Елена Пекарь: «В юбилейный год хочется чего-то особенного»

В августе исполняется 75 лет одному из самых уникальных театров страны – Воркутинскому драматическому. Он был создан в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, его первыми актерами были в большинстве своем заключенные, среди них – известные всей стране артисты. Высокую планку мастерства театр не уронил за долгие годы своей истории, в которой были и очень непростые периоды. Сегодня Воркутинским драматическим театром руководит Елена Пекарь – председатель Коми отделения Союза театральных деятелей России. Она и рассказывает «Региону» о том, чем живет театр сегодня.

– Елена Александровна, приехав в Воркуту, Вы хорошо представляли, что Вас ждет и какой фронт работ предстоит. И с чего начали?

– На первоначальном этапе мне важно было понять, какое место занимает учреждение в культурной жизни города, республики, страны. Театральная жизнь в России бурлит. Фестивали, гастроли, премьеры, новые театральные проекты, позволяющие театрам обмениваться опытом, активно участвовать в программах различного уровня, – все это достижения нашего времени, которые вывели театральное искусство на более высокий уровень коммуникации. Но начинаешь всегда с города, в котором функционирует учреждение.

Скажу честно, сегодня иметь театр в городе с малочисленным населением – это роскошь для любого муниципалитета и для Воркуты в особенности. Огромная удаленность от центра, дефицит творческих кадров, суровый климат, специфика города с градообразующим предприятием – все это порождает ряд финансово-экономических и социально-культурных проблем с точки зрения деятельности театра. Нужны деньги, нужен зритель, и нужен, – а это самое главное! – качественный и интересный театральный продукт для сегодняшнего жителя Воркуты.


После показа спектакля «Королева красоты» по пьесе М. Макдонаха на сцене Театра наций. Москва, апрель 2018 г.

Творческие силы театра и его потенциал – это то, что позволяет или не позволяет любому театру преодолевать сложности и развиваться. Так вот, нашему театру служат настоящие мастера своего дела, талантливые, креативные, способные на новые творческие эксперименты люди. Многие из них – старожилы, и, конечно, мне было важно знать их видение жизни нашего театра в дальнейшем, его генеральной линии. Что сделать, чтобы привлечь зрителя на постоянной основе, что ему предложить, чем удивить? Куда направить вектор гастрольной и фестивальной деятельности? Как сделать театр площадкой для гастролей других театральных коллективов и центром культурного притяжения города? Эти жизненные для театра вопросы будут стоять всегда, и сегодня каждый театр идет своим путем и решает практически одни и те же проблемы каждый раз, но на более сложном уровне.

Первым шагом было создание в театре худсовета, которого, как я понимаю, не было достаточно давно. Нам удалось спланировать окончание сезона с большими изменениями. Практически сразу, на свой страх и риск, я пригласила режиссера из Санкт-Петербурга – Владимира Акулова, на постановку спектакля по пьесе М. Камолетти «Боинг-Боинг» – легкую комедию с музыкальной составляющей. С самим Акуловым я не была знакома, но вот его спектакли, поставленные в Коми республиканском театре оперы и балета, знала. Тогда это было новое слово в репертуаре театра. Хотелось, чтобы что-то подобное появилось и у нас – движение в сторону музыкально-драматического театра, которым Воркутинский театр некогда был. Интуитивно чувствовала, что получится.

Еще мы наметили провести «День театра». Он, в принципе, проводился и прежде, но в этот раз нам захотелось сделать нечто новое. Придумали общий сюжет, наполнили его «начинкой», провели аукцион, разыграли лотерею… Конечно, это было по стопам того театрального капустника, который в течение пяти лет проводил наш Союз, но отчего бы не повторить что-то удачное? Причем, мы провели «День театра» дважды за день. Приглашали зрителей на 16 часов (школьников и студенческую молодежь) и на 19. В конечном итоге, наш «День театра» оказался эффективным и финансово.

Словом, худсовет дал разные мнения, взгляды и предложения. В результате этой работы 2018 год был спланирован до конца уже в феврале. Сейчас просто идем поэтапно от одной задачи к другой. В конце мая, пока ориентировочно, «крупными мазками» спланировали и 2019-й год.

– У вас был очень «гастрольный» сезон – от Усть-Цильмы до Москвы…

– «Очень гастрольный» – это правда. Март, апрель, май – давно такого не было. В начале марта мы съездили с тремя спектаклями в Усинск и Усть-Цильму. Такие гастроли для нас не столь уж грандиозное событие – каждый год театр выезжал в города республики. Хотя любая поездка – вещь для нас непростая в принципе, учитывая транспортировку декораций и то, что их можно везти только по железной дороге, а это очень долго и дорого. Во второй декаде мая состоялись наши традиционные, ставшие уже ежегодными гастроли в Сыктывкаре, где с большим успехом, при полных залах мы показали шесть спектаклей всего за три дня.

А с 18 по 21 апреля при поддержке гранта Главы Республики Коми нам удалось выступить с двумя спектаклями в Москве сразу на четырех сценических площадках, «курсируя» каждый день по столице. Играли в Центральном Доме актера, Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной, Постоянном представительстве Республики Коми в Москве и знаменитом Театре Наций. Показали «Королеву красоты» Макдонаха и «Две дамочки в сторону Чехова» по рассказам Чехова. Первый спектакль – с большими декорациями, второй – фактически без них, и эта «легкость» позволила нам быть достаточно мобильными в таком интенсивном и плотном графике.


«Пушкин северный или «Со всею нежностию» по произведениям Б. Шергина.

Толчком к этим гастролям послужило предстоящее 75-летие театра. Хотелось в юбилейный год чего-то особенного. Гастроли заполярного театра в Москву для нас – неслыханная вещь, какая-то почти нереальная мечта, которая сбылась! Замысел этого гастрольного проекта принадлежит прежнему руководителю театра – Виктору Ножкину. Мы стали двигаться вперед в организации этих гастролей – подключили все возможности СТД России, начали активно взаимодействовать со столичной прессой, увеличили количество площадок и показов, а сами гастроли смогли предварить выставкой об истории театра в Доме актера. На всех спектаклях было много бывших воркутинцев – потом они подходили к нам, благодарили, а иногда и не сдерживали слез! И я без ложной скромности скажу, что нам удалось не просто удивить избалованную столичную публику. Ни одной дежурной благодарности, ни одного формального «спасибо»: я смотрела в глаза зрителей и видела в них радость, восторг, смятение, слезы – мы разбередили сердца и души…

Во время гастролей в Москве состоялись невероятные, почти мистические встречи. Одна из них – с внучкой основателя нашего театра Бориса Мордвинова. На второй день гастролей мы поехали в Дом ветеранов, показали там «Двух дамочек…», а вечером показали тот же спектакль в Доме актера. Уже собирались уходить – и вдруг телефонный звонок куратору «Театральной провинции» Ирине Москаленко. Звонила внучка Мордвинова, Надежда Михайловна! Полный шок! Как такое вообще может быть? Оказывается, дело было так. На следующий день наших гастролей телеканал «Культура» показал репортаж о том, что в Москву приехал Воркутинский драматический театр, сюжет снимали в первый день гастролей.

В это время супруга артиста воркутинского театра Алексея Маркова (его давно нет в живых), Елена Владимировна увидела сюжет. Какой это был восторг! Она позвонила внучке Мордвинова, с которой, к слову, познакомилась всего неделю назад! Надежда Михайловна вышла на нашего куратора и договорилась с нами о встрече на квартире Марковой. Елена Владимировна – бывшая каторжанка Воркутлага, к театру не имела отношения в творческом смысле, но, являясь супругой артиста, написала несколько книг о Воркуте, лагере, театре, дирижерах, режиссерах, актерах…Мы с ней проговорили четыре часа, и я услышала по-настоящему уникальные истории, увидела редкие фотографии и письма людей, создававших наш легендарный театр. И с Надеждой Михайловной, и с Еленой Владимировной мы теперь всегда на связи, готовимся к совместным проектам в рамках празднования юбилея нашего театра.

– Расскажите о премьерах минувшего сезона.

– Большинство из них мы смогли показать на гастролях в Сыктывкаре и Москве. Это «Лес» А. Островского, водевиль «Боинг-Боинг» Камолетти, сказ «Пушкин северный, или «Со всею нежностию»» по прозе Бориса Шергина, «Две дамочки в сторону Чехова» по рассказам Антона Павловича. Сезон открыли «Месяцем в деревне» Тургенева, а перед Новым годом выпустили сказку «Карлик Нос и Крейтервейс» Эдуарда Гайдая. Проекты «День театра» и «Ночь в театре» тоже считаю своего рода премьерами, но только в другом формате. На сегодня в репертуаре театра 15 спектаклей.

Мы закрыли сезон в конце мая, но работали еще весь июнь. И это тоже стало для нас новшеством. Большинство жителей Воркуты в июне еще в городе. Наша июньская афиша оказалась насыщенной. Удивительно, но в этом месяце мы показали больше, чем в некоторые из них в середине сезона. Мы работали на зрителя, параллельно приступили к постановке пьесы «Виндзорские насмешницы» Шекспира, которой будем открывать новый сезон и уже думаем о том, как и в каком ключе проведем юбилей нашего театра.
С 1 по 3 июня, ко Дню защиты детей, мы запустили трехдневную акцию – показали три детских спектакля с объявленной стоимостью билета 30 рублей. Участниками этой акции стали дети самых разных социальных групп. Все три дня у нас был аншлаг, а в фойе каждый показ спектакля предвосхищался интерактивным общением с юным зрителем.


«Лес» по пьесе А. Островского.

9 июня мы впервые провели «Ночь в театре». В этом месяце в Воркуте белые ночи, светит солнце – так почему бы людей не встряхнуть и не пригласить в театр в 8-9 часов вечера? Эта акция вызвала огромный зрительский интерес. Зрителей пришло даже больше, чем мы планировали – практически полный зал. Это было единение людей – артистов и зрителей, которые обычно находятся по разные стороны сцены. В совместном сотрудничестве мы поставили сказку «Репка», причем сразу в четырех жанрах! Зрители разделились на 4 группы, и каждая представила свою версию: трагедию, комедию, оперу и пластический спектакль. Кроме того, мы провели зрителей по «станциям» – цехам театра, погрузив в разные этапы постановочного процесса, дав возможность самим его и осуществить. Подобрать декорации, костюмы, грим, музыку к спектаклю, который они сами же и ставят. Зрители работали вместе с профессиональными артистами, а потом показали результат на сцене. Многие из них, побывав за кулисами и став на время творцами настоящего спектакля, почувствовали себя более причастными к театру, чем когда-либо. Театр стал к ним ближе, и они стали ближе к театру. Я очень надеюсь, что в следующий раз они придут сюда и приведут своих детей как в уже хорошо знакомое место.


«Ночь в театре». Июнь 2018 г. «Это было единение артистов и зрителей, которые обычно находятся по разные стороны сцены».

Закрывали июнь мы еще одним новым проектом – «Театральным серпантином». Уже второй год его ведет режиссер Юрий Нестеров. Из премьер сезона мы складываем это сценическое действо, рассказываем о новых спектаклях и показываем самые яркие отрывки… Словом, в такой фрагментарной ретроспективе подводим итоги уходящего сезона, в которых запечатлены все наши последние достижения.


«Я говорю с тобой из Ленинграда». Блокадные хроники.

– Как и когда будет отмечаться юбилей театра?

– Дата уже определена: 23 ноября. Это будет первый день Арктического форума, который состоится в Воркуте с вечерним празднованием 75-летия нашего театра. Таким образом, на нашем торжестве окажутся почетные гости со всей республики, из Москвы, других городов, представители СТД России. 70-летний юбилей был отмечен в театре показом премьерного спектакля. В этот раз мы хотим посвятить вечер самому театру – его истории, сегодняшнему дню. К юбилею мы откроем музей театра, который так необходим и нам самим, и всем тем, кто приходит в храм искусства. Но на этом мы не остановимся. На январь-февраль 2019 года намечена выставка, посвященная юбилею театра, в Москве, в одном из самых больших и значимых театральных музеев России – музее имени Бахрушина. Все договоренности соблюдены, в Москве создан оргкомитет по организации выставки, идет сбор материалов, и мы тоже готовим часть экспонатов.


«Боинг-Боинг» по пьесе М. Камолетти.

– Что еще покажете зрителю в новом сезоне, какие премьеры?

– В этом году мы впервые за много лет хотели открыть сезон довольно рано – в конце сентября. Но из-за реконструкции сценического пространства в рамках федеральной программы «Театры малых городов России», которая требует определенного количества времени, мы, к сожалению, сможем открыться только в конце октября. Откроем сезон премьерой «Виндзорских насмешниц» Шекспира в постановке Юрия Нестерова. Кроме того, до конца 2018 года мы планируем выпустить «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова в постановке Виктора Ножкина. Ну, и новогодняя акция, которая традиционно представит юному зрителю премьеру новогодней сказки с интермедией у елки. Также мы планируем новый формат новогоднего праздника для взрослых.

Обсуждаем масштабные гастроли по республике и в соседних регионах, планируем фестивальную деятельность. Думаем об обменных гастролях, как о важном взаимодействии театров, позволяющем оживить театральную жизнь нашего города и обогатить опыт нашей труппы.

С начала этого сезона у нас функционирует малая сцена. Поскольку необходимо достаточно интенсивно обновлять репертуарную афишу (а эта проблема особенно остро стоит у театров малых городов), наличие второй сцены очень успешно помогает решать поставленную задачу. В театре небольшая труппа, всего 18 человек, но две сценические площадки помогают ставить в параллель сразу два спектакля, естественно, правильно планируя количественный состав актеров в каждом спектакле. Так, в марте-апреле мы поставили «Боинг-Боинг» и «Пушкина северного».

Думаем о новых проектах, идей много, и сама жизнь подсказывает то или иное направление.

– В рамках федеральной программы «Театры малых городов» театру выделили почти 8 миллионов рублей на техническую реконструкцию. Расскажите, что планируете сделать на эти средства.

– У нас еще в прошлом году произошла грандиозная реконструкция: на сцене установили современное штанкетное оборудование, на сегодня самое передовое в республике. Но эта установка повлекла за собой множество других общестроительных работ. В театре критически устарело звуковое и световое оборудование. Сейчас предстоит еще один этап работ: прокладка новой коммуникационной световой трассы и установка нового светового оборудования. Надеюсь, что и в следующем году нам выделят федеральные средства, чтобы мы могли модернизировать и звуковое оборудование, очень хочется довести все до логического конца, а не довольствоваться половинчатым результатом.

Знаете, мне известны очень сложные истории того, как сегодня живут многие российские театры, и, глядя на наш театр, я благодарю жизнь за то, что мы государственное учреждение с гарантированным финансированием, что у нас есть свое здание – большое, четырехэтажное, что мы живем, развиваемся и строим долгосрочные планы. Что мы – театр с уникальной историей! Каждый день все мы идем в наш театральный Дом – самый любимый и дорогой, где происходят удивительные метаморфозы творчества, перевоплощения и чудесные открытия.

Беседовала Ирина САМАР

Фото из архива Воркутинского драматического театра