Футуризм в стиле этно

Авангардное искусство становится народным

Еще относительно недавно это художественное направление было новинкой и диковинкой: в России о нем начали говорить всего каких-то четверть века назад. А сегодня его проявления стали частью повседневной визуальной действительности настолько, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Фирменные логотипы, знаки торговых марок, корпоративные эмблемы, символика фестивалей и праздников в последние годы в Коми все чаще создаются именно в стиле этого направления – этнофутуризма.

Юрий Лисовский. Душа реки моего отца.

Юрий Лисовский. Жернова времени.

Юрий Лисовский. Когда бивни мамонта превращаются в галактики.

Как понятно из названия, это течение сочетает в себе подлинное знание народной культуры и новаторскую технику. По сути, это сплав глубинного, народного, традиционного, старинного с современным, модернистским, передовым.

Зародился этнофутуризм в Эстонии в конце 1980-х, когда местные творческие силы, параллельно официальным процессам еще советского государства, находились в поиске своих корней, национального самоопределения. Причем, вначале это было явлением скорее литературным, появившись среди писателей и поэтов. И термин ввел в обиход в 1989 году эстонский писатель Карл Мартин Синиярв. А в начале 1990-х, когда Эстония стала суверенной, ее этнофутуристы предложили тему людям культуры из родственных финно-угорских регионов.

Этнофутуристическая конференция молодых финно-угорских художников, писателей, музыкантов и т. д. прошла 5-9 мая 1994 года в Тарту. На нее пригласили около сотни гостей разных финно-угорских национальностей. Целью этих дней было познакомить участников с этнофутуризмом посредством речей, фильмов, выставок, песен и общения. По итогам конференции приняли и манифест.

«Истоки этнофутуризма как феномена современного искусства финно-угорских стран и республик России уходят в XX столетие. Интерес к архаичным и этническим пластам народной культуры связан с развитием национального самосознания и культурных контактов финно-угорских народов. Художественная стилистика этнофутуризма соединяет заимствования из творчества старых мастеров, достижения русского авангарда, новые идеи и формы постмодернизма. Объединяющим выступает интерес к финно-угорской мифологии, и в целом архаической культуре», – определяет суть этнофутуризма замдиректора Национального музея Коми, кандидат исторических наук Светлана Бандура.

Высокий уровень и самобытность произведений этого художественного направления подтверждают многие выставки и фестивали с участием художников-этнофутуристов в России, Эстонии, Венгрии и Финляндии.

Этнофутуризм пришел в финно-угорские регионы России из Эстонии и активнее всего стал развиваться в Удмуртии, затем в Марий Эл. Удмурты – через фестивали, выставки и прочие культурные мероприятия – постепенно вовлекли в этнофутуризм и ближних соседей-тюрков из Татарстана, Башкирии, Чувашии. Так постепенно этнофутуризм перестал быть чисто финно-угорским.

А в последние годы образы с картин этнофутуристов Коми как-то незаметно «шагнули в широкие массы». А значит, можно сказать, что этот стиль вышел за рамки одного из направлений искусства и стал заметной частью повседневного визуального фона нашего времени. То есть, явлением по-настоящему народным.

Ирина САМАР
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА

Минувшей осенью сыктывкарцы и гости столицы Коми смогли познакомиться с работами этнофутуристов не только из своего региона, но и из Удмуртии. Участниками выставки в Национальном музее Республики Коми были художники из творческого объединения «Ижкар» Сергей Орлов, Татьяна Зыкова, Вячеслав Михайлов, Александр Пушин и Юрий Лобанов, а также сыктывкарцы Паша Микушев и Юрий Лисовский.

Вячеслав Михайлов. Пространство луны.

Вячеслав Михайлов. Ангел.

Сергей Орлов. Триптих.

Сергей Орлов. Древо жизни.