Дорога к недрам Севера

была построена в тяжелейших условиях военного времени

В 2018 году Северная железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» – отмечает 150-летие. Часть этой магистрали, одной из старейших в России, проходит по территории Республики Коми. О строительстве и первых годах эксплуатации Северо-Печорской железной дороги рассказывают уникальные фотографии из архивов Северной железной дороги, переданные нашему журналу пресс-службой СЖД.

Монтаж фермы моста через Вычегду.

Острая необходимость строительства железной дороги на территории Коми возникла к концу 1930-х годов. К этому времени здесь уже были разведаны крупные месторождения: в 1929 году открыто Чибьюское месторождение легкой нефти, в 1930 г.

– Воркутинское угольное месторождение, а в 1932 – Ярегское месторождение тяжелой нефти, Печорский угольный бассейн. Отсутствие прямой железнодорожной связи с центральными районами задерживало развитие добычи природных ресурсов. Транспортное сообщение имело очень сложную, затратную схему с многократной перевалкой грузов – с морского транспорта на речной, с речного на гужевой и обратно.

Водолазные работы при сооружении моста через Вымь.

Клепка балок моста.

В направлении Воркуты было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 километров. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 году. Строительство магистрали осуществлял Севжелдорлаг (Севжелдорстрой) — Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД, который функционировал с 10 мая 1938 по 24 июля 1950 года. К работе были привлечены тысячи заключенных (наибольшее их число –  84 893 человека – пришлось на январь 1941 года).
Железная дорога должна была пересекать Коми АССР с юго-запада на северо-восток. Ветка протяженностью 1560 километров была разделена на железнодорожные линии: Коноша – Котлас (370 километров); Котлас – Кожва (728 километров); Кожва – Воркута (462 километра).

Митинг на станции Хановей по случаю прибытия первого поезда.

В конце 1940 года уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала ускорить темпы строительства стальных магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. О важности для страны железнодорожной магистрали на Воркуту говорит уже тот факт, что для ее строительства в срочном порядке были демонтированы и переброшены в Коми АССР конструкции строившегося в то время в Москве Дворца Советов, а также один из мостов через канал Москва — Волга.

Несмотря на сложнейшие климатические условия и мерзлый грунт, скорость, с какой строили Северо-Печорскую магистраль, была невероятной: в среднем в сутки прокладывали 1,9 км пути.

Уже 28 декабря 1941 года из Воркуты в Москву отправился первый «угольный маршрут». Паровоз серии «ОВ» № 5831 тянул со скоростью 4-5 км в час две двухосные платформы и несколько вагонов с подарками для Красной Армии. В феврале 1942 года этот поезд прошел через станции Ижма и Ухта. Большое время, затраченное на дорогу, объясняется постоянными задержками из-за снежных заносов, а также тем, что насыпь была ненадежной из-за просадок и расхождения путей. Северо-Печорская железная дорога вступила в строй согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны от 4 июня 1942 г. №1855.

Строительство 1600 километров стальных путей завершилось на три года раньше срока, за что многие заплатили высокой ценой – здоровьем и жизнями.
В состав Северной железной дороги Печорская железная дорога вошла в 1959 году.

Прибытие первого поезда в Кожву. 28 декабря 1940 г.

Узкоколейный состав под погрузкой угля. 1939 г.