Март: Александр Осипов. Первый коми композитор

Сегодня, 15 марта, исполняется 95 лет со дня рождения Александра Осипова – первого профессионального композитора и музыковеда Коми земли, члена Союза композиторов СССР, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, автора многих популярных песен, хоров, романсов. Значительны его научные работы, посвященные коми национальному фольклору, изучению истории возникновения и развития традиционной современной музыкальной культуры и искусства народа коми. Как фольклорист он объездил родную республику в экспедициях по сбору народных песен. Как хормейстер Ансамбля песни и пляски создал сценический вариант многих коми народных песен, аранжировал песни Виктора Савина. Создал и более собственных 150 песен, хотя в памяти народной ему хватило бы лишь одной из них: «Катшасинъяс» (Ромашки), которую многие уже считают народной. Жизнь его была трудной, беспокойной, полной неожиданных поворотов и очень насыщенной. Только до обидного короткой…

Начало творческого пути

Александр Георгиевич Осипов родился 15 марта 1923 года в селе Сторожевск Усть-Сысольского уезда Коми автономной области (ныне Корткеросского района Республики Коми), в крестьянской семье. Его отец Егор Фомич в 1933 г., когда началась принудительная колхозная коллективизация, выбрал жизнь отшельника. Больной матери, Дарье Яковлевне, 10-летнего Сашу было не прокормить и не воспитать, и его отправляют в детский дом. Впереди три детдома: Сыктывкарский, Выльгортский и Усть-Куломский. Решающим моментом в биографии стал перевод мальчика в начале 1936 г. из Выльгорского детдома для трудновоспитуемых в Усть-Кулом. Там он оказался в привилегированных условиях образцового детского дома: чистая постель, нормальное питание, свое хозяйство для трудового воспитания, заботливые педагоги, дисциплинированные дети и много музыкальных инструментов. Саша мечтал о карьере скрипача и начал заниматься на скрипке в Усть-Куломе, а потом вместе с соучениками создал оркестр. Уже в 16 лет Александр руководит самодеятельным оркестром русских народных инструментов в Усть-Куломском районном Доме культуры.

Его талант не остается незамеченным, и в 1938 году Александр обучается в сыктывкарской детской художественной студии, занимается на скрипке у И. В. Оплеснина. Страстное желание стать музыкантом-профессионалом приводит в 1939 году 16-летнего юношу в Вологодское музыкальное училище, где он осваивает домру и параллельно скрипку. Однако трудное материальное положение заставляют его вернуться на родину уже на втором курсе. В Сыктывкаре он приступает к работе музыканта-исполнителя в оркестре только что созданного ансамбля песни и танца Коми АССР (ныне Государственный ансамбль «Асъя кыа»), порой заменяя художественного руководителя и дирижера. Во время гастролей ансамбля начинает энергично собирать и записывать коми напевы и песни. Первая народная песня (вариации на тему «Шондi бан») была записана им в 17 лет. «Коми напевы я начал записывать с 1940 года,— позже напишет Осипов.— Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра русских народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми ССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку».

Но путь музыканта прерывает Великая Отечественная война. В 1941 г. Осипов добровольцем ушел на войну и стал сапером Северо-Западного Фронта. В 1942 г. был тяжело ранен: искалечены грудная клетка и левая рука. В 19 лет юноша стал пожизненно инвалидом войны. Поврежденная левая кисть вынуждает навсегда забыть про искусство исполнителя. Но свое будущее парень видит только в музыке и решает освоить новую для себя профессию.

В новом качестве

В 1942 г. Александр демобилизуется и возвращается в ансамбль, где начинал до войны, но теперь уже в должности хормейстера. Почти три года, до конца войны, он работает бок о бок с Аполлоном Васильевичем Каторгиным, художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Коми АССР, талантливым музыкантом и подвижником коми народного искусства. Одновременно продолжает записывать коми народные песни, делает обработки народных напевов для хора и солистов ансамбля. Рождаются и свои песни.

Еще шла война, когда Александр Осипов попробовал сочинять романсы. Были взяты два красивейших стихотворения коми поэта Николая Фролова «Сук вӧрын» и «Аддзы шорлысь». А музыка? Как признавался автор, первый блин оказался комом: «из-за небольшого композиторского опыта романсы получились слабенькими». Но уже следующий романс начинающего композитора «Эн шуӧй ті» на слова поэта Серафима Попова был отмечен жюри объявленного в 1949 году конкурса как «первое музыкальное произведение, написанное в классическом стиле с использованием национальных мелодических оборотов». Этот романс в коми музыке по праву считается пионером жанра.

Александр Георгиевич убеждается в необходимости музыкально-теоретических знаний и по окончании войны поступает в Саратовское музыкальное училище, где обучается на дирижерско-хоровом и теоретико-композиторском отделениях (1945-1947), затем — в Горьковской консерватории им. М. И. Глинки (1947-1949), в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (1949-1950), Музыкально-педагогический институте им. Гнесиных (1951-1953, до четвертого курса – материальные трудности не позволили завершить учебу). Уехав из Сыктывкара в 22 года, он самостоятельно строит свою жизнь, набирается знаний и опыта, приглядывается к культурной жизни в городах и автономных республиках, упорно учится и руководит хорами. На время учебы падают годы расцвета композиторского, исследовательского и исполнительского дарования А. Осипова. В эти годы он преподает в Культпросвет школе г. Егорьевска Московской области, руководит хорами в Кисловодске и Грозном. Ловит дыхание грядущих перемен в обществе и опережая их, преодолевая сопротивление, возвращается в Сыктывкар, имея целью создать условия для развития коми культуры.

«Золотые» 1950-е в Сыктывкаре

В Сыктывкаре в 1950-е гг. Александр Осипов формирует и постоянно пополняет команду единомышленников: журналистов, писателей, ученых-гуманитариев, музыкантов, режиссеров. Только так после массовых политических репрессий и тяжелых утрат войны можно было возродить национальные традиции и культуру. Сторонники Осипова, кто как умел, уходили от партийного диктата, сближались с народным творчеством, воспитывали национальные кадры, делая ставку на молодежь, утверждали свои взгляды в дискуссиях. Результаты этого ренессанса – реабилитированы загубленные классики коми литературы. Осипов собирает, редактирует и в 1966 году издает 26 песенных текстов Виктора Савина с нотами, причем мелодии 10-ти из них нигде прежде не публиковались. Одна из основных заслуг А.Осипова и состоит в том, что он собрал, обработал и опубликовал все 26 мелодий песен выдающегося коми драматурга, поэта и композитора.

В этот сыктывкарский период Осипов занимает ответственные должности: хормейстер, дирижер и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски, хормейстер на Коми радио, заведующий музыкальной частью республиканского драматического театра, художественный руководитель Коми республиканской филармонии, педагог Сыктывкарского музыкального училища. Причем, быть худруком филармонии и педагогом училища ему пришлось одновременно, в 1954-1959 гг. Параллельно он занимается композиторской деятельностью, много пишет для хора и солистов Ансамбля песни и пляски. Его песни, романсы тут же исполняются замечательным певцом, первым коми вокалистом с консерваторским образованием, заслуженным артистом Коми ССР Пантелеймоном Александровичем Осиповым.

50-е годы – расцвет творческого дарования композитора в разных жанрах. Он пишет хоры, музыку к драматическим спектаклям «Северное сияние», «Снежная королева», «Изваильская крепость», «Зарни кыв», «Клин клином»; опереттам «Когда цветет черемуха», «Сердце друга»; инструментальную музыку – «Мелодия». «Колыбельная», «Вальс». Но певца народа узнают по его песням, и песенный жанр был для композитора самым главным. Он пишет песни и романсы на стихи коми поэтов И. Куратова, Н.Фролова, С.Попова, Ф. Щербакова, А.Мурзина, А.Размыслова, А.Ванеева, М. Лебедева, Г. Юшкова и других. В Сыктывкаре и Москве издаются сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов…

Источником вдохновения для него была народная песня и родная природа. «А. Осипов по своей натуре лирик, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое… Песни его легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой, как родник, лирике, трогающей самые тонкие струны человеческой души. Мелодия льется естественно, беспрепятственно, в ней удивительная простота и внутренняя гармония; от этих мелодий словно теплеет северная земля, которую с такой любовью воспел композитор. Красота осиповских песен поистине неисчерпаема: как непохожи друг на друга и как по-разному совершенны песни «Кор ми аддзысьлам тэкöд», «Катшасинъяс», хор а капелла «Югыд тувсов вой». Глубок по значительности мысли и чувства лирико-патриотический романс «Эн шуöй тi», воспевающий суровый, но благодатный и богатый Коми край – своего рода признание в любви родной земле преданного ей сына и вдохновенного певца», – пишет музыковед Н.Герстле.

История создания «Катшасинъяс»

По признанию поэта-фронтовика Серафима Попова, на его стихи к началу 1951 г. местные композиторы сложили около 20 песен, и больше других – Осипов. В одном из интервью С. Попов открыл секрет творческой дружбы с А. Осиповым. «Сначала ищешь мелодию и образы, пытаешься удержать их внутренним слухом и зрением, потом переносишь на бумагу и проверяешь, как строчки звучат. Если композитор рядом – что-то еще подскажет, шлифуем стихи мелодией. Так в готовой песне настроение, переживание, интонация становятся выразительнее. Бывают песни неотразимо притягательные для публики, но знать об этом заранее – никому не дано. Так и работаешь, не зная, чем тебе ответит слушатель. Очень помогает коми народная песня – она служит наглядным примером того, как песня живет в народе веками. И когда этот урок усваивает современный автор, тогда мелодию уже закладывает в стихи, и такое произведение композитор легко заметит. Так мы с Александром Осиповым и работаем».

История создания самой знаменитой и любимой в народе песни А.Осипова изложена в статье краеведа, исследователя его творчества Надежды Митюшевой «Катшасинъяс» – символ национального пробуждения», впервые опубликованной в июле 2013 года. Жарким июлем 1962 года из Сыктывкара в Кудымкар отправилась «могучая кучка» деятелей коми литературы и искусства – это было чем-то вроде музыкально-этнографической экспедиции и писательской разведки. «Культурный десант» ездил по разным уголкам Коми-Пермяцкого округа к труженикам сельского хозяйства. В пионерлагерь на встречу с детьми делегация выехала почти в полном составе, в том числе, были там С.Попов и А.Осипов. На обратном пути машина сломалась, пассажирам пришлось выйти из нее, и они оказались среди моря ромашек! Увиденное и пережитое создало такой настрой, что захотелось петь. В прямом смысле слова в полевых условиях у поэта и композитора зародились слова и мелодия новой песни.

С.А. Попов неоднократно вспоминал об этом: «Тамошние ромашки совсем такие же, как качаются на легком ветерке у Сторожевска, родины Саши Осипова. Потому-то он первым повел об этом речь.

– Эх, вот бы песенку об этих цветах… – сказал он с грустинкой в голосе и укоризненно взглянул на меня.

– Ромашки, ромашки-и-и, – покорно ответил я, распевая про себя. – Катшасинъяс, катшасинъяс.

Саша вдруг оживился!

– Дальше… дальше! – требовательно стал просить он. Пока водитель чинил машину, я составил первый и второй куплеты…

В тот же день Александр Осипов исполнил на фортепиано мелодию «Катшасинъяс», которую и по сей день поют в народе с любовью».

Завершающий аккорд – в Москве

Но на исходе 1950-х широкой и многогранной натуре Осипова становится тесно в родной республике. Вместо перспектив на пути развития национального искусства он видит препоны, сооружаемые корыстью, непониманием, услужением власти. Растет разочарование. И в конце 1959 г. Осипов переезжает в Москву, завершает прерванную учебу в институте, затем поступает в аспирантуру при консерватории и учится у профессора К.Б. Птицы. А.Осипов снова берется за свои материалы по истории культуры коми народа, анализирует нотные записи из фольклорных экспедиций, ищет различные материалы по коми народному творчеству, неоднократно выезжает в фольклорные экспедиции в разные районы Коми (записано более 200 песен), в результате чего в 165 г. защищает кандидатскую диссертацию «Песни народа коми» (годом ранее выпустив одноименную книгу). Это первое исследование, изучающее музыку коми народных песен. В своем труде Осипов прослеживает историю собирания и изучения народных напевов; главную ценность составляет раздел, в котором тщательнейшим образом рассматривается структура напева.

Кроме того, в эти годы А.Осипов выпускает книги «Виктор Савин. Песни» и сборник обработок для хора «Коми народные песни», а в 1969 г. в свет выходит книга «О коми музыке и музыкантах», которая и сегодня является важным источником сведений о музыкальной культуре Коми края, музыкантах, композиторах, исследователях коми народной музыки. Эти книги стали результатом большой собирательской и исследовательской работы. В них Осипов впервые в истории коми музыкознания проанализировал вклад каждого коми композитора в развитие коми музыки, рассказал о первых исследователях коми национальной музыки. В итоге первопроходец в современном коми песенном творчестве становится высококвалифицированным специалистом по истории и теории коми музыки.

С 1966 по 1970 А.Г. Осипов преподает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории им. П. И. Чайковского. По словам краеведа Н.Митюшевой, после защиты диссертации в новоиспеченном кандидате искусствоведения верх взяла общественная жилка, гражданственность, он сосредоточился на идеях музыкального образования и воспитания, исходивших из круга таких выдающихся деятелей русской культуры как ректор Московской консерватории профессор А.В.Свешников, руководитель хора Всесоюзного радио и его научный руководитель профессор К.Б.Птица, композиторы Д.Б. Кабалевский и Д. Д.(?) Шостакович… Сблизившись с этими людьми, Осипов развернул научно-исследовательскую и научно-публицистическую деятельность. Страстный пропагандист музыкальной культуры, А.Осипов выступает с научно-публицистическими и журнально-критическими статьями в центральных газетах и журналах: «Правда», «Советская культура», «Советская Россия», «Журналист», «Музыкальная жизнь», «Советская музыка». За 6-7 лет он опубликовал более 30 статей, где обрисовал опасные для общества кризисные явления в музыкальной жизни страны. В это же время композитор взялся за крупную теоретическую работу о борьбе идей в современной музыке. Эта работа, поддержанная кружком Д. Кабалевского, была закончена к началу 1970-х.

Результатом всей этой деятельности стала подготовка диссертации на сложную философскую тему: «Музыка в информационной войне (статистико-социологическое исследование)». Публикации Осипова в прессе вместе с откликами на них подтвердили актуальность выбранной темы. Но защитить ее Осипов не успел: он умер 31 января 1973, не дожив до 50-летия полтора месяца.

Как пишет Н.Митюшева, где и как похоронили Осипова, неизвестно. Знали об этом композитор Яков Сергеевич Перепелица (1928-1990) и доктор филологии, племянник Осипова Владимир Николаевич Демин (1939-1999), но никто из ныне живущих не запомнил и не записал.

В память об Александре Осипове

Прошло уже 45 лет со дня смерти композитора и музыковеда, но по- прежнему на разных концертных площадках звучат песни А. Г. Осипова. Его произведения вошли в «золотой фонд» ансамбля « Асья кыа», они исполняются профессиональными и самодеятельными исполнителями. С 1986 г. проводятся фестивали песни им. А.Г. Осипова. На родине композитора, в Сторожевске, проводятся юбилейные мероприятия. Последнее, к 90-летию со дня рождения композитора, состоялось пять лет назад. В краеведческом музее была развернута выставка, посвященная А.Г. Осипову, представлено электронное пособие о творчестве композитора; проведена конференция на тему «Актуальные проблемы музыкального наследия А. Г. Осипова» с участием музыковедов, краеведов, композиторов. В Сторожевской школе открылся кабинет музыки и коми языка им А. Г. Осипова. Мероприятие завершилось концертом с участием творческих коллективов и самодеятельных композиторов Корткеросского района. Во время концерта прозвучало много воспоминаний об Александре Осипове: на празднике присутствовали его двоюродные и троюродные сестры, а также дочери его лучшего друга Серафима Попова.

И в этом году намечен ряд мероприятий в честь юбилея композитора – они состоятся на его родине, в Корткеросском районе. 15 марта в Домах культуры сел Богородск и Большелуг пройдут викторины «Пою тебе, мой край». Литературно-музыкальные часы запланированы в Клубе деревни Выльыб и Дома культуры села Нившера. Конкурс исполнителей детских песен «Парад талантов» и тематическая программа «Современные коми композиторы» состоятся в Клубе деревни Зулэб и СКЦ села Маджа. Тематические вечера «Музыка его жизни» и книжные выставки соберут гостей в Клубе деревни Троицк и села Сторожевск. А 25 марта в Доме культуры с.Сторожевска состоится юбилейный концерт «Мыла шылад», посвященный творчеству Александра Осипова.

Ирина Самар

При подготовке материала использованы статьи об А.Осипове Натальи Герстле, Надежды Митюшевой и Светланы Николаевой.

Фото из личного архива Н.Митюшевой.

На фото: А.Г. Осипов (справа) с другом, ветераном ВОВ Александром Николаевичем Улитиным. Сыктывкар, центральный стадион, август 1964 г.