Декабрь: Николай Лошаков. Летчик-легенда

17 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Николая Кузьмича Лошакова – легендарного летчика, в 1943 году совершившего побег из плена на немецком самолете. Подобный подвиг во время Великой Отечественной войны совершили еще по крайней мере восемь советских военнопленных-летчиков, но Николай Лошаков считается первым, кому удался такой дерзкий побег. В заполярной Воркуте Николай Лошаков прожил почти 40 лет…

На фронт 18-летний Николай Лошаков, уроженец села Малинино Краснодарского края, попал в ноябре 1942 года. Навыки пилота он получил еще в аэроклубе, затем в Краснодарской военно-авиационной школе. Летчик-истребитель лейтенант Лошаков защищал небо блокадного Ленинграда, сбил три вражеских самолета, совершил 120 боевых вылетов. 121-й вылет оказался роковым. 27 мая 1943 года его Як-1Б был сбит в воздушном бою, Лошакову удалось выпрыгнуть с парашютом из горящего самолета. Раненный в руку и ногу, он попал в плен. А в 14-м гвардейском истребительном полку посчитали, что их пилот погиб. Родным Лошакова ушла похоронка.

О том, что происходило с Николаем Лошаковым в плену, написано много и путанно. В различных публикациях, основанных, скорее всего, на рассказах самого Николая Кузьмича и фантазии журналистов, упоминается о нескольких неудачных попытках побега. Ставший знаменитым угон Лошаковым немецкого самолета «Шторх» тоже изобилует противоречивыми деталями. Если их опустить, то фабула будет такова.

Николай Лошаков, судя по всему, не оставлял мысли о побеге. Позже в заявлении на имя начальника СМЕРШ Абакумова он писал: «Находясь два с половиной месяца в плену, я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками, майором Банщиковым, майором Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и ст. лейт. Лученко А., я дал свое согласие на вступление, с той целью, чтобы бежать на Родину».

Возможность для побега появилась, когда Лошакова зачислили в рабочую команду на полевом аэродроме неподалеку от города Остров в Новгородской области. Там он познакомился с пленным пехотинцем Иваном Денисюком, работавшим заправщиком самолетов. Товарищи по плену стали готовить побег. Денисюк, имевший доступ непосредственно к самолетам, запоминал схемы приборов. Наконец, 11 августа 1943 года удобный случай представился. Лошаков и Денисюк проникли в оставленный без присмотра самолет «Шторх». Им удалось поднять машину в воздух и перелететь через линию фронта – к своим. Самолет, обстрелянный зенитчиками (то ли немецкими, то ли нашими) все же удалось посадить возле села Бритино Маловишерского района Новгородской области.

Компетентные органы расценили дерзкий побег Лошакова и Денисюка по-своему. После долгого следствия 4 декабря 1943 года Особое совещание при НКВД СССР признало их виновными по ст.58-1б УК РСФСР. За «измену Родине во время пребывания в плену» Денисюку присудили 20 лет лагерей, Лошакову – 3 года. Почему так мало по столь тяжкой статье? На этот вопрос однозначного ответа нет. Возможно, Николаю Лошакову зачли его боевое прошлое и угнанный «Шторх», все-таки немалый трофей.
Так или иначе, в январе 1944 года Николай Лошаков оказался в Воркутлаге. А уже в августе 1945-го он был освобожден по амнистии и через некоторое время даже назначен начальником центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутауголь».

Позже Николай Кузьмич трудился на шахтах Воркуты рабочим очистного забоя, начальником участка и на других руководящих должностях, был профсоюзным лидером, председателем Воркутинского территориального совета ВОИР. В 1958 году он был полностью реабилитирован. За трудовые успехи отмечен знаками «Шахтерская слава» трех степеней, званиями «Почетный шахтер» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». В 1965 году «За боевые отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Николай Лошаков был награжден орденом Красной Звезды. О его жизни и подвиге были написаны десятки очерков, снято несколько документальных фильмов.

А вот усилия представителей общественности и руководства Коми добиться присвоения Николаю Лошакову звания Героя России так и не увенчались успехом. Хотя вопрос этот неоднократно рассматривался Комиссией при Президенте России по госнаградам совместно с Минобороны. Как сказано в ответе из администрации Президента РФ (тогда это был Д. Медведев) от 5 апреля 2010 года, «по результатам рассмотрения было принято решение, что оснований для присвоения звания Героя Российской Федерации Лошакову Н. К. (посмертно) не имеется, так как он ни в годы Великой Отечественной войны, ни в послевоенное время к званию Героя Советского Союза не представлялся».
Из Воркуты Николай Лошаков в 1981 году переехал в Краснодар, где и умер 14 февраля 1984 года. В мае 2012 года на здании штаба Воркутинского авиапредприятия в память о Николае Лошакове открыли мемориальную доску.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«За стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете, бывшему летчику 14 гвардейского истребительного авиаполка, ныне лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу объявить благодарность и наградить ценным подарком – охотничьим ружьем ИЖ-54».
(Из приказа главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации Вершинина от 30 марта 1961 г.)