Семь сезонов «Клюквы»

Проект сыктывкарских художников сегодня объединил творческих людей из разных регионов

Что такое «клю-ква»? Это стук бамбуковых палочек друг о друга, шуршание тростника, кваканье лягушек, скрип ржавых петель на двери старинного амбара, шелест озерных трав, осенняя кислинка. Именно такое слово – звонкое, емкое, северное – искали авторы одноименного проекта. О семилетнем пути «Клюквы» нам рассказала его вдохновительница, художница Анжела Разманова.

«Коми Абрамцево»

Все красивое начинается с любви. Или — с влюбленности. Так произошло и с «Клюквой». Проект родился как плод любви художников к вполне конкретному месту. Место плюс идея – равно любовь. У супругов Алексеевых из Ухты, выкупивших в деревне Козловка у села Онежье Княжпогостского района несколько старинных домов и превративших их в «приют художников и всех творческих людей», была идея сделать тут некое подобие «коми Абрамцево». Ирина и Дмитрий Алексеевы вдохнули в деревню вторую жизнь, сохранили и подчеркнули аутентичность деревни. Именно тут родилась «Клюква»…

Заехав в гости к Алексеевым, пораженная здешней атмосферой, тогда еще преподаватель СГУ художница Анжела Разманова привезла сюда факультет искусств.

— Мы были в Козловке в разное время года, и я не разочаровалась ни разу. Летом мы решили провести экспериментальный пленэр. Помогли мне в то время выпускник Игорь Попов (теперь его псевдоним Игорь Самолет). Вот мы и придумали с ним, с искусствоведом Ольгой Орловой, художником Сергеем Размановым такой вот совместный проект, — рассказывает Анжела Разманова.

Позвали на него не только художников. Пригласили фотографов, музыкантов, журналиста Бориса Суранова, театрального режиссера Ларису Иванову, писателя Григория Спичака, приглашали людей, которые хотели бы быть причастными к этой территории.

— Меня спрашивали, почему ты зовешь на пленэр «посторонних», не художников? Да потому что они создают культурологическую основу. Это люди, которые могут посмотреть и осмыслить со стороны. Не просто увидят результат, а проживут процесс, искренне озвучат его другому. Мне показалось это интересным. Журналисты делают не только дневниковые зарисовки, но и сами берут в руки карандаш. Это совпадение переживаний, впечатлений.

«Гении места»

Вместе опыт пленэра проживают маститые и начинающие живописцы. Однако для Анжелы все они люди «без возраста». И даже опыт тут не имеет значения. «Кого это больше обогащает?» – задает она риторический вопрос. И отвечает: мы все коллеги, неважен возраст. Получается эмоциональный обмен, кроме того, на пленэре много профессиональных разговоров, а где их еще услышишь в таком концентрированном виде? Опыт и уверенность старших, идеи и смелость молодых, сливаясь, проявляются в неожиданном и мощном результате.

— Я подбираю команду по принципу охотничьей артели, по родству душ или, как говорят, «по крови». Нет слабых и сильных: тут художники без возраста, которых не тяготит опыт, «школа». Тех, кому уже трудно перестроиться, я не зову: им будет тяжело и некомфортно, — объясняет Анжела свой подход.

Главное в проекте, по ее словам, — люди, потому что только они создают среду: влюбляются и потом влюбляют в нее других. Находясь на этой территории, они ее раскрывают, начинают излучать энергию тепла и добра, которая расходится, как круги по воде, и привлекает к проекту новых творческих людей. В Коми, говорит Анжела, очень много прекрасных заброшенных мест, но нет такого человека, который раскрыл бы их. Нужны «гении места».

Так, в селе Ыб на последнем пленэре произошла потрясающая встреча с Натальей Паутовой, «променявшей» город на деревню. На ее свечном заводике художники увидели собственную идею «Клюквы-2018» — восковую нить с фитилем, еще не превращенную в свечи. Клубок встреч разматывался дальше. Благодаря краеведу Светлане Тюрниной перед ними открылись старинные сундуки с родовыми драгоценностями: старинными вышивками, бранным ткачеством. Бесценны и случайные встречи, когда местная бабушка, показывая свой дом, окрестности, рассказывает о месте лучше любого экскурсовода.

Из Козловки – на Урал

Говорят, художник должен быть голодным. Не верьте! Голодный художник думает о еде, а не о творчестве. Поэтому бюджет у проекта, хоть и скромный, но есть. Первые два финансировались Сыктывкарским госуниверситетом. Кроме того, рождение проекта совпало с открытием Центра культурных инициатив «Юг\р». Руководство и сотрудники центра прониклись, прочувствовали «Клюкву» и стали неизменными помощниками проекта.

Итак, первый сезон «Клюквы» был посвящен Козловке. Во втором участники проекта создавали «Книгу художника», благо ко второй «Клюкве» примкнули книжные иллюстраторы и графики — Павел Зарослов из Ярославля и Вера Петровская из Санкт-Петербурга.

Тогда, в 2012-м, на «Клюкве» появились эксперименты с пространством, проекции оленей на деревьях, вышитые иллюстрации. Актриса и режиссер Ирина Кечаева написала сказку, которую поэтесса Нина Обрезкова перевела на коми язык. Проект стал приобретать культурологическую основу. Стало понятно, что надо делать разные истории, разные темы, двигаться и расширяться. В Козловке «Клюкве» стало тесновато, и третий пленэр переместился на… Приполярный Урал.

— Третий сезон был впечатляющим! Все заболели горами! Это картинка, которая не уйдет из сознания уже никогда, — говорит художница.

Арктика и джазовые елки

Тем летом Анжела Разманова поняла, что пленэр должен проводиться в комфортных условиях. Тут важно все – и материалы, и среда, и атмосфера, и условия для творчества. Они должны быть хорошими. Так что можно сказать, что «Клюква» — проект для гедонистов. Но для гедонистов, любящих путешествовать. «В Арктику!» — решили создатели «Клюквы» — и отправились на берег Карского моря. Это была не просто прихоть, а Арктическая художественная экспедиция при поддержке ООО «Газпром трансгаз Ухта». Жили на компрессорных станциях, увидели фантастические просторы тундры, побывали на Вайгаче.

— Мы отправились в Арктику не потому, что это стало «модно», а потому, что важно передать ощущения и вибрацию места через художника как медиума, оставить что-то мистическое, нематериальное, — объясняет создательница проекта. – При этом картины художников, когда-то писавших в Арктике: Борисова, Писахова, Вундера, экспедиция Русанова – наполнили смыслами наше путешествие.

Интересным было и холодное лето 2014-го. В качестве базы художники выбрали писательскую дачу в Лемью. Рамки финансирования оказались узковатыми для дальних путешествий, не все складывалось. Но благодаря «Югору» состоялось неформальное, живое творческое общение. Одновременно с картинами пленэрно писалась музыка.
— На столе стояли пионы, у музыканта Лёни Нестерова играл Рахманинов, и на холсте под фортепиано рождались цветы. Кто-то ушел в лес и писал там «джазовые елки». Все это — проживание, которое дает взаимопроникновение одного в другое, — вспоминает писательскую дачу Анжела.

Именно в Лемью родился первый «клюквенный» диск. Музыканты делали электронно-музыкальные вечера, виджей Тарас Геш делал свои проекции, фотографы снимали, художники писали – и все это сливалось в одно.

Плывет, плывет кораблик…

На флаге «Клюквы» — кораблик, плывущий по волнам. Потому что путешествие давно стало концептуальной идеей проекта. Пленэр как экспедиция, работа как процесс, творчество как путь – причем в буквальном смысле. В прошлом году «Клюква» путешествовала по Печоре. Анжела Разманова продумала такой маршрут, чтобы участники проекта не стремительно пронеслись на воздушной подушке, а плавно прошли по Печоре, созерцая и общаясь, на тихом плавающем средстве. Проживание на катере с остановками в Нарьян-Маре, Пустозерске, Усть-Цильме отразилось во многих работах.

Пленэр не ставит задачу создания шедевров, немедленной продажи их в собрания музеев, славы, признания и денег. У кого-то это стало рабочим материалом для дальнейшего творчества, кому-то экспедиция помогла в карьере, в профессиональном образовании, в новых творческих контактах.

Хотя работы, созданные на «Клюкве», уже экспонируются на серьезных выставках. Кроме того, выставка появляется в финале каждого сезона — как итог. Первая была необычной и ломала все представления о живописном академизме. Весь зал пропах маслом от еще непросохших картин, его наполнила куча цветов, но главным в ней было ощущение сопричастности.

И хотя очередь из желающих попасть на северный пленэр пока не стоит, но после того, как информация о проекте прозвучала на конференциях в Москве, Норвегии, организаторам стали приходить письма с просьбой об участии в нем. Следующий пленэр «Клюква» состоится летом 2019 года.

Полина РОМАНОВА

Фото Игоря ПОПОВА, Олега СИЗОНЕНКО, Марины Сиваковой

Павел Зарослов,
иллюстратор, график, Ярославль:

— Коми – потрясающе красивый, заповедный край. Суровая, северная красота, при этом очень разная, помноженная на невероятный размер республики. Меня Коми завораживает, каждый раз приезжаю сюда и цепенею. Через изучение потрясающих мест и пространств достигается определенное творческое прободение, дающее информационный и творческий заряд для выполнения контекстных работ. При том в неформальной, дружеской, максимально раскрепощенной атмосфере.

Главные факторы любого пленэра – это эмоциональные и творческие обмены, которые, как следствие, отображаются в работах. Для меня главный результат – это сам процесс. Я строг к себе и удовлетворенным полностью от какой-либо своей работы назвать себя не могу. Постоянно есть ощущение, что не доделал, не до конца выразил то, что до краев меня наполняет. Однако, обмениваясь опытом и эмоционально наполняясь на «Клюкве» в Коми, могу сказать, что в этом я удовлетворяюсь на 1000%.

Вера Петровская,
художник, Санкт-Петербург:

— «Клюква» – это пленэр, на котором собираются художники, работающие в разных техниках, каждый со своим мировоззрением, своими идеями. И на пленэре происходит такой живой обмен, живой «компот», в котором варятся разные «фрукты», которые дружат друг с другом. Я учусь в учебном заведении с классическим академическим образованием и изрядно устаю за год от классики, а на то, чтобы делать творческие проекты «для себя» не нахожу времени, поэтому для меня «Клюква» — это всегда прекрасная возможность выражать себя и свободно творить. Такой «вздох» в конце учебного года и перед началом нового. Для меня «Клюква» – это свобода творчества и встреча с уже давно знакомыми (по прежним «Клюквам») и приобретение новых друзей и интересных людей. Еще мне нравится неизвестность, на которую все соглашаются, отправляясь на «Клюкву», заранее зная, что все равно будет здорово и весело.

Наташа Ширяева,
художник, Сыктывкар:

— Идея «Клюквы», в первую очередь, в том, чтобы украсить мир, подчеркивая то, что в нем уже есть. Художник – это прежде всего наблюдатель и потом уже создатель, ведь без какого-то материала нельзя что-то изобрести. Это и была важная часть пленэра – мы изучали, ходили, думали, общались, обменивались идеями и только последние дни начали творить.

Для меня «Клюква» – это вдохновение. Это образ мышления, который помогает творить и после пленэра. Поучаствовать в нем очень почетно для художника. Ведь творческий коллектив всегда помогает творить, а в быту, среди посуды и мойки полов творчество может затеряться и на него не найти больше времени. Здесь же мы окунались с ног до головы в мир творческой мастерской. Если бы не этот пленер, то наша республика была бы гораздо беднее. Не все измеряется в материальных вещах, человеку необходима и пища для ума.

Вышиваю я давно, но здесь я себя переплюнула и вышила гораздо больше и осмысленнее, чем раньше. Сняла видео, а ведь это большая ответственность. Так что и здесь удалось шагнуть вперед. Удалось сделать небольшую анимацию из образа рыбы с ткацкого станка, поместив ее в фоторамку прямо на выставке. Главным все же стало то, что я поверила в себя, в свои творческие возможности. А ведь это постоянная мука для художника: то веришь, что можешь, а через пять минут уже не веришь.

Леонид Нестеров,
музыкант, руководитель группы «Jazz Do Eat», Сыктывкар:

— «Клюква» — это прежде всего новые впечатления, перерастающие в творчество. Это не только общение, но и эксперимент, трансформирующий сознание для создания прекрасного. Меня в проекте привлекает бескомплексность выражения мыслей и идей. Что стало главным результатом?- трудный вопрос. Пожалуй, уверенность в своих силах, а как творческий продукт – диск «Клюква. Джем и концерт антологии «Клюквы», который прошел в «Югоре» 8 сентября.