Путь на Маньпупунёр

Путь на Маньпупунёр может быть короче, доступнее и безопаснее для туристов

В прошлом году межрегиональный туроператор ООО «Северный Урал» было признано лучшим туроператором по итогам конкурса «Лидеры туриндустрии Республики Коми». Именно эта компания доставляет туристов к одному из самых известных природных памятников России – столбам выветривания на плато Маньпупунёр. Кроме того, в 2017 году «Северным Уралом» подготовлены фотовыставки, посвященные плато Маньпупунёр, в целом ряде крупных аэропортов страны и мира: Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Лондона, Парижа, Токио…

В рамках спецпроекта нашего журнала «Экотур» мы беседуем с директором ООО «Северный Урал» Дмитрием Кирилловым.

– ООО «Северный Урал» занимается доставкой туристов на культовые объекты Урала, в основном – на плато Маньпупунёр. Этот природный объект расположен на территории Коми, а ваша компания – в Перми. Как получилось, что этот маршрут освоил пермский туроператор?

– Наша компания только территориально находится в Перми. А юридически ООО «Северный Урал» – это предприятие, зарегистрированное в Республике Коми, в поселке ЯкшаТроицко-Печорского района. Несмотря на то, что плато Маньпупунёр находится в Республике Коми, добраться до него, по крайней мере сегодня, гораздо быстрее и дешевле со стороны Пермского края. Это обусловлено географическим расположением вертолетной площадки в поселке Ныроб на севере Пермского края и ее наземной транспортной доступностью.

До Перми можно легко добраться за пару часов на самолете из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова на Дону, Сочи, Казани, Сыктывкара, Екатеринбурга и так далее. Из других регионов можно доехать на поезде, автобусе или личном автомобиле.

– Давайте представим, что я никогда не был на Урале или вообще в Коми, живу где-нибудь в другом регионе России или вообще за границей. О плато Маньпупунёр наслышан и хочу туда попасть. Что представляет из себя этот маршрут?

– С летнего сезона 2016 года наш вертолет доставляет туда туристов каждую субботу на однодневную экскурсию. Каждое воскресенье туристы вылетают в семидневный поход от плато Маньпупунёр до перевала Дятлова. Маршрут – 90 километров.

Такое же расписание сохранится и в 2018 году.

– Плато Маньпупунёр находится на территории Печоро-Илычского заповедника, а это в плане посещения – режимный объект. Какие у вас отношения с руководством заповедника?

– Дружеские и партнерские. Наше сотрудничество с заповедником началось в 2013 году с доставки вертолетом пожарных помп, медикаментов и продуктов питания на кордоны заповедника. В конце 2015 года совместно с заповедником мы построили вертолетную площадку в 1,6 километра от плато Маньпупунёр, у дома инспекторов. Наличие официально зарегистрированной площадки позволило развивать инфраструктуру в Печоро-Илычском заповеднике. Без площадки была невозможна доставка строительных материалов для последующих работ. Кроме того, это позволило снизить нагрузку на основную тропу за счет вертолетных забросок туристических групп непосредственно на плато.

В 2016 году, за два летних месяца, с помощью волонтеров со всей страны, мы обустроили гравийную тропу от вертолетной площадки до столбов выветривания на плато. В результате получилась гравийная лента шириной 60 сантиметров и протяженностью 1,6 километра с двумя смотровыми площадками 6 на 6 метров. Построенная тропа позволила свести к нулю антропогенную нагрузку на горную тундру и сделать Маньпупунёр доступным для туристов.

Параллельно со строительством тропы на плато, на границе заповедника оборудовали горный лагерь «Вологодская грань» из горных модулей собственного производства, с дровяными печами и солнечными батареями. В них могут разместиться на ночевку до 16 человек, переждать непогоду, зарядить гаджеты. Услуга эта абсолютно бесплатна для всех без исключения туристов. На тропе, от лагеря «Вологодская грань» до плато Маньпупунёр уложили стлани на переувлажненных участках, а на переходе через реку Печору оборудовали место отдыха с туалетом.

В 2017 году мы продолжили работы по устройству экологической тропы от плато Маньпупунёр до горного лагеря «Вологодская грань», а это11 километров. В течение летнего сезона были построены мосты через Печору и два ее притока, общей протяженностью более 50 метров. На заболоченных местах тропы уложили настилы. У дома инспекторов, на самом плато, по заказу заповедника установили современный модуль с торфяным биотуалетом для туристов и баней для госинспекторов заповедника.

Таким образом, территория получила экологическую защиту, а туристы – возможность посещать плато легально и без ущерба природе. В планах на следующий год – устройство таких же настилов на переувлажненных участках тропы, протяженностью 250-300 метров, и дальнейшее обустройство маршрута с «Вологодской грани» до плато.

– Как вам удалось все это обустроить в труднодоступной местности?

– Для организации успешной работы была сформирована обширная волонтерская программа, в которой приняли непосредственное участие около 150 добровольцев со всей России, были также и ребята из Греции, Литвы и Великобритании. Работа была физически очень трудной, а график – как на полноценной рабочей смене, с 7 утра до 18 часов вечера. Зато трудности окупались потрясающими видами природы Северного Урала, большинство волонтеров увидели плато Маньпупунёр впервые. Казалось бы, не такая уж сложная задача – доски таскать да сваи забивать, но надо понимать, что все строительные материалы, волонтеры, продукты питания, механизмы доставляются на плато только вертолетами. Плато Маньпупунёр является труднодоступным местом и более чем на 190 километров удалено от населенных пунктов.

– Несмотря на такую удаленность и труднодоступность, плато посещают и так называемые «дикие», неорганизованные туристы. Они составляют вам конкуренцию?

– Тут дело даже не в конкуренции. Туристы идут в горы часто без опыта, достойной подготовки и правильного снаряжения, без средств связи и регистрации в МЧС. Нередко травмируются и теряются. В таких случаях, при отсутствии погоды, на помощь людям уходят недели. Редко, но бывает, что все заканчивается печально.

С 2008 года, после получения статуса одного из семи чудес России, на плато обрушился неконтролируемый туристский поток со стороны перевала Дятлова, из Свердловской области. Любители экстремального вождения на вездеходах, «героически» двигаясь по маршруту, оставляют в горах канистры из-под бензина и моторного масла, запчасти, порванные тросы от лебедок, вырывают с корнем редкие кедры и другие деревья. Вот эти следы их «маршрута» сегодня представляют печальное зрелище: колеи по метру, постепенно превращающиеся в овраги. При этом в лесной зоне гор бензопилами выпиливаются новые проезды, поскольку по старым уже невозможно проехать. Хищнически вылавливается рыба в реках и отстреливаются немногочисленные северные олени. При бесконтрольном посещении маршрут превращается в болото. Северный Урал – не городской парк, нужно понимать его удаленность и сложность рельефа. Поэтому так важно обустраивать туристскую инфраструктуру на маршруте от перевала Дятлова до плато Маньпупунёр и создать необходимые условия для обеспечения легального, безопасного пребывания туриста в горах. Для этого на всех картографических сервисах мира уже обозначены установленные Горные модули, их координаты. Туристам нужно просто занести их в свои навигаторы и смартфоны перед выходом на маршрут. У каждой нашей группы туристов на маршруте есть спутниковый трекер, позволяющий инструкторам постоянно оставаться на связи, а близким туриста – наблюдать с «большой земли» за его перемещением на маршруте.

– Сколько туристов посещает сейчас плато Маньпупунёр? Откуда они?

– За последние два года можно отметить увеличение количества легальных туристов. Заповедник выстроил абсолютно правильную работу, как с туристами, так и с туроператорами по организации экологического туризма. Строгий контроль посещения заповедных территорий сказался на том, что туристы стремятся получить разрешение. Для примера, в 2015 году плато официально посетило порядка 50 человек, а неофициально – более 500. В 2017 году 420 человек посетило плато официально, и только 10-15 пыталось пройти неофициально. При этом надо заметить, что разрешенная нагрузка на плато – 1200 человек на летний сезон.

Большинство туристов попадают на плато на вертолете со стороны Пермского края – около 60 процентов, на втором месте пешие туристы со стороны Свердловской области – 35 процентов, и около 5 процентов – пеше-водные туристы со стороны Республики Коми.

– В ноябре в рамках выставки-ярмарки «Отдыхаем в Коми!» Вы озвучили свой проект строительства взлетно-посадочной полосы близ плато Маньпупунёр. Что это за проект?

– Проект этот крайне необходим республике для выхода в лидеры по развитию туризма. При наличии взлетно-посадочной полосы на «Вологодской грани» столица республики, Сыктывкар, выигрывает по логистике доставки туристов на Маньпупунёр у Пермского края и Свердловской области. Регулярные рейсы на самолете с правильно выстроенной логистикой полетов позволят сделать туры на Северный Урал дешевле, чем на вертолетах и сравнимыми по цене с пешим походом.

Строительство ВПП для малой авиации (самолеты вместимостью до 17 человек) займет всего три летних месяца. Обойдется примерно в 19 млн. рублей. И окупится, за счет противопожарного мониторинга территории, над которой будут проходить регулярные рейсы, максимум за три года. Наличие ВПП на «Вологодской грани» даст толчок развитию малой авиации в России и привлечет зарубежных авиалюбителей к путешествию по нашей стране.

– Насколько реализация этого проекта удешевит доставку туристов и увеличит турпоток на плато?

– Стоимость билета на самолет в оба конца из Сыктывкара к столбам выветривания может составить 16 тысяч рублей. Это дешевле полета на вертолете (35 тысяч рублей) и гораздо быстрее, чем добираться туда пешком с перевала Дятлова или из поселка Якшер.

– Чем этот проект выгоден для Коми?

– Очевидно, что в разы увеличится турпоток на Маньпупунёр через столицу республики.

Наконец, можно будет создать круглогодичный туристский кластер на Северном Урале: этнотуризм в Ханты-Мансийском АО, экотуризм на плато Маньпупунёр, рыбалка в сибирских реках, пешие походы на перевал Дятлова, снегоходные туры по всему Уралу, лыжные прогулки по горам и многое другое.

Так как основной поток туристов, желающих увидеть плато, прибывает из Москвы и Санкт-Петербурга, предлагается построить следующую логистическую схему: из Москвы в Сыктывкар прибывает борт «Комиавиатранса». Не заходя в аэропорт, туристы пересаживаются в легкомоторный самолет и через два часа оказываются на плато.

Наличие ВПП, безусловно, даст огромный толчок развитию туризма в республике. Турист с комфортом добирается до места, размещается в горном гостиничном комплексе. То, что раньше было под силу только подготовленным людям, станет доступным для большинства жителей страны и мира.

Вложение сегодня средств в ВПП на «Вологодской грани» дадут наибольший экономический эффект по сравнению с другими проектами и создадут перспективу развития туризма в Коми на годы вперед. Реализация проекта станет примером для других территорий, стремящихся развивать туризм.

Беседовал Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и из архива Д.Кириллова

В оформлении материала использован видеоклип песни «Маньпупунер». Автор и исполнитель — Оля Сан. Сыктывкар, 2012 г.