Ель. Героиня преданий и новогодних праздников

Если спросить самого маленького ребенка, что растет в лесу, он уверенно ответит: «Елки!». А если подойти к теме по-взрослому, то окажется, что в Республике Коми еловые леса по площади и запасам древесины стоят на первом месте среди других древесных пород и имеют исключительно большое народнохозяйственное значение.

Но ель для коми народа – гораздо больше, нежели популярная деловая древесина и «новогоднее дерево». Как известно, православие пришло в Коми край чуть более 600 лет назад. До того же зыряне были язычниками и в первую очередь почитали растения, животных, стихии воды и огня… Важное место в этом перечне занимали деревья.

Предки современных коми считали ель одушевленным существом. Если охотнику доводилось переночевать в чужой избушке или под деревом, надо было обязательно испросить у этой избушки или дерева разрешения – ночлег без оного грозил неприятностями. Вот одно из таких народных преданий: охотник решил заночевать под елью, да забыл попросить разрешения. И только развел костер и стал разделывать белок, раздался голос: «А ну-ка, выходи из-под ели, выходи!». Вокруг – никого, а голос требует и требует того же. Пришлось ему идти под другую ель – уж у той он попросил разрешения и спокойно проспал до утра.

Деревья у древних зырян символизировали разные миры. И если «верхний», божественный представляла береза, то «нижний», а также мир мертвых представляла ель (иногда ее заменяла пихта). Возможно, это пошло с того, что местные жители, не имея лопат и возможности копать могилы, хоронили умерших под вековыми елями. Корни деревьев, отмирая, образовывали в земле пустоты, и в эти ниши люди клали усопших, иногда не по одному, а сверху закидывали землей или снегом. И поныне в дальних коми селах, особенно где нет возможности купить похоронный венок, стараются проводить покойных в последний путь с еловыми (реже пихтовыми) ветками, обрядить ими свежую могилу. Обычай возложения к Вечному огню, мемориалам еловых или пихтовых венков берет корни из этой же традиции… Древние коми знахарки (черной ли, белой ли магии), собрав травы и не имея возможности унести их домой за раз, схрон трав делали именно под елями, и некоторые обряды проводили там же. Подобные места считались в народе «нечистыми».

А потом из Германии в Россию, а там и на Коми землю пришел обычай праздновать Рождество с нарядно украшенной елкой. Но долгое время даже православные коми не хотели отмечать Рождество в компании ели, так как она символизировала не рождение новой жизни, а совсем обратное. Со временем рождественско-новогодние елочки прижились, так как коми отмечали приход нового года, поминая усопших предков. А некоторые местные жители стали украшать на Новый год пихту.

Может, потому и традиция устанавливать новогоднюю елку на площади столицы Коми – совсем молодая. Если в домах нарядные елочки к Рождеству устраивали в Усть-Сысольске (прежнее название Сыктывкара) еще до революции, то в городе, на открытом воздухе, их не ставили. Позже при Сталине отменили эту «буржуазную», да еще и религиозную традицию, но в середине 1930-х годов вернули, только сделав новогодней. В Сыктывкаре первое упоминание о празднично украшенной новогодней ели удалось найти в публикации 68-летней давности. В газете «За новый Север» от 3 января 1950 года читаем: «Как только спустились сумерки, на Центральной площади столицы республики вспыхнула разноцветными огнями огромная елка. Красные, зеленые, желтые, белые огни… Звуки праздничной музыки привлекли сюда множество людей. Веселье продолжалось далеко за полночь». Вокруг елки тогда был залит каток и установлены скульптуры ледяного Деда Мороза, белых медведей и деревянные домики-ларьки, в которых можно было купить игрушки, сладости и книги. Словом, почти как сейчас – только нынче обходятся без книг…

Между тем, ошибется тот гость республики, который встретит в местных топонимах слово «ель» и решит, что это – по имени самого популярного дерева Коми края. Топонимы – от коми слова «ёль» (лесной ручей). А елка, ель по-коми будет «коз». Новогодняя елка – «выль вося коз». С наступающим Новым годом!

Ирина САМАР

Коми – настолько «еловый» край, что тут встречаются и уникальные деревья. Около двух лет назад стала широко известной многоствольная чудо-ель из села Руч Усть-Куломского района, что в 140 км от Сыктывкара. Ее называют одним из чудес республики. Сколько верхушек у этого дерева, не знают даже местные жители. Корреспонденты насчитали 11. После публикации фотографий елки на популярных сайтах она стала настоящей звездой Интернета! Некоторые предполагают, что дерево должно обладать таинственной силой. Однако возле ели расположено много частных домов и хозпостроек, и аномальных явлений там не замечали…