«Король Лир» за 28 дней

В сыктывкарском театре Линас Зайкаускас поставил личный рекорд

В конце сентября в Сыктывкаре состоялась премьера спектакля по пьесе У. Шекспира «Король Лир». Этой постановкой Академический театр драмы им. В. Савина открыл 89-й сезон, а сам спектакль получился достаточно резонансным, вызвавшим неоднозначные оценки – но, безусловно, ярким событием в культурном пространстве Сыктывкара и Коми. Поставить пьесу театр пригласил литовского режиссера Линаса Мариюса Зайкаускаса, достаточно хорошо известного в России. С режиссером пообщался корреспондент «Региона».

– Линас, как сложилось Ваше знакомство и сотрудничество с нашим театром?

– Несколько лет назад мы с Михаилом Николаевичем Матвеевым, директором театра, начали переписываться. Переписывались-переписывались, ничего не двигалось, и вдруг приходит весть из Сыктывкара: «Быстро хотим «Лира»!». Я сказал: «С удовольствием!». Хорошо знаю, люблю эту пьесу и ставил ее во Владимире лет 9-10 назад.

– А насколько та постановка далека или близка к сыктывкарской?

– Достаточно близка. Но, конечно, какие-то акценты поменяли, потому что я постарел на 10 лет, у меня появился новый жизненный опыт какой-то. Ну и самое главное: новые люди! Потому что сами актеры говорят, что сегодня и завтра будут два разных спектакля, два разных состава играют. Так что, конечно, спектакль в другом городе, поставленный 10 лет назад, отличается от того, что мы сейчас сделали.

– Вы поставили много спектаклей в разных странах. Есть ли для Вас, как для режиссера, разница, где ставить? Если да – где работается интересней, труднее или легче?

– Без разницы, какая страна – важно, какая труппа. Всегда интересней и легче работать с более талантливой труппой, и тяжелее и менее интересно – с менее талантливой (смеется).

– Тогда хочется больше узнать о Ваших впечатлениях от нашей труппы. Какой Вы ее увидели в сравнении с другими, есть ли у нее какие-то особенности?

– Средне-нормальная провинциальная труппа с хорошими актерами и с менее хорошими. Но это нормально, потому что не бывает, чтобы были только хорошие и еще более хорошие, лучшие и еще более лучшие. Всегда, во всех труппах есть лучшие и худшие. Вот у вас есть превосходнейший актер, который играет Лира – Борис Лагода. И повторю, что уже говорил на пресс-конференции: я думаю, он играет эту роль не хуже, чем играют Константин Райкин, Энтони Хопкинс, чем играл великий Пол Скофилд у Питера Брука. Не хуже, хотя и совсем по-другому. Если Скофилд был весь такой сильный мужчина, переполненный возвышенного героизма, то наш Лир очень близок к шуту – он шутит, дурачится, но через это возникает, как мне кажется, какая-то трогательность. Превосходные актрисы Светлана Малькова, Ольга Носкова. Они могли бы играть в любом театре – что в провинции, что в Москве. Вы думаете, что в московских театрах только лучшие на лучших и лучшими погоняют? Отнюдь нет! Самые разные и там актеры – одни хорошие, другие так себе, а третьи совсем даже плохие бывают.

В Сыктывкаре действительно хорошая труппа. Провинциальная, не провинциальная – это и неважно! Вполне крепкая, нормальная, рабочая. Все-таки, будем откровенны – не каждая труппа может себе позволить «Лира», «Гамлета». Правда, к сожалению, я вашего «Гамлета» не видел, а вот «Ромео и Джульетту» удалось посмотреть.

Нужно отдать должное трудолюбию ваших актеров – мы смогли поставить такую махину за 28 дней! Они работали по 8 часов в день и без выходных! 4 недели все они трудились, не покладая рук, и я очень доволен вашими ребятами. Это было тяжело, но они это испытание пережили!

– Долго Вы выбирали актеров на роли в постановку?

– Так не было времени долго выбирать! Да, вначале я приехал в мае, мы с руководством театра обдумывали, кто может играть, и тогда роли были распределены. Но когда я приехал в сентябре, еще были корректуры по составу исполнителей. Ведь когда начинаем работать, ставятся все точки над i. И таланты проявляются, и «неталанты»… Но так бывает, это обычная ситуация.

– Художник спектакля, Маргарита Мисюкова из Уфы – Ваша супруга. Как часто Вы работаете в паре с ней?

– Постоянно, ведь это намного удобнее! Потому что я, как и множество людей, человек ленивый. И если нужно встретиться с каким-то художником – надо вставать, одеваться, выходить в город, договариваться о встрече… А тут утром пару слов обсудили, во время обеда еще пару слов, перед сном три слова – ну и все, сценография готова! (смеется).

– Раз заговорили о семье. Вы – отец двух дочерей. Ставя историю об отце, которого предали две старшие дочери и который сам предал младшую, Вы как-то пропускали этот сюжет через свое видение взаимоотношений отца и дочерей? Помог ли тут Вам отцовский опыт?

– Нет, не помог. К этому опыту не обращался и об этом совсем не думал.

– По итогам сдачи и первого премьерного показа спектакля (второй Вы не увидите – уезжаете) – насколько, по-Вашему, получилось осуществить задуманное Вами?

– Вряд ли какой-нибудь режиссер ответит на такой вопрос прямо и совершенно откровенно… Но скажем так: это не индивидуальная работа. Я очень часто завидую композитору, литератору, живописцу, фотографу: вот он ходит сам-один, и фотографирует себе, или пишет. А тут работаешь с людьми, их много! Сценограф, композитор, хореограф, актеров масса, а потом еще разные цеха, завпосты, от которых только и слышно: почему ты нам сцену сейчас портишь, топором рубишь, придумай что-нибудь, чтобы воды меньше было! Так что тут, если удается от твоего замысла 50 процентов – то, считай, что все удалось очень хорошо.

– А на какие темы Вам интереснее всего ставить спектакли, о чем?

– Действительно, есть «режиссеры одной темы». Например, величайший кинорежиссер Милош Форман все фильмы делал на тему человека против общества. Я, наверное, менее «вникливый» или более «всеядный», но меня интересует все то, что интересует человека, людей вообще. Нет тем, которые меня волнуют больше или меньше.

– Что Вам чаще доводится ставить – по жанрам, авторам?

– Это мой 106-й спектакль, так что поставил я много чего! Делаю обычно по 6-7 спектаклей в год. И, слава Богу, пока судьба была благосклонна ко мне – я ставил только то, что сам хотел. Были и драматические театры, и оперные… Пару раз ставил под заказ – спектакли, о которых не думал, но которые мне заказали. И тем самым глупости сделал, потому что это и были самые худшие мои спектакли. Сейчас стараюсь под заказ не работать, а ставить только те спектакли, которые сам предлагаю. У меня большой список – за 30 лет работы в театре набралось 100 с лишним пьес, которые я ставил и хочу поставить. И когда предлагаю театрам этот немалый список – обычно театры выбирают! Ставлю самое разное. Переставил всего Чехова. Это мой самый любимый автор, и по сути, каждую его пьесу поставил по несколько раз, не ставил только его «Платонова». Шекспира люблю и ставлю… Разное!

– В Вашем послужном списке есть и преподавательская деятельность. Вы преподавали в музыкальной академии Литвы, консерватории своего родного города Паневежиса и даже в Йельском университете, в США. А в Высшей школе журналистики в Варшаве читали курс «Образ и язык в рекламе»! Как это пересекается с режиссурой, зачем Вам это было нужно, и когда Вы успели стать специалистом по рекламе?

– В Паневежисе я преподавал историю европейской культуры, в Йеле (как и в Вильнюсе, Челябинске) – актерское мастерство. Не так много, но преподавательская работа в моей жизни была. И не знаю, какой я режиссер-постановщик, но думаю, что совсем хороший режиссер-педагог. По-разному складывается жизнь, и иногда приходят интересные предложения. Если Вы думаете, что я без театра прожить не могу, то это неправда – я без театра совсем спокойно мог бы прожить. Другое дело, что я не очень умею что-то делать без театра – и это, наверно, меня заставляет быть в театре. Но мне иногда интересны какие-то повороты. Например, реклама – как она выглядит, если заняться этим делом? Меня интересует все, что нужно режиссеру: все виды искусства, психология, философия, та же педагогика, еще какие-то вещи, которыми я, наверно, мог бы заниматься, если бы перестал заниматься театром. Что касается рекламы – это все жизнь как-то заставляет. Я был руководителем театра в 1990-е годы, когда во всем бывшем советском блоке был большой кризис, и люди перестали ходить в театр. Нужно было придумывать что-то, чтобы люди туда возвращались. И не только хорошие постановки, но и какую-то рекламную деятельность, чтобы людей привлекать. И от этого началось…А потом увлекло до такой степени, что сам начал преподавать.

– Вы – еще и соавтор пьес «Берег неба» и «Кармен». О чем эти пьесы, и почему Вы вообще взялись за драматургию – не хватает материала?

– Да, кроме пьес, еще и киносценарии есть… Материала хватает, но… наверно, энергию нужно было куда-то деть. Просто интересно стало вдруг попробовать. «Кармен» – ну конечно, о Кармен, о любви! От новеллы Мериме она отличается, наверно, всякими психологическими вещами… Поведение одного и того же человека может отличаться в разных ситуациях. Сегодня прекрасная погода, и может быть, мои поступки совсем другие, нежели были бы, если бы погода была очень плохая. Сегодня я пришел в театр – и мне улыбнулись люди, и мои поступки, наверно, были бы совсем другими, если бы при этом на меня кто-то накричал, обругал…

Понимаете, тем жизненных не так уж много. Ученые подсчитывали – их что-то около 40. Но всегда ведь самое интересное, что происходит, и как ты эту тему интерпретируешь. Так что «Кармен» – это про Кармен, но только чуть-чуть, конечно… А может быть, даже и не чуть-чуть психологические действия Кармен, Хозе и всех других отличались от тех, о которых писал Мериме.

– Вы работали в очень многих театрах, в том числе и на постоянной основе – например, как главный режиссер. Почему так часто переезжали, откуда такая «охота к перемене мест»? Когда Вас спросили в Уфе, надолго ли Вы там, Вы ответили: «Пока навсегда». Но и оттуда ушли… Не любите сидеть долго на одном месте, жажда новых впечатлений?..

– Ну, видимо, это «пока» было ключевым! (смеется). Специально к этому не стремлюсь. Как-то жизнь так складывается! Но если так есть – значит, человек, скорее всего, предрасположен к этому. Потому что если бы был больше расположен к сидению на месте – скорее всего, он нашел бы способы сидеть на месте!

– Какие впечатления у Вас останутся от Сыктывкара – Вы же успели его увидеть?

– Нет, я видел только гостиницу и театр. Дорога между ними совсем небольшая, всего 2-3 улицы. И если бы я имел такую наглость – говорить о каких-то ощущениях… Это же надо город увидеть! А я не гулял по парку, не ходил на рынок – я только работал. Все-таки такая махина, как «Король Лир», за 28 дней…

Личная и творческая жизнь Л.Зайкаускаса активно повернулась в сторону России, когда он женился на русской художнице Маргарите Михайловне Мисюковой, с которой вместе уже 15 лет ставит спектакли.

– Видимо, это у Вас – рекорд?

– Пожалуй, да! У меня были спектакли, которые я ставил и за 14 дней, но они были намного меньше по объему…

– Значит, этим Вам Сыктывкар и запомнится. А обсуждали ли в этом театре с Вами какие-то новые постановки в будущем?

– Конечно, были какие-то разговоры, но конкретных точек над i пока нет.

Беседовала Ирина САМАР
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА

Линас Мариюс Зайкаускас

Родился 22 мая 1962 г. в Паневежисе, Литва. В 1989 г. окончил факультет режиссуры музыкальных театров Ленинградской музыкальной академии им. Н. А. Римского-Корсакова.

1989-1992 гг. – режиссер-постановщик в каунасском академическом театре драмы и в паневежском театре драмы им. Ю. Мильтиниса. Читал лекции по истории европейской культуры в паневежской консерватории.

1992-1999 гг. – руководитель Русского драматического театра Литвы в Вильнюсе. В Академии музыки и театра Литвы преподавал актерское мастерство.

1998-2001 гг. – генеральный директор и художественный руководитель театра Повшехны им. Я. Кохановского в польском г. Радом.

2001 г. – режиссер в знаменитом краковском театре Багателя.

2002-2007 гг. – «свободный художник». Многократно приглашался в качестве эксперта и селекционера на разные фестивали в Европе, в Азии и в Африке.

С 2007 года работал главным режиссером и художественным руководителем в ряде российских театров: новосибирском театре «Старый Дом», челябинском Академическом театре драмы им. Н. Орлова, ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова.

2015-2017 гг. – руководитель паневежского театра драмы им. Ю. Мильтиниса.

С 2018 г.– «свободный художник», ставит спектакли по приглашениям театров.

Л. Зайкаускас поставил более 100 спектаклей на драматических и оперных сценах, а также на телевидении, в Литве, Польше, Румынии, Турции, Казахстане, Грузии, России и на Украине. Автор статей и эссе для разных литовских газет и журналов, пьес, киносценариев и театральных инсценировок.