Юлий Клевер. «Осень»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. В этом номере мы представляем картину «Осень» русского художника Юлия Юльевича Клевера (1850-1924).

Зал русского изобразительного искусства рубежа XIX-ХХ веков постоянной экспозиции Национальной галереи Республики Коми – один из самых насыщенных и разноплановых. Это и не удивительно – в искусстве этого периода сплелись воедино множество течений, направлений, художественных объединений, подготовивших уход в прошлое традиционной классики и открывших путь искусству модернизма. Экспозиция зала объединяет полотна поздних академистов, все более склонявшихся к салонной живописи, поздних передвижников, а также тех художников, кто стал предтечей русского авангарда. При всем жанровом и стилевом разнообразии экспозиции многие посетители Национальной галереи среди других произведений выделяют «Осень» Ю.Клевера – эффектный, выполненный в салонно-академической манере, с легкой ноткой романтизма, пейзаж с изображением красот севера России.

Уход поздних академистов в «салон» в искусствоведении имеет негативные оценки и воспринимается как приспособление высокого искусства к обывательским меркам. В советские годы определение творчества художника как салонного означало его забвение, в настоящее время интерес к салонному искусству вновь возрождается.

Биография Юлия Юльевича Клевера представляет нам художника незаурядного, которому многое было дано от природы и который еще большего добился собственными устремлениями и трудом. Его способности к рисованию были замечены еще в детстве, родители (отец – магистр химии, преподавал в Дерптском ветеринарном институте) побеспокоились об их развитии, но в выборе профессии настояли на архитектурном отделении Императорской Академии художеств. Проучившись год на архитектора, юноша перевелся на живописное отделение, однако и здесь ему не повезло: среди преподавателей он так и не смог найти того, кто стал бы для него настоящим Учителем. В возрасте 20 лет Юлий Клевер решает уйти из Академии, поставив перед собой цель – развить дарование без помощи наставников, работая с натуры.

Такой вызов судьбе имел свои плоды – уже на следующий год картина Клевера, представленная Обществу поощрения художеств, имела успех и была куплена графом П.С. Строгановым. С выставки следующего года его полотно приобрела великая княгиня Мария Николаевна, несколько позже – император Александр III. Такая протекция принесла художнику невиданные дивиденды: без окончания академического курса в 1876 году ему присвоили звание классного художника I степени, позже, в 1878 году – академика (за картину «Старый парк»), в 1881 – профессора (за картину «Лесная глушь»).
Нельзя сказать, что заслуги были неоправданными – художник оказался очень плодовит, свою первую персональную выставку провел в 24 года, вторую – в 26, при том, что многие известные живописцы в те годы вообще не отваживались на персональные вернисажи. К началу 1880-х годов сформировался его индивидуальный почерк, по которому работы узнавали, в светском обществе сложилась мода «на Клевера» — его картины раскупались с выставок, включались в интерьеры домов. Небогатая публика также отдавала ему дань признания, раскупая работы в репродукциях. Художник хорошо зарабатывал, жил на «широкую ногу», поддерживал тех коллег, кто материально нуждался.
Однако судьба готовила ему еще один поворот, связанный с обвинением конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Евсеева в злоупотреблении денежными средствами, по которому сам художник проходил свидетелем (по негласной версии Евсеев взял на себя растраты, совершенные великим князем В.А. Романовым, президентом АХ). Ю. Клевер был вынужден уехать из России с семьей в Германию, очень тосковал по родине, в 1915 году вернулся. Остался он в России и после 1917 года, в послереволюционные годы преподавал в Академии художеств и Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

Находящееся в Национальной галерее РК живописное полотно «Осень» написано в 1881 году и относится к самому расцвету творчества художника. Первым владельцем картины был Козьма Терентьевич Солдатенков – известный московский коллекционер и меценат, текстильный фабрикант и книгоиздатель. Среди покупателей произведений Клевера был и П.М. Третьяков – годом раньше он приобрел «Девственный лес», написанный по впечатлениям поездки художника на остров Нарген, позже купил еще два полотна художника, что было несомненным признанием его таланта в собственно художественной среде. В 1901 году К.Т. Солдатенков умер, завещав свою коллекцию Московскому публичному и Румянцевскому музеуму. Музей размещался в Доме Пашкова и имел три отделения: живописное, гравюрное и Дашковский музей с собраниями русских путешественников, а также публичную библиотеку. Когда в 1924 году было принято решение оставить в Доме Пашкова только библиотеку (в настоящее время – РГБ, в советские годы – библиотека им. В.И. Ленина), художественные коллекции были расформированы, часть оказалась в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина, часть – в Третьяковской галерее, а часть была переведена в Государственный музейный фонд, из которого пополнялись региональные музеи страны. В составе других работ «Осень» Клевера была отобрана Д.Т. Яновичем для отправки в Усть-Сысольск, в областной краеведческий музей, в котором был сформирован художественный отдел. «Приехав» в Сыктывкар во второй половине 1920-х годов, картина попала в Национальную галерею только в 1952-м, когда прошла передача привезенной Д.Т. Яновичем коллекции из краеведческого музея в художественный.

Картина «Осень» впечатляет гармоничным сочетанием двух подходов: реалистичностью изображения, вплоть до визуального сходства с фотографией, и красотой открывающегося вида, созданного живописным мазком художника. Изображение заболоченного леса – пейзажа, характерного для России и поданного как феномен национальной природы, сопряжено с русской ментальностью, философичностью и верой в чудеса. Композиция работы проста: на первом плане спокойная открытая гладь воды и несколько показанных крупным планом стволов деревьев, вдали – болотная топь и лес с уходящей вдаль просекой. Ясность композиции собирает пространство на плоскости холста, световоздушная перспектива насыщает его воздухом, тонкое чувство цвета вводит бархатные нотки в осеннюю палитру леса. Взгляд завораживают четко прописанные белоствольные березы, огромное кряжистое дерево, в котором уже не чувствуется живительных соков, отражение неба и деревьев в стоячей, как будто застывшей воде. Свидетельствуя о том, что лес полон живых обитателей, на тоненькой ветке березы сидит белобокая сорока с длинным хвостом, в русском фольклоре — собирательница и разносчица всех новостей.

«Осень» ценил и сам автор. Известно, что к самым удачным своим произведениям он писал повторы, давая им другие названия. Так, картину «Старый парк», за которую в 1878 году получил звание академика, Ю. Клевер повторил несколько раз под названием «Вид запущенного парка в Мариенбурге». Существует и повтор работы, представленной в коллекции Национальной галереи, это «Березовая роща», написанная два года спустя после первого варианта. Сам Юлий Клевер о своих произведениях писал так: «Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами».

Людмила КОЧЕРГАН