Июль: Афанасий Маегов. Неразоружившийся

В июле исполняется 125 лет со дня рождения Афанасия Андреевича Маегова – одного из самых известных борцов за советскую власть в Коми крае, оставившего след и в коми литературе. Судьба его удивительно точно подтверждает верность известной еще со времен Великой Французской революции крылатой фразы «Революция, как Сатурн, пожирает своих детей». По-нашему, по-простому можно сказать и так: «За что боролся, на то и напоролся»…

Боролся Афанасий Маегов всю свою не такую уж долгую жизнь. Сначала с богачами, кулаками, попами, потом – с белыми, интервентами, бандитами, националистами, шовинистами, уклонистами, троцкистами… Читая автобиографию Маегова, написанную в 1935 году в связи с присвоением ему ученой степени кандидата философских наук, невольно думаешь: откуда в нем было столько нетерпимости? Наверное, из детства.

Родился Афанасий Маегов 2 (14) июля 1893 года в бедной и многодетной усть-сысольской семье, рано остался без отца. Было у него две сестры и четыре брата. Старшие братья еще подростками уходили работать по найму на уральские заводы. Один из них позже погиб на фронте в Первую мировую, другой – «замучен в Вологодской каторжной тюрьме за революционную работу в армии». К тому же у семьи за неуплату налога отняли луга, которые каким-то образом перешли купцу Комлину. «С этого времени моя мать стала питать жгучую ненависть к кулачеству и буржуазии и нас приучила ненавидеть их», — писал позже А.Маегов. В общем, Афанасий рано проникся бунтарским духом. Еще учась в Тотемской учительской семинарии, он «стал убежденным атеистом, сторонником освобождения коми народа». Под влиянием работ Михайловского, Чернышевского и Герцена у юного семинариста сложились, как он писал, «революционно-демократические взгляды».

Окончив семинарию, Маегов стал учителем в Нёбдино. Помимо своих прямых обязанностей, активно выступал в учительской среде за «изгнание из школы Закона Божия», призывал к «борьбе за народное счастье». Писал соответствующие стихи на коми языке. Учительствовал Маегов, впрочем, недолго. В 1914 году его мобилизовали в армию. Воевал он в Турецкой Армении, потом учился в тифлисской школе прапорщиков и войну закончил в офицерском звании поручика. Но после революции стал не белым офицером, а красным командиром.

Вернувшись с войны на родину, Афанасий Маегов принял активное участие в разгоне земских волостных управ и в организации советской власти, стал большевиком. Весь бурный 1918 год он провел в борьбе с «попами, контрреволюционными элементами, с саботажем учительства», а заодно и с товарищами по партии, которые оказались пьяницами и «заговорщиками-авантюристами». К осени 1918 года Маегов стал председателем уездного ревкома и военным комиссаром.

Годы гражданской войны А.Маегов провел в боях с белыми на Удоре и Северной Двине. Командовал Вашко-Мезенским и Ижмо-Печорским полками. По оценке историков, военачальником он был так себе, весомых побед за вверенными ему войсками не значится. Из литературных свершений красного командира можно отметить перевод «Интернационала» на коми язык, сделанный Маеговым вместе с Виктором Савиным и Вениамином Чисталевым.

Отвоевав в родных краях, Маегов по направлению партии отправился на Украину, где боролся против повстанцев-крестьян, которых большевики называли бандитами, и… писал сатирическую поэму «Той» (Вошь), подражая Маяковскому. А после окончательной победы большевиков вернулся к учительской профессии – возглавил Комиссариат просвещения Коми области. Просвещение народа Афанасий Андреевич понимал, естественно, в духе классовой борьбы. Дело народного образования он совмещал с работой в коллегии ГПУ, в налоговой комиссии и в обкоме ВКП(б). И вновь боролся, разоблачал, громил и давал отпор. Среди «двурушников» и «авантюристов» клеймил чуть ли не всю верхушку области – руководителей обкома ВКП(б) А.Чиркова, Я.Потапова, А.Никифорова, председателя совнархоза Ф.Коковкина… Особенно доставалось от Маегова известному борцу за Коми автономию Дмитрию Батиеву – «фашисту» и «буржуазному националисту».

В конце 20-х годов А.Маегов со второй попытки поступает в Институт красной профессуры в Москве, сначала на подготовительное, потом на очное отделение философии. ИКП был по тем временам элитным партийным вузом. Среди его выпускников были, например, такие большие люди, как товарищи Суслов и Пельше. Параллельно учебе Маегов в составе партактива ИКП все борется и борется – с троцкизмом-зиновьевщиной, правым оппортунизмом, меньшевиствующим идеализмом, деборинщиной и механицизмом. В итоге уже вскоре после окончания курса становится парторгом ИКП философии и кандидатом философских наук – без защиты диссертации. Редактирует журнал «Под знаменем марксизма», преподает на курсах марксизма-ленинизма, в Военной академии имени Фрунзе.

Но на пороге был 1937 год.

На самом пике научно-партийной карьеры «стойкого, политически выдержанного большевика» Афанасия Маегова исключили из ВКП(б). Конечно же, по доносу товарищей по партии. Оказалось, что он, всю жизнь боровшийся с уклонистами и оппортунистами всех мастей, сам – «неразоружившийся троцкист и националист». Конец всему этому мракобесию был близок: 5 ноября 1938 года последовал арест, а 29 апреля 1939-го по приговору Особого совещания при НКВД СССР «за участие в антисоветской правотроцкистской организации и вредительство» А.Маегов получил 8 лет лагерей. В родную республику он вернулся по этапу.

Наказание А.Маегов отбывал в Ухтижемлаге, искренне надеялся на освобождение. Но оказался в инвалидном лагпункте в Ветлосяне.

Сын Афанасия Андреевича, нареченный революционным именем Спартак, писал отцу письма в лагерь, ждал его возвращения. А в 1941 году, после девятого класса, записался в ополчение, окончил школу пулеметчиков, командовал взводом, на Курской дуге был ранен. Спартак Маегов погиб в Белоруссии в 1943 году. Но увидеть отца ему все равно бы не удалось: Афанасий Маегов умер в Ветлосяне от истощения и болезней 30 января 1942 года и был захоронен на лагерном кладбище. Никаких могил там до наших дней не сохранилось.

26 сентября 1955 года Афанасий Маегов был посмертно реабилитирован Военным трибуналом Московского военного округа. 30 ноября 1961 года улицу Кирпичную в Сыктывкаре переименовали в улицу Маегова. В 1970 году его имя присвоили школе №35. И хотя имя Маегова школа давно уже не носит, его небольшой музей в ее стенах остался.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

В публикации использован очерк И.Жеребцова «Сталинский сокол». Фото предоставлено Национальным музеем РК.

На снимках:
Маегов. 1921 г.
А.Маегов и его жена А.Потапова..1922 г. Анна Александровна Потапова (1900-1973) — член партии с 1919 г., в 1920-е г.г. одна из активисток женского движения в Коми крае, а также организатор партийных и комсомольских ячеек на Печоре.