Павел Кузнецов. «Натюрморт»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. В этом выпуске рубрики «Раритет» мы представляем «Натюрморт» кисти заслуженного деятеля искусств РСФСР Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968).

Натюрморт 1910-х годов сыграл свою немаловажную роль в становлении искусства XX столетия. Никогда ранее не занимал он столь видного места в истории русской живописи, став для многих художников своеобразной лабораторией поисков нового живописного языка. Кроме того, в цепи своей эволюции натюрморт как жанр и как художественное мировоззрение был переходной формой, предшествующей уходу от изобразительности к беспредметности. Этот жанр во многом определил облик искусства XX века.

В 1912 году на выставке «Мир искусства» в Москве были выставлены два натюрморта Павла Варфоломеевича Кузнецова – «Натюрморт» и «Натюрморт с японской гравюрой». С этого момента натюрморты становятся участниками всех выставок этого художника. «Натюрморт с японской гравюрой» широко известен. Другое произведение, получившее название просто «Натюрморт», показывалось автором и в следующем, 1913 году, на выставке «Мир искусства» в Петербурге. К этому времени картина уже находилась в коллекции Сергея Александровича Кусевицкого (1874-1951), выдающегося русского музыканта, контрабасиста, дирижера и композитора. После революции коллекция музыканта была национализирована, а сам С. А. Кусевицкий в 1920 году эмигрировал в США. «Натюрморт» оказался на хранении в Третьяковской галерее, откуда в 1928 году был передан в Усть-Сысольск, в художественный отдел краеведческого музея Коми области.

«Натюрморт» 1912 года, безусловно, стал важной вехой в творчестве художника. А. А. Русакова, исследователь творчества Павла Кузнецова, считает 1912 год временем полного овладения художником своей новой системой, для которой характерны «строгая продуманность, четкая организация ее линейной и цветовой композиции, устоявшийся характер образного строя». Этот новый скачок вперед был связан с «паломничеством в Страну Востока», где художник открыл новый мир – мир степей и пустынь.
В «Натюрморте» заложены многие основные моменты, развитие которых мы увидим в последующих работах Кузнецова. Стилевые искания в жанре уже в этот период позволяют говорить о проявлении таких особенностей, как декоративность натюрмортной композиции, просматривающаяся в линейном ритме, использование орнаментальных мотивов в создании вертикальных и горизонтальных плоскостей, чистого и звучного цвета. В свое время искусствовед Н. Н. Пунин восхищенно отмечал: «П. Кузнецов – живописец чистой воды, ибо под живописцем мы разумеем художника, работающего над цветом». В «Натюрморте» Кузнецов демонстрирует эту исключительную любовь к цвету, создает свой особый, живой пластический мир. Он уходит от того, чтобы давать характеристику вещей, его гораздо больше интересует взаимосвязь этих предметов, создание общей гармонии…

«Натюрморт», экспонировавшийся на выставках одновременно с такими ставшими классическими произведениями, как «Мираж в степи», «Дождь в степи», «Гадание», также утверждает кузнецовскую идею о всеобщей гармонии мира, показывает радостное и поэтично-музыкальное мироощущение художника. А. Ростиславлев назвал П. Кузнецова художником, «так привлекательно и интересно повернувшим в последние годы на другую дорогу. Но это отнюдь не дорога компромиссов и уступок. Ибо в его превосходном «Nature morte»… все то же, но только более утонченное и совершенное выражение его декоративного дарования, а «киргизские вдохновения»… глубоко оригинальны своей своеобразной поэтичностью и красивым живописным лаконизмом выражения…».

Любовь ВАСКУЛ

Кузнецов П. В. Портрет Е. Бебутовой, жены художника. 1920 г.