«Северное ожерелье» в снежной кисее

В Коми опробовали новый автомобильный туристический маршрут

В середине марта в Сыктывкаре финишировал автомобильный маршрут «Северное ожерелье». Он стал частью масштабного всероссийского проекта «Серебряное ожерелье России». Это первый туристский автомобильный маршрут в Коми, который будет сертифицирован и получит официальный статус. Участники автопробега за шесть дней преодолели 1410 км, проехав по своеобразному «кольцу» в центральной и южной части республики. Маршрут тестировали 17 участников из Карелии, Коми, Москвы, Санкт-Петербурга и Рязани на четырех автомобилях «Соболь» и одной доработанной для путешествия «Газели».

Участники автопробега – это сборная команда опытных путешественников, представителей туристкой отрасли, журналистов известных автоизданий, блогеров, краеведов, а также представителей промышленной группы «ГАЗ» и смежных компаний.

Идея создания такого маршрута появилась у председателя Федерации туризма Коми Геннадия Марковского и руководителя проекта «Серебряное ожерелье России», представителя Федерации спортивного туризма Карелии Петра Груздева еще два года назад. Приступив к разработке маршрута, они решили, что в Коми можно вполне проложить свое «ожерелье», сделав его не просто полноценной частью, а украшением большого всероссийского. «После анализа туристской инфраструктуры и достопримечательностей мы пришли к выводу, что в наших силах организовать кольцевой маршрут в районе Сыктывкар – Усть-Кулом – Ухта – Троицко-Печорск, и именно на машинах», – поясняет Геннадий Марковский.
В итоге маршрут по Коми «закольцевали» по целому ряду городов и районов, охватив Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Куломский, Троицко-Печорский, Сосногорский, Ухтинский и Усть-Вымский районы, а также города Сыктывкар и Ухту. Стартовав в столице Коми, первопроходцы маршрута проехали через села и поселки Ыб, Усть-Кулом, Дон, Помоздино, Комсомольск-на-Печоре, Якшу, Троицко-Печорск, заехали в Ухту, Усть-Вымь и вернулись в столицу Коми. В каждом из пунктов остановок предусмотрели какой-то объект, знакомящий с уникальной природой, историей, культурой и обычаями Коми края. Участники пробега фиксировали по пути все объекты туристической инфраструктуры: кафе, гостиницы, музеи, наносили их на карту и оценивали, чтобы внести в паспорт маршрута и сориентировать будущих участников такого путешествия.

– Этот маршрут подходит для всех любителей автомобильных путешествий. Он занимает всего неделю, что из моей практики является самым комфортным по продолжительности как для делового человека, так и для семейного путешествия. Мы его протестировали, оценили сильные и слабые стороны. В будущем планируем расписать весь маршрут более подробно по передвижению, проживанию, питанию, экскурсионной программе, – отметил Петр Груздев, ставший одним из руководителей проекта.

«Северное ожерелье» станет в Коми первым спортивно-туристским автомобильным маршрутом 2 категории сложности (летом 1 категории), который будет, по итогам этой поездки, паспортизирован и сертифицирован. Этот автотур можно будет предлагать путешественникам по всему миру.

Организаторы и первые участники «Северного ожерелья» выработали ряд рекомендаций. Например, увеличить срок прохождения маршрута до семи дней и при этом сократить число посещаемых мест.

– У туристов должна быть возможность созерцать живописные уголки Коми, знакомиться с бытом коми деревни, достопримечательностями не на бегу, а с более глубоким погружением в атмосферу коми колорита. Чтобы была возможность варьировать маршрут под запросы туристов, будут предусмотрены радиальные выходы для более детального ознакомления, например, с лосефермой в Якше. Будем также рекомендовать увеличить количество оборудованных стояночных мест по маршруту, – уточнил Петр Груздев.

Одной из целей автопробега была популяризация и пропаганда внутреннего туризма в Республике Коми. Проще говоря, его организаторы хотели показать, что в Коми достаточно интересных достопримечательностей, уникальная и прекрасная природа, и при этом есть инфраструктура, способная обеспечить приемлемый уровень бытового удобства и комфорта для путешественника.

Говоря о мотивах, подтолкнувших к поездке ее участников, Петр Груздев рассказал:

– Мы катаемся по северам с 2015 года, пытаемся делать правильные автомобильные маршруты. Это большой федеральный проект, в который входят Ненецкий автономный округ, Архангельская и Мурманская области, а также Карелия. Теперь вот и Коми. Все это будет «Серебряным ожерельем России». Это такой, знаете, своего рода ответ «Золотому кольцу России».

– Мы хотим помочь людям открыть для себя Север. Показать, насколько у нас разные культуры в разных частях страны, национальный колорит, традиции. Этой весной мы ездили по России и Грузии с американским журналистом – главным редактором одного из ведущих изданий США. И он сказал, что мечтает посетить российский Север. Наша задача показать тем людям, которые боятся сюда ехать, что это возможно, не страшно, и маршруты есть разные. Есть такие, куда надо ехать только на подготовленных автомобилях, где-то сгодятся стандартные машины, – отметил еще один участник автопробега, главный редактор информационного портала «Off-RoadClub. ru» Михаил Рябинин.

Почему Север? Потому что в мире много туристов из южных стран, для которых холод, снег – невиданная экзотика и роскошь. Да что в мире! Во многих уголках нашей страны «классическая» зима – с обилием белого снега и морозцем – диковинное явление. «Зимой у россиян есть неделя отпуска, и почему надо обязательно отправляться в какую-нибудь Хургаду? Можно же приехать сюда. А для людей из Африки, например, вообще счастье здесь побывать», – считает П. Груздев.

Его поддерживает и фотограф из Санкт-Петербурга Дмитрий Дрозд, который охарактеризовал пройденную трассу в Коми так:

– Это большое количество белого снега, которого многие у нас в стране не видят. Он по-настоящему белый и накатанный на дорогах. Буквально в январе ездил с семьей в Красноярск и ужасно ругался, потому что вся дорога в пять тысяч километров была посыпана реагентами, и это была не зимняя дорога, а зимний ад. Поэтому получил безумное удовольствие от настоящих зимних дорог в Коми.

Что же касается выбора маршрута, Петр Груздев считает, что обзорный тур по Коми не должен быть излишне тяжелым, не должен требовать какой-то специальной подготовки:

– Просто люди, имеющие свои автомобили, приобретают путевку в любом уголке мира и едут сюда. Им выдается здоровенный путеводитель, их везде встречают, они едят коми блюда, живут в коми домах. Должна быть предусмотрена возможность поехать и не на своей машине. В таком случае люди могут приехать в Сыктывкар, сесть в машину туроператора, и по маршруту их провезут специалисты.

Среди представителей Коми в автоэкспедиции была краевед, заведующая сектором по связям с общественностью и инвестициями Дома народных ремесел «Зарань» Светлана Тюрнина.

– Я оказалась в автопробеге без всякого понятия о том, что это такое. Живу в Коми, провожу экскурсии, неплохо знаю и еще больше люблю свой край. Согласилась участвовать с удовольствием. И в этой поездке пришла к выводу, что пока мы не совсем готовы принимать туристов, в этом плане нам надо еще очень и очень постараться. Этнография, музеи, рассказы о том месте, где мы живем – все это на самом деле интересует путешественников, мы должны этим гордиться, это знать и делиться с удовольствием. Но республике нужны экскурсоводы, гиды-проводники, гостевые дома, надо учить людей принимать гостей. Все это задача тех, кто живет в Коми, – поделилась впечатлениями Светлана Андреевна.
Эту поездку можно назвать и «пробным шаром», и «первым блином». Не сказать, чтобы он получился «комом», но неожиданности, конечно, случались. По словам участников автопробега, в пути была пара непростых дорожных ситуаций, случались разные организационные недоработки и накладки. Что ж, на то он и тест, чтобы выявить все «слабые звенья» и пробелы. Так что работа над маршрутом будет продолжена, гостевые дома и другие места проживания в рамках реализации «Северного ожерелья» – сертифицированы, а инструкторы-водители и весь персонал по обслуживанию туристов – аттестованы.

– Больше всего участников автопробега поразили гостеприимство местных жителей и их угощения блюдами коми кухни, а также захватывающий рассказ Светланы Тюрниной о местных достопримечательностях и легендах, – поведала опытная путешественница, журналист «MotorShowMagazine» Ольга Галкина из Москвы.

Она уверена, что маршрут уже сейчас можно использовать, но не массово, а предлагать его туристам, интересующимся этнографией, достопримечательностями, природой республики и готовым к ряду неудобств, связанным, к примеру, с длительными переездами и санитарными зонами.

– Мы уже не просто знаем, что вернемся, а уверены. Не все, что планировали, посмотрели. Только крышечку приоткрыли и только почувствовали запах, но до конца не вкусили этот «напиток», не буду говорить какой, конечно, – образно выразил общее мнение П. Груздев.

Снова побывать в Коми, прихватив с собой друзей, участники автопробега хотят летом или в начале осени, когда в лесах будут грибы-ягоды. Однозначно хотят снова посетить село Дон, базу отдыха «Мишкин лес» в деревне Малый Аныб, старинные села Усть-Вымь, откуда берет начало христианизация Коми края и где располагается старинный монастырь, и Ыб, где также действует монастырь, а также Финно-угорский этнокультурный парк.

Ирина САМАР

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и участников автопробега «Северное ожерелье».

Организаторами пилотного маршрута стали Федерация спортивного туризма Коми при поддержке Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Коми отделение Русского географического общества, Федерация спортивного туризма Карелии и ПАО «Горьковский автомобильный завод».