Джамболонья (Джованни да Болонья). «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. Сегодня наш рассказ – о скульптуре «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», моделью для которой стало произведение итальянского ваятеля Джамболоньи (1529-1608).

Скульптурная композиция «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью» из коллекции НГРК.

Произведение «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью» поступило в Национальную галерею Республики Коми в 1952 году из республиканского краеведческого музея, в коллекции которого находилось с октября 1928 года. Эта бронзовая скульптура в числе 11 произведений объемной пластики была привезена Дмитрием Тимофеевичем Яновичем из Центрального хранилища Государственного музейного фонда (Москва). До 1928 г. произведение находилось в собрании Бобринского. Работа значилась как произведение «неизвестного скульптора французской школы». Искусствовед Э. К. Поповцева, первый исследователь коллекции Д. Т. Яновича, в 1988 году обратилась к сотруднику Государственного Русского музея О. А. Кривдиной, которая и определила прототип произведения – мраморную статую Джамболоньи «Самсон и филистимлянин», хранящуюся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Скульптуры Джамболоньи, его мастерской и последователей пользовались большой популярностью в России. Эти работы отвечали вкусам культурной части общества и входили в собрания О. Э. Бразе, Мусиных-Пушкиных, Юсуповых, откуда, как и скульптурная композиция НГРК, поступили в Государственный музейный фонд, а затем были распределены в Государственный Эрмитаж и другие коллекции.

Группа «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью» изображает героя ветхозаветных преданий, наделенного невиданной физической силой. Ему было суждено «спасать Израиль от руки филистимлян». В стане филистимлян на плененного Самсона «сошел дух Господень, и веревки… упали… с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поразил ею тысячу воинов-филистимлян. Когда на Самсона сходил «Дух Господень», он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней».

Джамболонья (Джованни да Болонья) был последним крупным скульптором флорентийского чинквеченто – позднего периода итальянского Возрождения. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» пишет о Джамболонье, как о превосходном художнике, юноше поистине редкостнейшем: «тоже академик и пользуется за свои качества благоволением наших государей». Родился Джамболонья во Фландрии, проходил обучение живописи и искусству в Антверпене. Учился у Ж. Дюбрека в Монсе. В 1554 или 1555-м году приехал в Рим. Нидерландец по происхождению, он необыкновенно органично вошел во флорентийскую скульптуру.

С точки зрения жанрового разнообразия диапазон Джамболоньи весьма обширен – от произведений мелкой пластики до монументальных скульптурных групп, конных памятников, вплоть до высеченной из скалы гигантской парковой скульптуры. Если же подойти к его искусству с точки зрения содержательной, то в большинстве своих образов он окажется однообразно-безличным. Эмоциональная окраска выражена у него сильнее в произведениях малых форм.

Основная заслуга Джамболоньи заключена в полной реализации провозглашенного Бенвенуто Челлини идеала круглой, всесторонне воспринимаемой статуи. Самый яркий пример такой абсолютно круглой статуи – это знаменитый «Меркурий», где удачно найденный тематический мотив позволил скульптору оторвать фигуру легконогого бога даже от постамента.

Скульптурная группа под названием «Самсон, убивающий филистимлянина» была заказана Джамболонье Великим герцогом Тосканы Франческо Медичи. Группа стала центральной частью фонтана, расположенного в садах Кассино неподалеку от Сан Марко. После многочисленных странствий скульптура нашла свое место в лондонском Музее Виктории и Альберта.

Аналог, хранящийся в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Высока оценка, данная этой скульптуре видным историком искусства и антикваром Филиппо Бальдинуччи: «Этой статуей Самсона Джованни Болонья превзошел самого себя. В ней автору удалось отойти от некоторой манерности, присущей для выполненных им ранее скульптур, в результате чего он смог добиться большей естественности композиции».
Ряд исследователей утверждают, что художественный стиль Джамболонья наследует от Микеланджело. Поза Самсона, выполненного Джамболоньей, имеет сильное сходство с наработками Микеланджело в его композиции «Самсон и филистимлянин».

Не вызывает сомнений, что модель Джамболоньи послужила образцом для композиции из коллекции НГРК. Об этом говорит и схожесть головы Самсона с головой Геркулеса в группе Джамболоньи «Геркулес и аркадский олень» (Государственный Эрмитаж). Мифологические композиции Джамболоньи были размерами «в пол-локтя». Группа из НГРК по размерам вполне соответствует этим композициям (высота 39 см). Можно предположить, что работа, хранящаяся в нашей галерее, принадлежит мастерской скульптора, отлита по модели учениками или создана в начале XVII века во Флоренции кем-то из поздних последователей Джамболоньи. А возможно, автор работы – Каспар Грас (Тироль) – скульптор, работавший в стиле Джамболоньи. Еще она близка по манере исполнения к работам модельщика и гениального литейщика Пьетро Таки (Такке)– талантливого ученика и помощника Джамболоньи. Какая из этих версий ближе всего к истине, ответить сложно, не имея заключения химико-технологической экспертизы.

Скульптурная композиция из коллекции НГРК отличается замечательной отделкой поверхности: красивой темно-коричневой тонировкой, высочайшим качеством исполнения. Это подтверждает оригинальность и уникальность нашей группы, в отличие от аналога, хранящегося в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В отличие от композиции из ГМИИ, группа из НГРК – изящнее, качественней по исполнению и сохранности.

В 2001 году произведение «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью» было отреставрировано заслуженным работником культуры Удмуртской Республики
В. А. Михеевым.

Ольга ОРЛОВА