Новый балет М.Герцмана «Подари мне детство» – философская история для детей и взрослых

16 и 17 февраля в театре    оперы и балета Республики Коми состоится премьера спектакля «Подари мне детство». Автор музыки – сыктывкарский композитор Михаил Герцман, либретто по мотивам повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» написал Борис Лагода. Балет поставлен при поддержке гранта Главы Республики Коми.

По словам создателей балета, «Подари мне детство» был задуман как волшебная сказка для детей и взрослых на самые вечные темы: он про крепкую дружбу и нежную любовь, обиду и прощение, верность и предательство, взаимоотношения родителей и детей.

У автора музыки со сказкой Экзюпери «Маленький принц» — давние творческие «отношения». Это одно из любимых литературных произведений композитора, и еще в 18-летнем возрасте, на первом курсе консерватории ему посчастливилось стать автором музыки к драматическому спектаклю «Маленький принц», поставленному в Перми. Но любимый сюжет не давал покоя: хотелось создать полностью свое произведение по мотивам известной повести. Когда Михаил Герцман обратился с идеей написать либретто к балету по «Маленькому принцу» к Борисе Лагоде, тот, как выяснилось, уже сам обдумывал этот сюжет несколько лет. Поэтому взялся за работу с энтузиазмом. В либретто, по его словам, он затронул не только тему детства, но и вечного конфликта отцов и детей.

— Детей надо слушать и слышать, это очень важно. И это послужило «точкой отсчета» при написании либретто, — поделился Борис Лагода с журналистами своим видением идеи.

Михаил Герцман, который является автором уже около десятка балетов и мюзиклов (семь из них были показаны на сцене театра оперы и балета в Сыктывкаре), отметил:

— Саму музыку я написал за 40-42 дня. Это сумасшедшие сроки, я так быстро еще не писал. Но это было летом, в отпуске – мне никто и ничто не мешало, я работал с упоением дни и даже ночи. Мне очень понравилось либретто, в котором. кроме тем, затронутых Экзюпери, есть и тема предательства, актуальная, наверное, для каждого человека… Для меня она всегда живая – как любовь, страх, смерть…

Работа над постановкой балета велась в чрезвычайно сжатые сроки и потребовала концентрации усилий и его создателей, и всего театра. Однако некоторый цейтнот не помешал коллективу справиться с поставленной задачей. Возможно, потому, что постановочная команда получилась сборной, туда вошло много талантливой молодежи. Так, хореографом-постановщиком стала лауреат ряда престижных международных конкурсов Нина Мадан, ей ассистировал коллега и супруг Вячеслав Пегарев (оба – г.Москва). В итоге зритель увидел весьма необычную, свежую, яркую и образную хореографию. Безусловно базирующаяся на классическом танце, она при этом полна современных элементов. Наверное, это можно назвать неоклассикой. А руководитель детского балетного театра «Аленький цветочек» Галина Ширяева в беседе с корреспондентом «Региона» охарактеризовала хореографию балета как элегантную.

Сценографом и художником по костюмам пригласили, соответственно, Наталью Павлицкую и Анастасию Юрьеву – обе трудятся в Академическом театре драмы им.В.Савина и еще не оформляли балетные и вообще полностью идущие под музыку спектакли. Наверно, потому декорации и костюмы получились весьма неожиданными и непривычными для постоянных зрителей оперы и балета. Однако они, безусловно, очень эффектны, необычны и красивы. Кроме того, в спектакле много яркого «игрушечного» реквизита, который делает спектакль еще более привлекательным визуально и интересным детской аудитории.

Дирижер-постановщик, главный дирижер театра Азат Максутов еще до премьеры предупреждал о сюрпризах. И зритель их получил: оркестр в спектакле не только играет на музыкальных инструментах. Кроме того, лейтмотивом музыки балета стала написанная ранее композиция М.Герцмана «Ангельская песня». Ее тема то и дело звучит на протяжении спектакля, а в финале она звучит полностью – за кулисами ее исполняет молодая солистка театра Анастасия Морараш. Вообще, спектакль получился очень «возвышенным», неотрывно связанным с небом: профессия летчика и полеты в самом сюжете, невообразимо красивые звездное небо, луна и планеты в сценографии и, наконец, «ангельская» мелодия не оставят равнодушными никого.

В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главную партию (Леон, он же Маленький принц) исполняет солистка театра, лауреат международного конкурса Елена Быкова, запомнившаяся зрителям в небольших, но очень ярких партиях в балетах «Дон Кихот», «Жизель», «Тысяча и одна ночь», «Барышня-крестьянка», «Щелкунчик». По словам М.Герцмана, это не только талантливая танцовщица, но и настоящая драматическая актриса, в чем и убедились первые зрители балета на генеральной репетиции. Безусловных похвал заслуживают солисты Роман Миронов (Летчик), Наталья Супрун (Роза), Владимир Ли (Лис), Григорий Абдуллин (Фонарщик). Очень украсили спектакль маленькие «звездочки»: их роли исполнили юные воспитанницы Детской студии классического балета при театре под руководством Натальи Супрун. Ринат Бикмухаметов исполняет две яркие партии: отца Леона и Черного Короля. И это символично, что насилие (в реальной жизни исходящее от отца, а в фантасмагорическом мире – от Черного Короля) воплощает один и тот же танцовщик. Этот яркий параллелизм от постановочной группы подчеркивает многоликость зла. Впрочем, и добро в балете неоднозначно и не всегда постоянно: Белая Роза, воплощающая собой свет, нежность и вызывающая любовь, не всегда будет такой… Однако пусть подробности сюжета узнает тот, кто придет в театр.

В целом спектакль получился очень динамичным, красивым, светлым. По-настоящему сказочным и в то же время очень жизненным, философским. А значит, интересным и нужным семейной аудитории, как и задумывался.

Ирина Самар

Фото Ивана Федосеева