Марина Анисимова: «Наша задача – дать точный прогноз»

26 мая отмечается День российского предпринимательства. Поддержка этой сферы деятельности – задача, причем далеко не единственная, Министерства экономики Республики Коми. О наиболее значимых направлениях работы министерства журналу «Регион» рассказывает его руководитель Марина Анисимова.

– Марина Владимировна, объясните для обывателя, слабо разбирающегося в вопросах финансов и экономики: в чем сегодня заключается функционал Министерства экономики? Денежными потоками «рулит» Минфин, распределять средства поддержки, гранты тому же малому бизнесу могли бы другие министерства. Инвестициями ведает Минпром…

– Для того, чтобы Минфин выделил бюджетные средства, а Минпром направил инвестиции, необходимо понимание – из чего они будут складываться, куда и на какие цели направлять эти ресурсы, будут ли они работать на решение задач, стоящих перед республикой.

Министерство экономики создает ту платформу, на основе которой формируется и реализуется единая государственная политика по развитию региона, а выполняемые различными министерствами функции в отношении конкретных отраслей и сфер деятельности являются составными частями общего процесса развития.

Поэтому функционал Минэкономики очень значим. Мы единственный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику и реализующий меры государственного регулирования в отношении социально-экономического развития Республики Коми в целом – анализируем и даем оценку региональным экономическим процессам, прогнозируем и планируем развитие экономики, организуем процесс экономического регулирования, координируем реализацию принятых решений посредством программно-целевого планирования, осуществляем функции и полномочия Регионального проектного офиса в Республике Коми.

Мы выступаем ответственным координатором формирования и реализации главных стратегических документов республики – стратегии, прогноза социально-экономического развития и государственных программ, а также приоритетных проектов, достижения содержащихся в них целей и макроэкономических установок.

Прогноз ложится в основу формирования регионального бюджета, а формируемые на основе долгосрочной стратегии развития государственные программы обеспечивают программно-целевой принцип построения бюджета и определяют, на что направлять ресурсы. Соответственно, денежные потоки, которыми «рулит» Минфин, поддержка инвестиционных проектов, которыми ведает Минпром, должны осуществляться в соответствии с установленными целями и приоритетами республики. В ином случае использование бюджетных средств будет неэффективным.

Так как бюджет опирается на фундаментальные прогнозные данные, задача Минэкономики – обеспечить высокое качество прогноза, и должна сказать, что это нам удается. При допустимом отклонении основных макроэкономических показателей прогноза от их фактических значений на уровне 18% по итогам 2017 года отклонение составило лишь 1,4%.
Минэкономики, используя имеющиеся инструменты в рамках полномочий, является главным проводником, а часто и инициатором новых идей и реформ. Если говорить конкретно, то новые приоритеты и цели развития, стратегические устремления, целевые показатели, флагманские и отраслевые проекты, точки роста муниципальных образований и многое другое заложено в разработанном нами проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года. Рабочая версия этого проекта сегодня предлагается на общественное рассмотрение.

Мы тесно взаимодействуем по ключевым направлениям развития с федеральными органами власти, в первую очередь – с Министерством экономического развития Российской Федерации. Одних только комплексных информаций по вопросам социально-экономического развития республики для федеральных органов власти готовим более 40 различных видов. Это и многое другое позволяет российскому правительству обоснованно принимать решения в отношении развития страны и нашей республики в частности.

«Главная идея Центра «Шондi» – принципиально изменить подход в работе с предпринимательским сообществом, максимально исключив из этой цепочки органы исполнительной власти, расширить инструментарий поддержки малого бизнеса. Центр может содействовать в выработке предпринимательской идеи и воплощении ее в жизнь, решать возникающие в предпринимательской среде проблемы в режиме обратной связи».

– В этом году в Сыктывкаре открылся центр поддержки предпринимательства «Шондi». Почему возникла необходимость организации такой структуры, какие задачи она должна выполнять и насколько успешно, на Ваш взгляд, с ними справляется?

– Как министерство, определяющее политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Коми, мы стараемся идти в ногу со временем и хотим соответствовать запросам сегодняшней деловой и коммуникационной среды.

Прежде всего, открытие единого Центра поддержки предпринимательства регионального уровня в полной мере соответствует федеральной политике по переформатированию инфраструктуры поддержки предпринимателей, а также созвучно с одной из лучших практик развития субъектов Российской Федерации – это «Территория Бизнеса» на примере Челябинской области.

Считаю важным отметить, что решение о создании единого центра поддержки предпринимательства было принято совместно с предпринимательским сообществом.
Главная идея Центра – принципиально изменить подход в работе с предпринимательским сообществом, максимально исключив из этой цепочки органы исполнительной власти, расширить инструментарий поддержки малого бизнеса. Центр может содействовать в выработке предпринимательской идеи и воплощении ее в жизнь, решать возникающие в предпринимательской среде проблемы в режиме обратной связи.

Кроме того, объединение в рамках нашего Центра «Шондi» региональных организаций инфрастуктуры развития МСП позволит расширить возможности субъектов предпринимательства по привлечению доступных финансовых ресурсов, сделать более прозрачной и оперативной процедуру их получения и, как следствие – будет содействовать развитию новых видов бизнеса и повышению занятости в республике.

Сегодня уже можно назвать некоторые итоги работы Центра с начала 2018 года: со стороны Гарантийного фонда уже выдано 3 поручительства на сумму 3,7 млн. рублей, Микрокредитной компанией предоставлено 4 микрозайма общей суммой 2,6 млн. рублей. При этом отмечу, что с 2018 года в целях более дифференцированного подхода линейка микрозаймов расширена до 4 видов продуктов, это – «Бизнес-инвест», «Бизнес-оборот», «Старт» и «Доверительный», а процентные ставки за использование микрозаймов снижены с 10-12 до 8-10 процентов годовых.

В рамках информационно-консультационной поддержки оказано уже свыше полутора тысяч консультаций по вопросам предпринимательской деятельности. Вся подробная информация о программах обучения и поддержки Центра в актуальном режиме доступна в Интернете на портале mbrk. ru, на соответствующих страничках в соцсетях.

Несомненно, на этом работа не заканчивается, планируется поступательное развитие Центра «Шондi». Думаю, что ключевым показателем работы Центра и его сети на местах должно стать прежде всего создание комфортной бизнес-среды по всей территории республики, расширение охвата поддержкой, а в итоге – отдача самого бизнеса, реальные проекты, появление на рынке новых компаний.

– В продолжение первого вопроса. Недавно довелось услышать такое мнение заместителя руководителя одной из районных администраций: «В нынешней финансовой ситуации лишних средств на поддержку бизнеса на селе не хватает, и лучше бы эти средства шли напрямую предпринимателям (на покупку оборудования, уплату процентов по кредиту или лизинговых платежей), а не на поддержку структур, оказывающих помощь в получении поддержки – всяких бизнес-инкубаторов и тому подобного». Есть ли, на ваш взгляд, доля правоты в таких словах? Посредники между властью и бизнесом действительно нужны, но нет ли опасности того, что дефицитные средства будут использоваться в основном на содержание таких посредников?

– Хороший вопрос. Приведу простой пример. Конечно, мы можем оказать поддержку в размере одного миллиона рублей одному конкретному предпринимателю, а можем направить эти средства, к примеру, на докапитализацию Микрокредитной компании, что позволит, благодаря «возвратному» механизму, охватить поддержкой гораздо большее число предпринимателей, обеспечив их потребности как в оборотных средствах, так и на инвестиционные цели.

Смотрите, с начала деятельности Микрокредитной компании с 2012 года компанией выдан 251 микрозайм на сумму 132,8 млн. рублей. А это в 5 раз превышает размер уставного капитала. Таким образом, оборачиваемость средств и охват поддержкой предпринимательского сообщества возрастает в разы.

Другой пример касается возмещения расходов предпринимателей на уплату процентов по кредитам. Сегодня средневзвешенная ставка по кредитам в коммерческих банках варьируется от 12,2 до 13,7% годовых. В соответствии с установленными порядками поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предусмотрена в размере не более 3/4 ключевой ставки, установленной Банком России, соответственно, размер возмещения составит 5,4%. Таким образом, ставка по кредиту для предпринимателя, с учетом возмещения, составляет в среднем от 6,8% до 8,3%. Но сегодня предлагается более простой механизм привлечения кредитных ресурсов, без дополнительных конкурсных процедур, отчетности, которая тяготит предпринимателей.

Так, при поддержке Минэкономразвития России в регионах, включая Республику Коми, с участием уполномоченных банков с февраля 2018 года стартовала Программа льготного кредитования предпринимателей под 6,5% годовых. Для участия в новой кредитной программе на территории республики аккредитованы Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. В договоре кредитования для предпринимателя будет указываться 6,5% годовых, а государство будет компенсировать банкам упущенную выгоду в размере 3,5%.

Словом, «сервисная модель» поддержки бизнеса выгодна прежде всего нашим предпринимателям – в том числе и благодаря работе специалистов региональных Центров поддержки предпринимательства.

– Какие направления малого бизнеса в Коми сейчас чаще всего получают поддержку? Какие, по вашему мнению, стоило бы развивать и поддерживать в нашем регионе, но они по каким-то причинам не развиваются?

– Исходя из опыта работы опять же Микрокредитной компании, круг потенциальных клиентов достаточно широк, получателями микрозаймов уже стали субъекты малого и среднего предпринимательства, крестьянско-фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность в сфере строительства, лесопереработки, лесозаготовки, торговли, пищевой промышленности, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, предоставления услуг населению.

Как видите, поддержка оказывается предпринимателям, осуществляющим деятельность практически во всех видах деятельности, за исключением, конечно же, игорного бизнеса и ряда других сфер.

Считаю, что в первую очередь необходимо стимулирование развития видов деятельности, ориентированных на внутренний спрос, чтобы добавленная стоимость оставалась на территории республики. То есть, развивать цепочки добавленной стоимости от первичного производства, обработки, маркетинга и до конечного потребления.

Возьмем, к примеру, сельское хозяйство. С учетом специфики отдельных районов республики необходимо не просто вырастить продуктивный крупный рогатый скот, но и – развивать перерабатывающие производства и предприятия в сфере обработки, упаковки продукции для последующей ее поставки на рынок. Основной преградой при организации такого сельского бизнеса будет высокая конкуренция, однако это может быть решено высоким качеством и оригинальными рецептами.

Или возьмем индустрию детских товаров – игрушек, например. Рынок детских товаров практически полностью представлен товарами, ввозимыми в Республику Коми из других регионов России и из-за рубежа, однако качество таких товаров бывает недостаточно высоким. Между тем, ниша по производству детских игрушек также может быть заполнена малым бизнесом.

Кроме того, потенциальными нишами развития малого и среднего бизнеса в республике могут рассматриваться инновационный сектор, так как малым предприятиям присущи гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий.

В целом развитие малого производственного бизнеса будет способствовать созданию новых рабочих мест, в том числе на территории сельских поселений, где уровень безработицы достаточно высок.

В этом ключе отмечу важность развития региональных сетей кооперации в малом бизнесе. Это союзы небольших предприятий, объединяющиеся в целях снижения собственных издержек. В результате каждая фирма вследствие подобного объединения получает дополнительную прибыль. И, что немаловажно, это может сделать товары и услуги более качественными, доступными для населения региона.

«В ближайшие годы социальное предпринимательство имеет все шансы занять значимое место среди главных драйверов развития экономики страны. Наиболее востребованными стали проект «Художественная гимнастика для всех», «Лекотека как модель сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития» и «Семейный детский центр «Тотошка» в селе Выльгорт».

– На недавней совместной с Минфином коллегии вы привели данные: в сфере малого бизнеса в Коми работает всего лишь 20 процентов от трудоустроенных жителей региона. Это очень мало, если сравнивать с европейскими странами. А как Коми в этом плане выглядит на фоне других регионов России? И что нужно сделать, чтобы наш малый бизнес действительно обеспечивал солидный прирост рабочих мест, особенно на селе, где остро стоит проблема безработицы?

– Действительно, доля занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства по итогам 2017 года составила чуть более 20% от численности занятых в экономике региона. Эта тенденция соответствует общероссийской – 22 процента.

На территории республики перспективными направлениями, способными потенциально обеспечить прирост рабочих мест в малом бизнесе, являются развитие самозанятости населения, а также – социального предпринимательства.

Хотя, когда мы говорим о самозанятости, надо помнить, что это, естественно, далеко не новая форма занятости. Достаточно вспомнить ремесленников, купцов, гувернанток.
В отличие от российской действительности, надомничеством в западных странах занимается наиболее квалифицированная часть населения. Это врачи, юристы, преподаватели и т. д., являющиеся по существу предпринимателями без образования юридического лица.

Считаю, что к развитию самозанятости необходимо подходить комплексно, реализуя меры, которые позволят гражданам, с одной стороны, определить свои потенциальные возможности для занятия предпринимательством и получить дополнительные знания для ведения своего дела, с другой – получить некую финансовую поддержку на открытие собственного дела.

Говоря о социальном предпринимательстве, отмечу, что растет спрос на новые подходы к решению актуальных общественных проблем. Поскольку социальные предприниматели не так сильно нацелены на прибыль, их деятельность более устойчива к изменению рыночной конъюнктуры. Поэтому в ближайшие годы такой вид деятельности имеет все шансы занять значимое место среди главных драйверов развития экономики страны.

Создавая частные пансионаты для пожилых, детские развивающие центры, трудоустраивая инвалидов и многодетных матерей, сохраняя традиции и культуру, производя востребованные и уникальные товары, занимаясь переработкой мусора и развитием спорта, социальные предприниматели повышают качество жизни и разнообразие среды в городе и селе. В Республике Коми ежегодно проводятся обучающие мероприятия, «Школа социального предпринимательства». По итогам 2017 года разработано 35 социальных проектов, количество благополучателей по ним составило 3974 человека.

– Вы можете назвать наиболее успешные проекты в социальном предпринимательстве?

– Наиболее востребованными стали проект «Художественная гимнастика для всех» ООО «Спортивный клуб «Дети в спорте» и «Лекотека как модель сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития» ИП Зыкова Е. Л. в Сыктывкаре. Можно назвать и «Семейный детский центр «Тотошка» в селе Выльгорт, о котором ваш журнал рассказывал в прошлом году.

В целом залогом успеха поддержки предпринимательства является соблюдение баланса интересов всех участников: государства – в рациональном использовании ресурсов и снижении уровня безработицы, предпринимателя – в получении качественной государственной помощи и экономической выгоды от собственного бизнеса, потребителей услуг – в получении качественного товара или услуги.

Беседовала Елена ИВАНОВА

Поддержка малого и среднего предпринимательства