Весомо и зримо

«Революционное» искусство в Национальной галерее Коми

Сегодня события Октябрьской революции мы воспринимаем совсем иначе, нежели в советские времена. И на произведения искусства, посвященные «Великому Октябрю», смотрим уже другими глазами. То, что несколько десятилетий назад было неотъемлемой частью государственной идеологии и привычной деталью повседневной реальности, ныне встречается лишь в музеях. Благодаря исторической дате, «революционные» произведения искусства из фондов Национальной галереи Республики Коми снова «вышли к людям», заняв свои места на выставке «Сто лет революции». И многие из них не только иллюстрируют историю страны, но и имеют свою собственную…

Экспозиция заняла два условных зала: российских художников и авторов из Коми. Более всего тут графики: литографии, автолитографии, линогравюры, офорты… Для идеологического плаката – самое то: быстро печатается, просто и доступно для понимания широких масс, даже неграмотных. Словом, «весомо, грубо, зримо». Некогда всесоюзно известные авторы работ – Евгений Кибрик, Борис Иогансон, Николай Жуков, Анатолий Яр-Кравченко. Логично дополняют ряд агитационно-пропагандистских работ несколько карикатур Кукрыниксов.

Живописных полотен существенно меньше (практически все – авторов Коми), зато впечатлений они дают намного больше. И дело не только в их внушительных размерах, но и в смысловом контексте, а порой и в подтексте. Вот работа Пантелеймона Митюшева «Сталин у Ленина в Разливе» (1949). Два вождя революции беседуют, сидя у шалаша, рядом горит костерок… Словом, картина маслом. Вот только есть исторический факт – Сталин никогда не навещал Ленина в Разливе. Там, скрываясь от ареста, Ильич коротал время вместе с Григорием Зиновьевым. Так что это одна из работ-мифов (ныне любой поисковик в интернете выдаст еще несколько похожих образчиков живописи соцреализма разных авторов.
Теперь приглядимся к работам с изображением Домны Каликовой. Бросается в глаза, насколько разной предстает перед нами эта героиня Гражданской войны. На самом хронологически раннем полотне «Домна Каликова – героиня коми народа» работы Николая Жилина (1945-48 гг) она – избитая, в рваной окровавленной одежде – лежит на полу в каком-то чулане. В открытую дверь, сквозь клубы морозного воздуха, уходят ее мучители… И если кто-то заметит сходство лица героини этого полотна с чертами Народной артистки СССР Глафиры Сидоровой, он будет абсолютно прав! Работа и написана под влиянием спектакля, поставленного в театре драмы им. В.Савина в военные годы. В своей книге «Театр – это жизнь!» Г.П.Сидорова вспоминает, что пьеса коми драматургов Николая Дьяконова и Степана Ермолина «Домна Каликова» стала для нее третьей дипломной работой, где ей поручили заглавную роль: «Было лестно и немного страшновато…», а публика «всегда встречала этот спектакль бурными аплодисментами».

На картине Энгельса Козлова «Домна Каликова» (1959 г.) героиню ведут на расстрел. Ради исторической правды лицо Домны художник писал с ее фотографии, за набросками пейзажа ездил в село Помоздино, около которого, на льду Вычегды, белогвардейские бандиты казнили молодую коммунистку-партизанку… Но и тут остаются сомнения. Сотрудники галереи рассказывают, что однажды пожилой вахтер, посмотрев на портрет, заявил: «Все было не так». Оказалось, его мать жила в те годы в Помоздино и видела Домну перед самой ее смертью. По воспоминаниям женщины, на Каликовой то ли был лишь один валенок, то ли она была совсем босая. Да и идти – избитая, измученная – сама уже не могла, ее волокли… Трудно судить, насколько близка к реальности картина, но ее монументальность впечатляет. Полотно 2х2,7 м даже пришлось вынуть из рамы, иначе оно не проходило в двери. Кстати, несколько десятилетий, до 1993 года, картина висела в здании Коми обкома КПСС.


А на работе того же Э.Козлова «Дни революции. Домна Каликова в Петрограде» (1981 г.) девушка еще полна сил и надежд. Она верит только в лучшее, не зная, что ей осталось всего два с небольшим года жизни и – десятилетия бессмертия в памяти людей. С годами ее образ становился все более мифологизированным, и эту трансформацию ярко характеризует серия работ с ее изображением Василия Игнатова (1967 и 1976 гг.).

– В годы Великой Отечественной войны, для поднятия народного самосознания и боевого духа, в стране разворачивается программа по актуализации национального героя, – говорит куратор выставки Надежда Беляева. – В Коми АССР внимание было акцентировано на героине гражданской войны – Домне Каликовой. В период с 1942 по 1987 г. подвигу дочери Коми народа были посвящены масштабные живописные полотна, многочисленные скульптуры, графические произведения, книги, поставлены драматический спектакль и опера. Образ героини претерпевал изменения в зависимости от времени и стиля художника: в 40-50-е гг. брала верх литературность, в 60-е – историчность, еще позднее – образность, мифологичность, позволявшие художникам весьма вольно обыгрывать исторические реалии в пользу новых пластических решений. Домна Каликова представала перед зрителем то идеально сложенной, даже сексапильной, непокорной большевичкой в работах Жилина, то сакральной языческой фигурой на графических листах Игнатова.

Дополняет ряд монументальных полотен работа Э.Козлова «Октябрь в Коми деревне» (1971 г.). И еще одну вещь можно причислить к числу особенно любопытных – «Ляпинский поход» Виталия Кокачева (1977 г.). В свое время автора очень ругали за эту работу, отмечая ее «примитивизм» и утрированность образов. Но на взгляд из 2017-го в картине, наряду с признаками «наивной» манеры письма, просматриваются и самые настоящие иконописные приемы.

Скульптур на выставке – считанные единицы. Если взять местных мастеров, то это «Красный всадник» Анатолия Неверова и проект памятника Ленину в полный рост – Владислава Мамченко. Ленина в запасниках галереи вообще очень много, есть и Карл Маркс в полный рост, но из-за веса этих больших скульптур их не представилось возможным выставить сейчас. Из работ российских авторов представлены большой мраморный бюст Ленина Андрея Файдыша, бюст героя Гражданской войны С.П.Медведовского (автор – скульптор Василий Керенский, какова фамилия!) и большой бронзовый бюст Сталина. Две последние работы (как, впрочем, и львиную долю других на этой экспозиции) сотрудницы Национальной галереи Ольга Орлова и Надежда Беляева привезли в 2002 году из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В начале XXI века сотрудники этого хранилища решили, что «революционные» работы окончательно потеряли актуальность, и предложили нашей галерее, после ее неоднократных заявок, забрать их в Сыктывкар. Так «Иосиф Виссарионович Сталин» работы Григория Кепинова (предположительно 1940 г.) обосновался в Нацгалерее. Ольга Орлова обращает внимание, что генералиссимус изображен без френча или какой-то иной одежды. Изобразить вождя с голым торсом в то время было очень смелым решением.

Но, пожалуй, еще интереснее художественной ценности судьба этой работы. Когда-то она хранилась в Третьяковской галерее. После смерти Сталина и разоблачения «культа личности» бюст, как и остальные портреты «вождя народов», убрали с глаз подальше. А большинство скульптур из металла пустили на переплавку. Скорее всего, по приглашению сотрудников Третьяковки сам автор, дабы сберечь свое произведение от доменной печи, затонировал его алебастровым гипсом. Наполовину «загипсованной» работа и предстала перед сотрудницами Национальной галереи Коми 15 лет назад. Минувшей зимой художник-реставратор Инна Пономарева отчистила бюст от искусственно нанесенной краски.

Ирина САМАР
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и Национальной галереи Республики Коми

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 11/2017