные предметы традиционного быта (есть даже экспонаты XVII века), съезжаются не только гости из Корткероса, Объячево, Сыктывкара и других населенных пунктов Коми, но и из-за пределов региона, из-за рубежа. Были тут и ученые из МГУ, и финны, и норвежцы, гостил даже профессор Тартуского университета. Этим летом впечатлений набрался турист из Польши Ярослав Язвинский, с которым мы пообщались, когда он был в Сыктывкаре. Поляк отметил, что поездка в Усть-Куломский район стала для него большим сюрпризом, и теперь в его планах уже семейный визит в Дон.

Проводя экскурсию по дому, хозяин рассказывает, что он состоит из двух половин, построен без фундамента и за сто с лишним лет вообще не перекосился. Степан Вась увлеченно толкует об истории появления того или иного предмета, о предназначении разного рода приспособлений. Говорит, что в его коллекции около тысячи экспонатов. Тут и ткацкий станок 1900 года, и медный самовар, из которого пили чай в XIX веке. Одним из самых ценных раритетов дома считается литография XIX века с видом Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в период его расцвета. Василий Степанович проводит рукой по развешенным один за другим колокольчикам, и все вокруг наполняется очаровательно-разнообразными звуками. Когда перезвон смолкает, объясняет:

– Колокольчики – для коров и коз разных времен, начиная с семнадцатого-восемнадцатого веков. По разным звукам хозяева могли услышать, где и чья корова находится.
Особую гордость владельца дома составляют охотничьи атрибуты. Есть, например, кожаный жилет с кармашками для патронов XVII века и вообще уникальная вещь: кремниевое ружье, на которое в свое время даже положил глаз Национальный музей Коми.

– Представители музея выходили на меня с предложением отдать некоторые вещи. Например, ружье. Это не муляж, оно настоящее. Там отсутствует только запал с курком. Таких найти сейчас практически невозможно. Еще просили старинный компас, по-коми «матка», – рассказывает Степан Вась.

Создатель музея теперь и экскурсовод, и хранитель, и собиратель, и реставратор в одном лице. Старинные экспонаты выкупал у местных жителей, часть они приносили сами, а некоторые вещи даже находил на свалках. Музей Павлова необычен еще и тем, что в отличие от застывших экспозиций, которые все привыкли видеть, тут при желании любой человек может приехать и жить прямо посреди старинных вещей. При этом любой предмет разрешается не только потрогать руками, но и посмотреть, как он работает на деле.
Прямо из «отдела этнографии» Василий Степанович вынес старинный металлический светец для лучины и установил на лодку, демонстрируя, как рыбачили издревле. Тут же рядом лежит острога и муляж щуки. Каждый турист может побывать в роли истинного коми рыбака, причем не только с бутафорской добычей в руках: лодку можно транспортировать к знаменитому озеру Дон-ты, куда добираться всего ничего – минут пятнадцать на автомобиле, и испытать все в реальных условиях.

Сам я рыбачить с острогой не решился, но местный житель, директор донского социокультурного центра Артур Гарнов подтвердил: как-то вместе с товарищем он рыбачил на озере с лодки, вооружившись тем самым «прожектором» и острогой. Удовольствие получили неописуемое. Правда, поймать ничего не смогли. Навык, говорит, тут нужен особый, видимо, технику такой ловли надо вырабатывать долгое время, причем с ранних лет.

Советская закалка

Во второй половине дома Василий Павлов разместил «отдел советской эпохи». Алое шелковое знамя с портретом Ленина и известным призывом к объединению пролетариев всех стран, картина с событием-предвестником революции «Морозовская стачка», портрет Гагарина. Чувствуется неподдельная любовь к той эпохе, ведь хранитель раритетов был коммунистом, учился в высшей партийной школе.

– Свой дом надо уважать, – говорит Василий Степанович. – Мы родились и жили в ту эпоху, гордились этим. Это же наша жизнь была.
Среди особо ценных экспонатов есть здесь настоящая фотолаборатория. В ней, как говорит Павлов, «от и до» представлены все фотодостижения советского времени. Фотографией Василий Павлов занимался с седьмого класса:

– У меня был еще ФЭД-1. Брат подарил, когда вернулся из армии.

Есть в музее Павлова и небольшой зал славы. Человек разносторонний во всех отношениях, он одну комнатку в доме отвел под стенд со своими спортивными наградами. Оказалось, что Василий Степанович – кандидат в мастера спорта по многоборью, перворазрядник по лыжным гонкам и бегу. Причем до сих пор участвует в сверхмарафонах.
– Я трехкратный чемпион эжвинских сверхмарафонов среди ветеранов-любителей лыжного спорта, причем до сих пор выступаю. Первый сверхмарафон – 72 километра – пробежал в возрасте пятидесяти пяти лет, – рассказал он.

С большим энтузиазмом ветеран спортивного движения отнесся к идее возрождения комплекса ГТО.

– Раньше по ГТО даже давали спортивные звания. В восьмидесятом году по своему возрасту я стал чемпионом республики и выполнил норматив кандидата в мастера спорта, – рассказывает Павлов, демонстрируя несметное количество медалей.

В прошлом году на летнем фестивале ГТО Василий Павлов стал не просто чемпионом в своей возрастной категории, а абсолютным чемпионом среди всех возрастов. Ну как можно назвать пенсионером человека, который на восьмом десятке отжимается сто сорок пять раз!

Показывая подшивку советских газет, Степан Вась вспоминает свои трудовые годы: семнадцать лет проработал начальником передвижной механизированной колонны, посвятил около тридцати лет мелиорации. Стаж работы по трудовой книжке – сорок с лишним лет.

Шуда керка и глава региона

Во дворе дома Павлова есть и оставившая в полном восторге недавнего гостя из Польши баня по-черному, построенная неугомонным мастером собственноручно, и мини-версия «Купеч Митрей керки», наделавшая шума на всю республику.

Эту передвижную избу смекалистый мастер разработал специально для участия в конкурсе «Шуда керка» («Счастливый дом»), проходившем в рамках прошлогоднего этнофестиваля «Люди леса». Изба представляет собой своего рода сценическую площадку, где у каждого действующего лица свои задачи. Внутри есть печь, на которой во время фестиваля сидел четырехлетний мальчик и играл в народную игру «кости». Рядом разыгрывался целый спектакль, где одна женщина стригла барана, другая чесала шерсть, третья вязала. Все они были в коми национальных костюмах. Неподалеку, создавая настроение, плясали внучки Василия Степановича и играл баянист.

Точную копию парнокопытного для постановки Степан Вась изготовил тоже сам. Он вообще любит населять свое музейное пространство куклами и сказочными персонажами, причем делает их так, что они могут сидеть, стоять и воспроизводить разные движения. Например, посетителей его музея встречает девушка Машенька, которой при желании можно поменять лицо, и она становится Гульнарой. Буравит взглядом Баба-яга, сделанная на потеху детворе, которую частенько привозят из районных школ. Работая над куклой, Степан Вась мелочиться не стал, сделав ее в натуральный рост. Голову сладил из березового нароста – капа, а тело из дерева.

Разборную конструкцию дома вместе с печкой и всем действом на фестивале в столице Коми наблюдал глава региона Сергей Гапликов, получивший в подарок еще и фирменные гостинцы из Усть-Кулома.

– Вручил ему визитку с адресом гостевого дома в Доне, банный веник и лечебную грязь – сапропель из озера Дон-ты. Потом мы всех министров вместе с главой взяли в круг и устроили хоровод под баян, – вспоминает Степан Вась.

Правда, награды за участие в фестивале Павлову совсем не понравились. Дипломы организаторы прислали по электронной почте. Обидно было не столько за себя, сколько за помогавших в реализации задуманной идеи людей. Вновь встретившись по случаю с Главой Коми, Степан Вась обратил его внимание на эту ситуацию, показав «награды». После этого на рабочем совещании Сергей Гапликов отчитал ответственных за проведение фестиваля министров, назвав полученные победителями грамоты «скриншотами». «Еще раз увижу такой «скриншот», будем разговаривать по-другому или совсем не будем», – отчитал тогда Сергей Гапликов ответственных товарищей.

Перед организатором шуда керки, естественно, извинились, и дипломы прислали новые.

У озера Дон-ты

Неподалеку от дома-музея Павлова течет речка Кулом-ю, где есть места для любителей рыбалки. А чуть дальше – на расстоянии около километра от Дона – настоящее чудо природы, уникальное озеро Дон-ты, которое богато лечебной грязью и имеет необычную форму. Длиною около пятнадцати километров, оно растянуто как бы в виде змеи, если смотреть на карте. Это гипнотически-красивое озеро с островками соснового бора на заболоченных берегах.

По легенде название озеру дали рыбаки. Придя в эти места рыбачить, они поразились виду озера. В лучах закатного солнца вода была цвета каленого железа, на коми этот цвет называется «доналом». Впоследствии так же назвали и село.

Вместе с сыном Василий Павлов организовал на озере базу отдыха «Рыбак». Там у них два специальных гостевых домика, куда приезжают туристы, чтобы порыбачить и насладиться местными красотами. Как в музее, так и на озере Василий Павлов органично существует в роли гида: водит людей, рассказывает о том, как оно образовалось и что было на его месте раньше.

– Оно же считалось уже почти погибшим. Мы его восстанавливали. А в XVIII веке оно вообще было в десять раз больше, – говорит экскурсовод.

По поводу сапропеля – лечебного ила, которого в озере с избытком, Василий Павлов поведал, что его отправляли на анализы в Москву, и полезные свойства подтвердились. Оказалось, что в состав донского сапропеля входит 180 видов водорослей, что в разы больше, чем во многих других озерах мира. Когда-то, вспомнил он, была идея возить этот сапропель в санаторий Серегово, но потом решили, что ближе будет брать с озера Синдор. Раньше, по словам Павлова, сапропель из озера Дон-ты возили на совхозные поля как удобрение.

— Японцы получают из сапропеля триста видов продукции, кормят им даже свиней. Но у нас сейчас с ним не делают ничего, а разрастаясь, он пагубно влияет на озеро. Сапропель – это живое существо, которое выделяет углекислый газ, потребляя кислород, что пагубно действует на рыбу. Само озеро может просто высохнуть, если не проводить очистные работы, – рассуждает Василий Степанович. – Рыба в озере еще есть, но она погибает, потому что ей нужна чистая вода. Надо ручьи чистить. Там тридцать миллионов кубов этой грязи, все почистить очень тяжело, нужна помощь. Своими силами за шесть лет мы подняли двести тысяч кубов на глубине до пяти метров. Это было еще в девяностые. Потом были работы по очистке в начале нулевых. Ну, а в последнее время финансирования не было.

Василий Степанович справедливо полагает, что озеро Дон-ты – это, пожалуй, главный туристический бренд Усть-Куломского района. От того, удастся ли его сохранить и сделать доступным для гостей, во многом зависит и развитие туризма на этой территории.

Ярослав СЕВРУК
Фото автора и Артура Гарнова

Республика Коми,
Усть-Куломский район,
село Дон,
улица Центральная,
дом 40 «а».
Тел. 89225935210
pavlovanina1950@mail.ru

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

 

(С) «Регион» 11/2017