Рем Ермолин. «Усть-Цилемская горка»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. В этом номере член Союза художников России искусствовед Ольга Орлова представляет картину «Усть-Цилемская горка» народного художника РСФСР и Коми АССР Рема Николаевича Ермолина (1926-2004).

Село Усть-Цильма – уникальное заповедное место Русского Севера, священного макрокосмоса русской жизни. Это один из центров духовной культуры, вдохновлявший художников еще в конце XIX века. Например, А. Борисова («Селение Усть-Цильма», 1897 год).

В конце 1954 года художник Петр Эмильевич Бендель по результатам поездки на Печору в Усть-Цилемский район создал замечательные акварели, запечатлевшие яркие, самобытные образы жителей Печорского края. В 1968 году на пленэре в Усть-Цильме побывал народный художник РСФСР Энгельс Васильевич Козлов. В 1978 году в Усть-Цильме работала специализированная творческая группа акварелистов Союза художников СССР под руководством народного художника УССР Г. Г. Чернявского. В нее входили художники из разных городов и республик Советского Союза. В конце прошлого века к усть-цилемской теме обращались художники из нашей республики Вячеслав Кислов, Татьяна Васильева, Виктор Залитко.

«Усть-Цильма». 1969 г.

Но поистине первооткрывателем «живописной Усть-Цильмы» можно назвать Рема Николаевича Ермолина. Село Усть-Цильма, расположенное на высоком берегу, вызвало наибольший интерес и душевную привязанность художника. Герои его портретов – люди, несущие через века высокую миссию сохранения устоев русской жизни, архаических традиций. Художник вдумчиво характеризует неповторимую индивидуальность каждого, выявляет и общие свойства их натуры – степенную величавость, душевную широту, волевую стойкость, сдержанность, уважительность. Переселение в северные земли и их освоение требовало предельного напряжения, что и предопределило формирование черт характера устьцилемов, как спокойное мужество, терпение, стойкость.

А эпические печорские пейзажи Р. Н. Ермолина с успокаивающей ширью, отображая образ простора, имеют глубинные смыслы: свободы, незыблемости, вечности… Художник живописует всю необъятную панораму реки Печоры, он наслаждается пространством, его мощью и красотой природы, которая приобретает на его полотнах симфоническое звучание.

«Портрет Клавы Булыгиной». 1973 г.

Многие полотна живописца сложились в большие циклы-сказы о земле устьцилемов. В больших эпических полотнах-летописях Р. Ермолина – реальные люди, жившие и живущие на Печоре. Его «горочная серия», как проявление нравственного единения, – гармонично-симфонична. Групповой портрет-картина «Усть-Цилемская горка» – это по-сути соборный образ староверия, долгие годы скрытый от мира. Это не просто групповой портрет, а символическая мифоэпическая стихия «островного спасительного самосознания» устьцилемов, «поток русской жизни». Звонкие краски национальных костюмов звучат, как песня, как старинная мелодия.

Картина, созданная на большом этюдном материале, прошла дистанцию времени. Она написана в 1974 году и вошла в историю изобразительного искусства Республики Коми. В 1975 году на выставке «По родной стране» в Москве «Усть-Цилемская горка» была удостоена диплома Академии художеств СССР.

«На усть-цилемской свадьбе».1976 г.

Усть-Цильме посвящен еще целый ряд картин художника. «На усть-цилемской свадьбе» (1976) – второе крупное полотно «усть-цилемского цикла». Целостная композиция построена на строго продуманном чередовании персонажей. Доскональное знание элементов материальной культуры, одежды, украшений, бытовых предметов, убранства помещений, а также музыкального фольклора, позволяет каждой детали зазвучать в картине, наполняя ее песенным ритмом.

Тема горочных гуляний трансформируется в картине 1979 года «В Усть-Цильме фестиваль», где традиционный народный праздник превращается в праздник народного творчества. Метафорическое звучание праздничного села как «центра мира» отображает идею жителей созвать на своей территории как можно больше народу. Что и происходит в последние годы.

Ольга ОРЛОВА