Василий Тропинин. «Золотошвейка»

В 2018 году Национальной галерее Республики Коми исполняется 75 лет. Указ о создании Художественного музея Коми АССР был подписан 4 декабря 1943 года. Музей вырос из художественного отдела краеведческого музея, образованного в конце 1920-х годов по инициативе и при непосредственном участии известного ученого-антрополога, музейного деятеля Даниила Тимофеевича Яновича. Сегодня Национальная галерея – единственный в Республике Коми художественный музей, хранящий в своих фондах около 10 000 произведений искусства XVII – начала XXI века. В этом номере наш журнал открывает цикл публикаций о самых значительных шедеврах Национальной галереи Республики Коми.

Среди произведений коллекции русского искусства особое место занимает знаменитый шедевр русского художника Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка» – трогательный образ юной крепостной мастерицы, обернувшейся к зрителю, будто на миг оторвавшись от сложной и кропотливой работы. Это одно из самых известных произведений русского искусства. Но немногие знают, что существует два варианта знаменитого шедевра. Один, созданный в 1826 году, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, а другой, более ранний вариант 1825 года, принадлежит Национальной галерее
Республики Коми.

На обороте холста из собрания галереи есть штамп с надписью: «принадлежит Мане и Христине Сергеевне Барышниковым», а также наклейка: «Тропинин Вышивальщица (№ 23) Собственность М. С. и Х. С. Барышниковых. Принято на хранение в Третьяк. галерею 10 октября 1917 г.». За этой надписью – драматичная история картины и ее владельцев, вовлеченных в водоворот событий 1917 г.

Картина «Золотошвейка» происходит из усадьбы Алексино в Смоленской губернии – родового гнезда знаменитого дворянского рода Барышниковых. Почти пятнадцать лет Василий Тропинин писал портреты для фамильной галереи по заказу Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Его сын Андрей Иванович Барышников был страстным коллекционером произведений искусства, существенно расширившим родовое собрание. Сын А. И. Барышникова Сергей также был не чужд искусству и в 1860-х гг. открыл свое ателье – художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича и последние наследницы имения Мария и Христина Барышниковы продолжили собирательскую и просветительскую деятельность своих предков.

После революции 1917 г. сестры Барышниковы остались в имении и до последнего старались сберечь фамильные коллекции и архивы. Опасаясь за судьбу собрания, в 1917 г. они обратились в Третьяковскую галерею к ее директору Игорю Эммануиловичу Грабарю с просьбой принять на время принадлежащие им полотна старых иностранных и русских мастеров. Грабарь писал в письме Александру Николаевичу Бенуа от 2 июня 1917 г.: «Сейчас спасаем из Смоленской губернии одно замечательное собрание, беря на хранение в Москву 23 наиболее важных картины». Из всего списка, предложенного сестрами Барышниковыми, были отобраны те, что «представляли наиболее выдающийся художественный интерес», – полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Брюллова, а также четыре картины Тропинина – «Портрет А. Барышникова», «Кружевница», «Гитарист» и «Золотошвейка».

Однако на этом странствия «Золотошвейки» не закончились. В 1925 г. в результате присоединения к Третьяковской галерее знаменитого национализированного собрания
И. Е. Цветкова (Цветковской галереи) в ее коллекцию поступил авторский вариант-повторение картины «Золотошвейка» 1826 г. А первый вариант было решено передать в только что созданный художественный отдел краеведческого музея автономной области Коми. Надо полагать, что такое решение было принято во многом благодаря огромному авторитету Даниила Тимофеевича Яновича в музейном сообществе того времени, сумевшего убедить коллег в важности передачи этого шедевра в собрание маленького северного музея – как залог будущего развития музейного дела на далеких землях зырянского края.

С судьбой «Золотошвейки» связано еще одно славное имя в истории русской культуры. Реставрацией картины занималась сама Наталья Андреевна Маренникова (Савари) (1925-2015) – выдающийся реставратор и педагог, всю жизнь проработавшая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря. Не счесть спасенных ею шедевров, сотни возрожденных ею картин украшают экспозиции многочисленных музеев от Дрездена до Владивостока. В 1989 г. Наталья Андреевна была командирована в Сыктывкар, где в течение недели занималась реставрацией трех полотен из собрания Художественного музея, одним из которых была и «Золотошвейка» Василия Тропинина.
Сегодня эта картина украшает постоянную экспозицию Национальной галереи Республики Коми.

Наталья ПЛАКСИНА

В. А. Тропинин. Золотошвейка. 1825. Холст, масло. Из собрания Национальной галереи Республики Коми.