Прерванный полет

В истории авиации Коми были и трагические страницы…

В февральском номере «Региона» мы рассказали об основных этапах истории гражданской авиации в Коми. За рамками публикации остались трагические моменты в этой истории, без которых, увы, развитие авиации обойтись не может. Вот и в Сыктывкаре, на одном из стендов Музея гражданской авиации вывешены портреты более ста членов экипажей, погибших в результате авиакатастроф. Рассказ обо всех инцидентах, случившихся с авиаторами Коми, занял бы целую книгу.

Мы остановимся лишь на некоторых из них…

До и после войны

Открывают печальный список погибших летчиков начальник воздушной линии Лев Ковалевский и бортмеханик Илларион Поплавский. Их «Юнкерс» разбился 13 апреля 1934 года в районе Усть-Цильмы. 24 мая 1946 года потерпел аварию самолет С-2, вылетевший из Ухты на патрулирование лесов. Летчики решили погонять лося, не доглядели, снизились, задели сосны и врезались в лес. К счастью, обошлось без жертв.

Сведений об авариях в довоенный период очень мало – видимо, потому, что и авиасообщение в Коми было развито еще слабо.

Параллельно с гражданской авиацией в Коми вплоть до середины 50-х годов прошлого века существовала и лагерная, в ведении подразделений ГУЛАГа. У гулаговской авиации были свои самолеты, свой летный состав и аэродромы. Один из таких аэродромов находился недалеко от Инты, в поселке Абезь. Здесь располагалось Управление СевПечЖелдорлага – крупная база Главного Управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР – занимавшееся прокладкой железной дороги Чум – Лабытнанги. Эту стройку и обслуживали самолеты, базировавшиеся в Абези.

21 декабря 1948 года самолет Ли-2, принадлежавший Желдорпроекту ГУЛЖДС МВД СССР, вылетел из Салехарда в поселок Мыс Каменный, где на борт были взяты служебные пассажиры. После этого экипаж взял курс на Абезь. Во время полета через перевал Полярного Урала в сложных метеоусловиях самолет столкнулся со склоном горного массива в районе горы Райиз и разбился. Погибли 7 членов экипажа и 12 пассажиров. Место катастрофы было найдено через несколько дней оленеводом.

В составе экипажа разбившегося Ли-2 были командир Николай Майков и его супруга – пилот Мария Погорелова. Оба они были опытными военными летчиками, прошедшими войну. Их, как и других жертв катастрофы, с воинскими почестями похоронили на кладбище в Абези. Позже в память о погибших летчиках здесь возвели мемориал. Сейчас он, наряду с известным лагерным кладбищем, входит в Абезьский историко-мемориальный комплекс.

Первая крупная авиакатастрофа с пассажирским самолетом в небе над Коми АССР произошла 20 июля 1960 года. Самолет Ил-14 Сыктывкарской отдельной авиагруппы ГВФ выполнял рейс Ленинград – Череповец– Сыктывкар. До Череповца долетели нормально, но затем из-за какой-то несогласованности в действиях метеорологов и авиадиспетчеров экипаж забыли предупредить, что надвигается гроза. В результате не долетев 87 километров до столицы Коми, над Вилегодским районом Архангельской области самолет попал в грозу, начал разрушаться в воздухе, потерял управляемость, упал в лес, взорвался и сгорел. 19 пассажиров и 4 члена экипажа погибли.

Через шесть лет произошла еще одна трагедия с самолетом Ил-14, на этот раз в небе над Печорой. 16 февраля 1966 года во время полета по маршруту Воркута – Сыктывкар у самолета загорелся правый двигатель, экипаж пытался посадить самолет в аварийном режиме, но безуспешно. Ил-14 рухнул на замерзшее болото в 40 километрах от города Печоры. Погибли 8 членов экипажа и 18 пассажиров. Среди них был первый секретарь Коми обкома ВЛКСМ Петр Ерахов…

Среди захороненных в Абези жертв катастрофы Ли-2 – Мария Константиновна Погорелова. Во время войны, с апреля 1944 года она была командиром экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2. Участвовала в Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской стратегических наступательных операциях. Награждена орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Роковое обледенение

За время эксплуатации с 1959 по 1972 годы в катастрофах с самолетом Ан-10 в СССР погибли 370 человек. В этом скорбном списке есть немало наших земляков…

8 февраля 1963 года экипаж Ан-10А 75-го авиаотряда Сыктывкарской отдельной авиагруппы ГВФ выполнял тренировочные полеты. Проверялась техника пилотирования у летного состава. Во время последнего полета, когда экипаж занял высоту 600 м и стал выполнять разворот, у лайнера отказали двигатели. Ан-10 упал и разбился всего в десяти километрах от аэропорта – в районе пригородного поселка Верхняя Максаковка. Погибли 7 членов экипажа. Как выявило расследование, обледенели воздухозаборники, кроме того, лед попал в компрессоры двигателей. По злой иронии судьбы, на следующий день, 9 февраля, отмечалось 50-летие гражданской авиации в СССР. Запланированный на этот день праздничный концерт в Сыктывкаре, естественно, был отменен…

Еще одна трагедия, унесшая жизни 13 авиаторов из Коми, связана с транспортным самолетом Ан-12, «старшим братом» пассажирского Ан-10. В начале 1971 года два самолета Ан-12 и 3 экипажа сыктывкарского 75-го летного отряда Коми УГА временно базировались в аэропорту Омска, откуда выполнялись заказные грузовые перевозки. 22 января 1971 года было получено задание произвести перелет в Сыктывкар на самолете № 11000 для проведения технического обслуживания. Перелет был совмещен с доставкой 12 тонн груза в Сургут. Груз в основном состоял из сетки в рулонах и плитки ПВХ, а также из других изделий хозяйственного назначения в ящиках, мешках и обрешетке, и одного строительного копра. На борту находились два экипажа, инженер и сопровождавшая груз женщина.

В 18 км северо-восточнее аэропорта Сургута при заходе на посадку лайнер рухнул в лес, разбился и сгорел. Все, кто был на его борту, погибли. И вновь причиной катастрофы стало обледенение. Комиссия сделала вывод, что «обледенение крыла произошло вследствие недостаточного обогрева передней кромки крыла из-за неполного открытия кранов отбора воздуха от двигателей».

Погибший в катастрофе Ил-14 под Печорой первый секретарь Коми обкома ВЛКСМ Петр Ерахов был настоящим комсомольским лидером, депутатом Верховного Совета Коми АССР.

В 1969 году экипажу Ан-10 чудом удалось избежать катастрофы и посадить самолет на брюхо в сыктывкарском аэропорту.

13 авиаторов из Коми погибли в катастрофе Ан-12 под Сургутом 22 января 1971 года. Так выглядело место катастрофы сорок лет спустя, в 2011 году. (Фото с сайта airdisaster. ru).

Трагедия под Сыктывкаром

Самолет Ту-134, пришедший на смену Ан-10, оказался гораздо более надежным, но и с ним не обошлось без трагических происшествий. Одно из них стало самым масштабным в Коми.

2 июля 1986 года экипаж 75-го летного отряда выполнял рейс №2306 Воркута – Сыктывкар – Москва. До столицы Коми, где лайнер пополнился еще пятью пассажирами, среди которых были два болгарских лесоруба, самолет долетел нормально. Около десяти утра лайнер вылетел из Сыктывкара, но уже через десять минут командир получил сигнал о задымлении в багажном отделении. Проверить это сообщение отправился бортмеханик, который вскоре вернулся и доложил о возгорании. По инструкции, командир обязан сообщить об этом диспетчеру, включить сигнал бедствия и приступить к немедленному снижению. Но вместо этого он сам вместе с бортмехаником отправился в хвостовую часть самолета, чтобы лично увидеть, что там происходит. К этому времени самолет набрал высоту, удалился от города, а пожар все более разгорался. Командиру уже ничего не оставалось, как сообщить о ЧП диспетчеру, развернуться в сторону Сыктывкара и срочно снижаться.

Сесть в Сыктывкаре не удалось – экипаж потерял сигналы радионавигационного оборудования аэропорта. Подходящей площадки для аварийной посадки командир не нашел. А в это время салон наполнился дымом, пассажиры кашляли и задыхались. И тогда командир принял решение садиться прямо на лес. В 75 км от Сыктывкара «тушка» столкнулась с верхушками деревьев, пронеслась, разрушаясь на ходу, почти двести метров, коснулась земли и промчалась еще 145 метров. Оставшиеся в живых пассажиры выбирались из самолета через служебную дверь переднего багажного отделения, форточку кабины и разломы фюзеляжа. Бортпроводники Е. Казаков и В. Кучаева под проливным дождем, в лесу, при температуре 4 градуса, сумели предотвратить панику, разжечь костер и дождаться вечера, пока их не обнаружил спасательный вертолет.

В этой катастрофе погибли 45 взрослых пассажиров, 7 детей, штурман и бортмеханик. Остальные 38 выживших получили разные травмы. При судебно-медицинском исследовании останков погибших было обнаружено, что в 14 случаях причиной смерти послужило отравление угарным газом, а в 37 случаях причина не установлена «ввиду обугливания трупов», как было сказано в документах. Точные причины аварии установить не удалось. По одной из версий, болгарские лесорубы захватили с собой бензопилу «Урал», которая и загорелась во время полета.

В аэропорту Сыктывкара – тот самый самолет Ту-134 с бортовым номером СССР-65120, который потерпел крушение 2 июля 1986 года.

На месте катастрофы Ту-134. Самолет столкнулся с верхушками деревьев, пронесся, разрушаясь на ходу, несколько сотен метров. В катастрофе выжили 38 человек…

Вдали от родины

В последнее десятилетие ХХ века без смертельных катастроф в небе Коми тоже не обошлось. Правда, в этом смысле «лихие», как теперь говорят, 1990-е годы ничем из ряда вон выходящим не отличались. Как и в советские годы, старел парк авиатехники, оставались проблемы с запчастями и, конечно, пресловутый человеческий фактор. Из наиболее крупных катастроф можно вспомнить крушение самолета Ан-28 в декабре 1992 года близ села Усть-Нем, когда погибли 13 пассажиров и 2 члена экипажа. В ноябре 1996 года возле удорского села Большая Пысса упал самолет Ан-2, погибли 13 пассажиров.

Впрочем, интенсивность полетов значительно снизилась в те годы по сравнению с предыдущими. Но что примечательно, география катастроф с участием самолетов и пилотов из Коми именно в 90-е вышла далеко за пределы республики – авиаторам пришлось искать заработки даже в далеких африканских странах.
Сегодня трудно найти официальную статистику происшествий с участием наших пилотов за границей, но такие случаи, увы, бывали неоднократно. Например, в июне 1995 года в аэропорту нигерийской столицы Лагос при посадке загорелся самолет Ту-134, принадлежавший предприятию «Комиавиа» и находившийся в лизинге у нигерийского министерства авиатранспорта. Погибли 15 пассажиров, экипаж не пострадал. А вот сыктывкарец Сергей Захаров осенью 1999 года в Анголе попал в плен к боевикам группировки УНИТА после крушения самолета АН-12, сбитого в африканском небе. В плену он умер от малярии…

Уже в начале нулевых, 1 января 2005 года три авиатора из Сыктывкара погибли в Уганде при крушении транспортного самолета Ан-12 (там эти лайнеры летают до сих пор!). Это были штурман Андрей Морозов, инженер по электрооборудованию Александр Медведев и техник по самолетам и двигателям Сергей Матвеев. Все трое работали в Уганде по контракту. В 25 километрах от столицы этой страны Кампалы их лайнер, перевозивший автомобиль и груз фасоли, потерпел крушение. Причиной катастрофы стала проблема с двигателем.

В начале 2012 года в Демократической Республике Конго при крушении Ан-28 погиб сыктывкарский пилот Владимир Курбатов, а в августе 2014 года в Южном Судане – сыктывкарец Алексей Сазонтов, который работал бортпроводником на вертолете Ми-8, сбитом местными боевиками.

Воздушные угонщики

Первый случай угона самолета в Коми зафиксирован 28 августа 1947 года. В этот день в Усть-Куломском районе трагически погиб пилот самолета С-2 (модифицированный вариант По-2) Василий Меньшуткин. По словам директора музея авиации Валентина Шульгина, Меньшуткин вез страховой мешок с деньгами из Усть-Кулома в Усть-Нем. Кроме него в самолете находились летчик-наблюдатель Федор Григорьев и его подруга, старшая медсестра райбольницы Валентина Володько. Во время полета Григорьев застрелил Меньшуткина, чтобы завладеть ценным мешком, а его тело сбросил с самолета, и улетел за пределы республики. Когда кончилось горючее, убийца посадил самолет в молодом березняке возле деревни Кондас Молотовской области (ныне Пермский край), застрелил свою подругу и скрылся с деньгами.

Самолет обнаружили только в апреле следующего года. А самого угонщика и убийцу нашли и арестовали в Донбассе, где он работал по подложным документам. Поскольку смертная казнь в СССР в это время была отменена, Григорьев получил 20 лет лишения свободы.

Спустя десятилетия 24 ноября 1994 года бывший воркутинский шахтер Владимир Божко предпринял попытку угона Ту-134 рейса Сыктывкар – Санкт-Петербург – Минск. На борту находилось 70 пассажиров. Угонщик приказал лететь в Данию, но командир воздушного судна Николай Ткаченко вступил с ним переговоры. По словам директора музея авиации Валентина Шульгина, командир общался с Божко на родном для обоих украинском языке, чем расположил к себе угонщика, уговорив его сделать временную остановку в Таллинне для заправки самолета. После нескольких часов переговоров Божко освободил всех заложников и сам сдался властям. Впоследствии он покончил жизнь самоубийством в камере предварительного заключения.

А 10 июня 2011 года некий Алексей Игнатенков попытался угнать сразу три самолета. Ночью он проник на территорию аэропорта Ухты, подобрался к самолету Ан-26 и попытался попасть в кабину, сбив навесной замок с двери фюзеляжа. Однако второй замок так и не смог открыть. Тогда он решил попробовать угнать Як-42, вскрыв при помощи подручных инструментов замок двери. Сел за штурвал и принялся переключать тумблеры на приборной панели, пытаясь запустить двигатели. Но, к счастью, экипаж судна предварительно отсоединил клеммы аккумуляторной батареи. Третью попытку неугомонный Игнатенков предпринял с самолетом марки 1-200 АМ. На этот раз горе-угонщику удалось заставить вращаться винты обоих двигателей, но оторваться от земли он не смог. Отчаявшись стать пилотом, Игнатенков украл из кабины GPS-навигатор «Гармин» за 10 тысяч рублей, выскочил из кабины, но был задержан техническим персоналом, который вызвал полицию.

В отношении молодого человека возбудили уголовное дело по статье «покушение на угон воздушного судна», ему «светило» до 8 лет лишения свободы. Однако, как выяснилось, Игнатенков состоял на учете у психиатра, и суд назначил ему принудительные меры медицинского характера.

Участники настоящего триллера с самолетом С-2 в августе 1947 года. Пилот Василий Меньшуткин и его убийца Федор Григорьев. На снимке внизу – найденный С-2 возле деревни Кондас Молотовской области (ныне – Пермский край). Фото из архива журнала «Дым Отечества».

Спасибо пилотам!

Не все воздушные ЧП заканчиваются трагически. Иногда, благодаря мужеству и находчивости летчиков, удается сохранить и лайнер, и, самое главное, сотни человеческих жизней.
Один из таких случаев произошел в 1969 году с Ан-10. На подлете к Ухте у самолета заклинило шасси. Попытки что-то сделать ручным способом ни к чему не привели. С земли поступила команда вернуться в Сыктывкар. Полтора часа Ан-10 кружил над столицей Коми, вырабатывая топливо, после чего командир лайнера Александр Гришин посадил его на брюхо. Летчик Гришин был награжден орденом Октябрьской революции, члены экипажа получили медали «За отвагу».

Другой случай, который по всем основаниям мог бы закончиться трагедией, произошел в Шереметьево. 25 июля 1995 года Ту-134 с командиром Сергеем Княжевым, следовавший по маршруту Москва – Сыктывкар, готовился к взлету. Когда самолет пробежал по взлетной полосе 1135 метров, на его пути оказался лайнер DC-8 перуанской авиакомпании. Столкновение казалось неизбежным, но Княжев резко потянул штурвал на себя, и «тушка», можно сказать, перепрыгнула через иностранный лайнер. Затем российский самолет вновь набрал высоту, и полет прошел благополучно.

Командиру Ту-134 Сергею Княжеву удалось спасти самолет от неизбежной катастрофы в Шереметьево в июле 1995 года.

Благодаря действиям командира Ту-134 Николая Ткаченко угон воздушного судна в ноябре 1994 года был предотвращен.

Этот маневр считается уникальным и вошел в историю гражданской авиации России. В расследовании инцидента участвовал главный конструктор Ту-134 Леонид Селяков. Он заявил, что в этой ситуации только в одном случае из тысячи экипаж имел шанс не задеть ставший на пути лайнер. Сергей Княжев был награжден орденом Мужества.
Во внештатную ситуацию как-то попал и личный пилот российских президентов Владимир Федорушкин, начинавший свою карьеру в Коми гражданской авиации. Однажды в Лондоне ему пришлось сажать самолет с Ельциным на борту в условиях нулевой видимости. По правилам, он должен был идти на запасной аэродром, но Борис Николаевич категорически ему в этом отказал, заявив, что его ждет английская королева. После благополучной посадки руководитель полетов аэропорта Хитроу попросил летчика показать ему кабину самолета. Видимо, он был убежден, что на борту имеется какое-то хитроумное устройство, позволяющее сажать самолет при густом тумане. И был весьма удивлен, что такого устройства нет.

Начальник вертолетной площадки в Ижме Сергей Сотников. После аварийной посадки Ту-154 в сентябре 2010 года о нем говорила вся страна. Сотников даже стал прототипом одного из героев фильма «Елки-2» и главного героя повести Романа Сенчина «Полоса».

Отметим, более тридцати летчиков в Коми получили звание Заслуженный пилот России, 18 человек стали заслуженными работниками транспорта РФ.

Впрочем, бывают случаи, когда пассажиры за свое спасение должны благодарить не только пилотов. На всю Россию, да и не только, прогремел уникальный случай с самолетом Ту-154М авиакомпании «Алроса», который 7 сентября 2010 года выполнял пассажирский рейс по маршруту Удачный—Москва. Через 3,5 часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. В итоге экипаж произвел вынужденную посадку в бывшем аэропорту села Ижма на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолетов этого типа взлетную полосу. После посадки при пробеге самолет выкатился за пределы полосы на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту не пострадал. Начальник вертолетной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников, долгие годы поддерживавший в рабочем состоянии взлетную полосу, был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Игорь БОБРАКОВ

В публикации использованы фото из Музея гражданской авиации Коми и открытых источников в интернете

Подробности об удивительном случае угона самолета в 1947 году собрали и обнародовали сотрудник Национального архива Республики Коми Ирина Букина и журналист газеты «Республика» Анна Сивкова. Их материал-расследование был опубликован в историко-краеведческом приложении «Дым отечества» к газете «Республика» в 2002 году. 

(читать далее)

Катастрофа самолета Ту-134 в июле 1986 года под Сыктывкаром и сегодня, по прошествии 30 с лишним лет, оставляет много вопросов. То и дело в интернете встречаются запросы на информацию по этой трагедии, люди ищут хоть какие-то подробности. Нам удалось разыскать самую подробную, обстоятельную публикацию о тех событиях. В марте 1990 года журналист республиканской газеты «Молодежь Севера» Вадим Гетманенко провел собственное расследование катастрофы Ту-134. Его материал был опубликован в трех номерах «Молодежки». С некоторыми сокращениями мы предлагаем его вашему вниманию.

(читать далее)