Ноябрь: Павел Засодимский. Очарованный «лесным царством»

В ноябре отмечается 175-летие со дня рождения Павла Владимировича Засодимского, известного русского литератора-народника. Среди множества рассказов, очерков, повестей и романов он оставил потомкам одно из самых ярких и содержательных произведений о Коми крае позапрошлого века – очерк «Лесное царство».

Павел Засодимский – вологжанин, в XIX веке жители Усть-Сысольска считали бы его земляком, поскольку Коми край был тогда частью Вологодской губернии. Родился Засодимский 1 ноября (13-го по новому стилю) 1843 года в Великом Устюге, а детство провел в городке Никольске и имении матери Миролюбово – там же, на Вологодчине. Родители его были из дворянского сословия, но весьма небольшого достатка. Когда закончивший вологодскую гимназию Павел Засодимский поступил в Петербургский университет, помогать материально сыну родители не смогли. «По недостатку средств я вышел из университета и уехал на уроки в Пензенскую губернию», – писал он позже в автобиографии.

«На уроки» – это частным, домашним учителем. Тогда и началась его жизнь писателя-странника, далеко не всегда очарованного тем, что они видел и чувствовал. В своих скитаниях по российским провинциям – а это были Тверская, Тамбовская, Воронежская, Уфимская губернии и даже Крым – Засодимский пристально изучал народную жизнь, находил сюжеты и типы для своих литературных произведений.

Воспитанный с юности на книгах Герцена, Чернышевского, Добролюбова, он хоть и не был революционером по роду занятий, но по убеждениям – вполне. Среди его друзей и товарищей были литераторы демократического направления, революционеры-народники вроде Николая Шелгунова, на похоронах которого Засодимский произнес крамольную речь и был выслан из Петербурга.

Знание народной жизни и революционно-демократические убеждения определили главную тему всего творчества Засодимского (не считая, пожалуй, только детских рассказов) – тяжкой народной доли и неприятия деспотизма. Даже в путевых очерках, посвященных природе и крестьянскому быту разных «городов и весей», эта тема не отпускала Засодимского-писателя. Не исключение и большой очерк, посвященный нашему краю – «Лесное царство».

Впервые очерк «Лесное царство» был опубликован в журнале «Слово» в 1878 году, через год после путешествия Засодимского по Усть-Сысольскому уезду. В те годы Зырянский край был еще terra incognita даже для соседей-вологжан. Конечно, Засодимский не был первооткрывателем, но, пожалуй, впервые в очерке «Лесное царство» Коми край и его народ были поданы российскому читателю так ярко, всесторонне и с таким сочувствием к их судьбе.

В изданных у нас сборниках произведений о Коми крае обычно публикуется лишь одна, пятая глава из «Лесного царства», ставшая как бы хрестоматийной: «Хороши, роскошно хороши зырянские леса в летнюю пору…». Однако поэтичным описанием зырянских лесов достоинства очерка Засодимского далеко не исчерпываются. И картины из жизни края он приводит отнюдь не благостные. Пишет, например, о «печальном положении» в промышленности, земледелии, медицине, образовании. О бедности и тяжелом труде коми крестьян на промыслах. О произволе чиновников, кулаков и «кровожадных пауков» – торговцев.

На страницах очерка мы найдем массу любопытных сведений и наблюдений писателя об истории края, верованиях, обычаях, преданиях, бытовом укладе и жилищах зырян; об «особенностях национальной охоты», рыболовстве и других традиционных занятиях и ремеслах. В «Лесном царстве» дано подробное описание тогдашнего уездного города Усть-Сысольска, мало чем отличавшегося от большой деревни, «где нет ни городского сада, ни бульвара». Много любопытного можно прочитать об Усть-Куломе, Керчемье, Ульяновском монастыре. Свои наблюдения Засодимский снабжает массой статистических данных и отнюдь не поверхностным анализом бедственного положения народа.
К самому же народу коми, который благодаря естественной изолированности «так хорошо сохранил себя назло векам и цивилизации», Засодимский относится с нескрываемой симпатией. «О характере этого маленького народа можно много сказать хорошего», – пишет он. Я насчитал более десятка эпитетов, которыми Засодимский определяет характер коми человека. «Зыряне предприимчивы, сметливы, отважны». «Зыряне изобретательны и добродетельны». «Зыряне трудолюбивы. Зыряне честны». «Зыряне находчивы». Наконец, «зыряне сострадательны». Вместе с тем, отмечая «простые, непосредственные натуры» жителей края, Засодимский упоминает и «зырянское упрямство и неподатливость».

Очарованный «лесным царством», Засодимский приходит к выводу, что «край богат естественными произведениями, но народ, живущий в нем, беден» и заслуживает лучшей доли.

Любопытно, что текст более поздней редакции очерка, которая издана под названием «В Зырянском краю», Засодимский завершает ностальгически: «Когда-то увижу я, Зырянский край, твоих славных, отважных и смышленых жителей? Когда-то увижу я твои чистые, голубые реки, твои обрывы, твои старинные, почернелые церкви, твои зеленые, роскошные леса? Когда-то я опять надышусь вволю твоим чудным воздухом, пропитанным запахом вереса и сосны? Когда-то опять повеет на меня твой ветерок и донесет до меня знакомый запах дыма?».

Увы, побывать еще раз в «лесном царстве» Засодимскому было не суждено. Хотя мечта найти покой в деревенской жизни, на лоне природы, под конец его жизни осуществилась. На склоне лет он перебрался из Петербурга в село Опеченский посад Новгородской губернии, где и скончался 4 мая 1912 года.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Мрачно, угрюмо стоят зырянские леса. Глухо шумят лохматые ели. О чем же шумят они? Поют ли они песню о будущих подвигах зырян, о славных деяниях их в мире умственного и нравственного развития? Или напевают им отходную? Кто знает…»
(П. Засодимский, «Лесное царство»).