«Мапа» юных талантов

Трудовая биография известного в республике режиссера и педагога Виктора Напалкова начиналась… на колхозной ферме

«Мать не та, что родила, а та, что воспитала». Расхожая фраза как нельзя кстати подходит к нашему герою – заслуженному работнику культуры Республики Коми, режиссеру и педагогу, художественному руководителю образцового детско-юношеского театра-студии «Ордым» Виктору Напалкову, с той лишь разницей, что он – отец. Хотя были времена, когда воспитанники называли его «мапа», намекая на то, что он совместил в себе обоих родителей. В юбилей режиссера, который он отметил 3 сентября, мы решили подсчитать, сколько же у него «детей». Получилось ни много ни мало – 789…

Запах рода

Мальчишке из Катыда, что на окраине Усть-Кулома, светил прямой путь в сельское хозяйство. Сызмальства Витя Напалков был приучен к крестьянскому труду. Родители – крепкие хозяева. Большой двухэтажный дом, трое детей, полный двор скотины – все это не предполагало воспитания бездельника. До сих пор самый сильный аромат и вкус для него – вкус парного молока. «И возрастное послевкусие», уточняет Виктор Михайлович, вспоминая, что обязанности в доме распределялись с раннего детства: сначала ты отвечаешь за котенка, потом за теленка. Виктор был средним между двумя сестрами, донашивал за старшей сестрой ее вещи. Но не потому, что жили бедно, как раз наоборот. Мальчишка протестовал против сестриных рубах, но понимание бытовых устоев семьи опять же пришло позже.

— Повзрослев, я понял, почему новорожденного пеленали в пеленки старших, одевали в сестрины сорочки, почему я донашивал рубашки сестры, а за мной – младшая. Ну, во-первых, у рачительных хозяев, знающих цену всему, так и происходит: негоже выбрасывать хорошую вещь. А во-вторых, с одеждой, пропитанной запахом, энергетикой старших, дома, передается память рода. Это оберег, пропитанный генетической информацией, — говорит Виктор Михайлович.

Донашивать за старшей сестрой Виктору пришлось не только рубахи. После ее довольно ранней смерти семья Напалковых-Гнедых взяла на воспитание младшего племянника Мишу. Мальчику было тогда семь лет, но «знаки» семья получала с самого его рождения: Виктор назвал младшего ребенка старшей сестры в честь своего отца Михаилом, первая улыбка Мишутки тоже была адресована будущим приемным родителям.

Среди «запахов рода», впитанных с детства, — и стойкая привычка к помощи.

— Это работало у нас безотказно, — рассказывает Напалков. — Предположим, из-за грозы вырубило свет, телефонов нет – не позвонить, но ты знаешь, что к вечеру вся родня подтянется на ферму – помогать. Своих не бросят. Это чом\р, по-русски «помочи», родовая солидарность. Сейчас собираемся только по радостным или печальным поводам. А вот раньше дом поставить – чомор. Представляете, вот на твоих глазах человек двадцать мужиков собираются – дядя Вася, дядя Толя, другая родня – и поднимают дом. И в этом и твоя сопричастность как ребенка – воды подать, платок принести пот вытереть. Тут и пожилые, которые с трудом ходят уже, но палочкой постукивают: вот тут так сделай, тут так. Тут и обрядность – копеечку под первый венец положить. Это все воспитание. Ты слышишь, что они говорят, приговаривают, что говорят, когда за стол садятся.

Два директора гимназии искусств. Первый – Мария Кузьбожева и второй – Виктор Напалков.

Первый заработок

Но в детстве Виктор не рефлексировал над родовой философией, а потому вел обычную жизнь деревенского подростка. Корову маститый режиссер и сейчас подоит легко. Начиналось все с детского интереса и азарта, а вскоре стало приносить и заработок. Три сезона подряд старшеклассником Виктор работал на ферме. Сначала помогал своим сестрам, потом получил в распоряжение целое стадо – 56 голов. В год московской Олимпиады, в июле 1980-го старшекласснику выдали на руки зарплату — 360 рублей. Это были очень даже большие деньги. Правда, чтобы получить «длинный рубль», надо было вкалывать.

— Мама будила нас в четыре утра, в пять мы должны были быть на ферме, до девяти дойка, после этого свой сенокос, огородные хлопоты, потом вечерняя дойка, после нее идешь на дискотеку, где с тобой никто не хочет танцевать, потому что от тебя пахнет навозом. И это было обидно, — с улыбкой вспоминает Виктор Напалков.
Единственный из класса Виктор получил права на вождение сельхозтехники и целевое направление на выбор – в Кировскую сельскохозяйственную академию или в Московскую финансовую. Но он выбрал другой путь…

Виктор Напалков на четвертом курсе института в водевиле «Дайте мне старуху!»

«Ну, как, культура, поступил?»

После 10 класса молодой дояр-тракторист-будущий финансист задумал нечто странное: пойти в актеры. «Благословили» его Юлия Анатольевна Вербина и Михаил Васильевич Костромин, ведущие артисты «савинского» театра, которым главный режиссер И.И.Аврамов поручил присматриваться к «сельским юным лицедеям». Заметив перед спектаклем бойкого парнишку, они решили: «Такой нам нужен!». На 16 августа в Сыктывкаре было назначено прослушивание приемной комиссии из Уфы. А чтобы скоротать время, «мальчик при деньгах» решил за компанию с одноклассниками смотаться в Пермь и заодно сдать вступительные в Институт культуры, благо знаменитый «Василей» — Василий Гущин – попросил освоить квоту, выделенную министерством культуры району. И все это втайне от родителей, которые прочили сыну совсем иную карьеру.

Среди «целевиков» в Пермском институте культуры была конкуренция – шесть человек на место, поэтому Напалков морально был готов к неудаче. «Где я, а где они», — думал он, глядя на уже отслуживших в армии статных красавцев и красавиц со сценическим опытом. Все абитуриенты жили на полу в спортзале, где 24 часа в сутки стоял гвалт, и заниматься было невозможно. Тогда товарищ и земляк Василий Горчаков повел братьев по гонке в «нормальные условия» — в общежитие института к своей невесте. По пожарной лестнице сорвиголовы поднялись на балкон третьего этажа и оттуда уже проникли в девчачью комнату. Хозяйки как раз уехали, но у Васи был ключ. Там ребята готовились к экзаменам и ночевали. «Вася спал на кровати Вали, а я – на кровати какой-то Наташи, как оказалось – Гнедых, моей будущей жены. Я познакомился с ней в этом же году, ну, а поженились мы много позже», — вспоминает Напалков.

Сдав экзамены, оттарабанив перед приемной комиссией «Свинью под дубом» Крылова, стихи Савина на коми языке и коми народную песню, не поинтересовавшись результатами, парень засобирался домой. В день отъезда, отстояв в очереди за билетом на поезд девять часов, пришел за документами. А их не отдают! «Не можем, — говорят, — приемная комиссия в пятницу работает до обеда. Или оставайтесь до понедельника, или пришлем почтой». Выбора не было, и Напалков поехал домой. А дома — отец с порога: «Ну, как, культура, поступил?»

— Я в слезы – провалился везде. А он сияет и протягивает мне конверт. А там – письменный ответ — «Вы зачислены на первый курс…» Папа был рад, потому что в юности тоже учился в Перми, — вспоминает Виктор Михайлович.

От практиканта до директора

Дипломную практику Виктор Напалков проходил в Народном театре имени Гения Горчакова в Прилузье. Практика затянулась – на целых десять лет.

В 1995 году режиссера приглашают в республиканский драмтеатр. Тут перед ним открылась карьера и актера, и режиссера. А аккурат в день рождения, 3 сентября 1997 года, руководство преподнесло ему «подарок» — приказ о назначении куратором студии молодых актеров и заведующим актерским отделением колледжа искусств.

«Я не обрадовался подарку, даже расстроился – видел себя в другом, — признается Напалков. — Да и в молодых актерах всегда видишь конкурентов. Но на выпускном ребята подарили мне большой пирог с надписью – «МАПА». Я был для них мамой и папой в одном лице. Когда начинаешь с ними возиться, участвовать в их судьбе, быть ответственным за них, все меняется – они становятся уже родными людьми». Среди этих «родных» — целая плеяда молодых и ныне известных актеров драмтеатра из «сидоровской» студии: Светлана Малькова, Денис Рассыхаев, Татьяна Михайлова, Елена Третьякова, Анатолий Колмаков.

Как-то после гимназической линейки, где он был в образе Ивана Куратова, Виктор Напалков прямо в гриме заглянул выпить чаю к тогдашнему директору гимназии Марии Кузьбожевой. Она попросила его позаниматься основами сценического мастерства с юными гуманитариями из Гимназии искусств при главе Коми – своего детища. И тут же – предложение от самого главы республики Юрия Алексеевича Спиридонова – заняться инфраструктурой будущего театрально-зрелищного комплекса. «Если согласишься и перейдешь в гимназию полностью – дело пойдет быстрее», — пообещал первый глава Коми. В том, насколько быстро пойдет дело, Напалков убедился воочию: «Я зашел в гимназию, любуясь сквером с вековыми тополями. Выхожу обратно – тополей нет, срубили, потому что на их месте будет концертный зал. Вот какими темпами шло строительство». И он согласился. Было непросто проводить мероприятия при отсутствии спортивного и концертного зала, в столовой. Но вскоре у столицы Коми появился современный концертный комплекс при Гимназии искусств – плод политической воли Спиридонова и директорства Напалкова.

В театре-студии «Ордым» поставлены уже десятки спектаклей, среди них – «Не об этом мечтали мы…» (по повести «А зори здесь тихие») и «Опаленное детство».

«Штучный товар»

Тогда же появились и новые дети – сначала незнакомые, закрытые, а потом родные и яркие. Любимчиков у «отца» Напалкова нет, но есть ученики, которые совпадают по «группе крови». Так, «отец» гордится Антоном Шарафаном, который не стал актером, но остался творческой личностью, Димой Одинцовым: закончив ВГИК, парень работает в Москве по специальности; Машей Коровиной, звезде фильма «Охрана» и участницей многих кинематографических проектов, Володей Рочевым, ведущим актером драмтеатра.

Дети – «товар штучный», напоминает педагог известную истину. «Не может быть копировки, к каждому подходишь индивидуально», — делится он методикой воспитания. Начинаешь с «замера» его интеллектуального уровня, мастерства, человеческих качеств. А потом уже берешься это развивать.

Виктор Напалков убежден, что актера можно вырастить из любого ребенка. Но степень внутренней органики у каждого разная. Педагог, работая с детьми, должен грамотно их раскрепостить. Хотя, помимо обыкновенного лицедейства есть еще и глубина, которая приходит позже. Торопить ее нельзя, предупреждает педагог. Это может показаться странным, но родителям он напоминает, что ребенку нельзя запрещать …врать. Он не врет – он развивается, у него проявляется фантазия, умение неординарно мыслить. Будучи директором гимназии, Напалков пробивал дополнительный процент в оплате труда педагогов за работу с неординарными детьми, потому что талант – всегда девиантное поведение, отклонение от нормы. «И действительно, талантливые дети – они как будто с другой планеты, с ними нужно возиться чуть больше, чем с другими, – работать тонко, вдумчиво, иногда вместе покуражиться. Вот для этого нам в гимназии нужны индивидуальные часы», — поясняет педагог.

Химия чистой воды

Жену свою Виктор Напалков выбрал… по запаху. Помните – «родовой нюх»? Это, по его словам, химия чистой воды. Когда Наташа Гнедых входила в комнату, вокруг распространялся родной, знакомый запах. Волосы ее, сама Наташа пахли так, как пахло в родительском доме. Поэтому дальновидный жених задолго до свадьбы понял, что это его родной человек.

Поженились они уже в зрелом возрасте, через 12 лет после знакомства в институте. «Она для меня была всегда командиром. Была комиссаром студотряда, в кожаной куртке, на недосягаемой высоте. Она лидер по жизни, солистка», — говорит Напалков.

Солирует супруга не только в созданном ими ансамбле «Северная околица», но и по жизни, в семье. Старший Напалков так воспитывал Виктора: первое и последнее слово – за женой. Но при этом ты, мужик, поступай, как хочешь, но по-хозяйски.

Не бывает идеальных семей, что уж говорить о творческом союзе. Скоро Виктор Напалков и Наталья Гнедых будут отмечать серебряную свадьбу, а когда отмечали десятилетие, приглашали друзей на «золотую» – год за пять шел, учитывая их «взрывоопасную творческо-семейную харизму». Испытание и благо расти в такой семье ребенку – это племянник Миша, который вошел в их семью 12 лет назад, понял сразу. Поэтому и вырос заботливым, мудрым и самостоятельным. А приемные родители на прощальном чаепитии в гимназии, где Миша проучился с 1-го по 11-й, признались, что он сформировал их родительский почерк, подарил им счастье узнавать себя и открывать мир детства.

«Она для меня была всегда командиром», — говорит о супруге Виктор Напалков.

Полина РОМАНОВА

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА, Людмилы ИГУШЕВОЙ  и из архива В.Напалкова