Степан Кубик: «Все наши студенты востребованы»

Впервые за всю свою историю Колледж искусств Республики Коми возглавляет не музыкант по профессии. 33-летний Степан Кубик, дизайнер и предприниматель, в сложном выборе между собственным бизнесом и педагогикой отдал предпочтение последней. Теперь он еще и управленец. Именно под его началом Колледж искусств отметил 75-летие. Чем живет сегодня знаменитое учебное заведение, как формирует культурную среду региона и кем гордится, Степан Кубик рассказал в интервью «Региону».

На родном отделении дизайна.

– Вы выпускник педколледжа и СГУ. Как получилось, что карьеру Вы сделали в Колледже искусств?

– В университете я понял, что большинство моих выдающихся однокурсников были выпускниками Колледжа искусств. Это целая плеяда ныне известных дизайнеров. Основатели факультета искусств СГУ являются преподавателями Колледжа искусств. Если говорить о дизайне, то именно в нашем колледже – мощнейшая база.
Для меня очень важна ориентация на практику. По образованию я художник, по роду деятельности дизайнер-практик. В студенчестве, обучаясь в педколледже, всегда параллельно работал. По приглашению друга Александра Сергиенко преподавал компьютерную графику в Доме народных ремесел «Зарань», параллельно занимался проектированием интерьеров, зданий, коттеджей, сам строил их. Еще в пору, когда учился в университете на преподавателя живописи, у меня были две бригады, которые занимались строительством. Так я стал практиком – сначала в области строительства и проектирования, а потом в области дизайна: мне интересно что-то создавать – от идеи до ее воплощения.

Преподавая, я понял, что в области дизайна существует некий дефицит знаний и передовых программ. Мы с коллегами принялись изучать те, что в Сыктывкаре не использовались. Выходили на них разными путями, на что-то, как на «Архикад», самостоятельно, поскольку я проектировал с ее помощью. На программу Cinema 4D нас вывел выпускник колледжа. Мы увидели, что это очень перспективно, но при этом ни литературы, ни толковой информации в интернете, ни специалистов в этой области в Сыктывкаре. Таким образом, мы подготовили достаточно крепкие курсы по компьютерной графике, и нас стали приглашать с ними в разные учебные заведения. В колледже как раз не было преподавателя компьютерной графики, и меня пригласили поработать. Тогда я заканчивал университет. Проработав семестр, я увидел, насколько перспективны и талантливы студенты колледжа. Вообще, колледж всегда славился тем, что его студенты смотрят дальше образовательного процесса и хотят большего. От каждого преподавателя они стараются взять максимум, занимаются самообразованием. Это готовые практики.

Маэстро М.Герцман с ученицами.

– Насколько я знаю, уже в 25 лет Вы возглавили отделение колледжа.

– После окончания СГУ меня пригласил на собеседование директор колледжа Андрей Дикоев. Я предполагал, что меня зовут преподавать, но мне предложили возглавить отделение. Был удивлен. Каждое мое решение внутри колледжа – это сложный выбор между моим бизнесом и работой за идею. Я взял паузу на месяц – и согласился. Впрочем, от бизнеса я не ушел: просто нашел баланс и возможность успевать все. Зимой я проектировал, а строительство брал только на лето. Так я стал заведующим предметно-цикловой комиссией, так это правильно называется.

Мне показалось, что существующих предметов, сопряженных с компьютерной графикой, начиная от двухмерного проектирования, графического дизайна, заканчивая трехмерными проектами, средовым дизайном, недостаточно. Помимо дизайна, я еще веду предметы живописи – по своей специальности. Тогда я взял цветоведение, черчение и перспективу. Потом у нас поменялся стандарт, и появилась методика преподавания творческих дисциплин. В итоге в прошлом году я вел девять разных дисциплин, включая основы теории рекламы.

Маэстро В.Цыганков с учениками.

– Программы авторские?

– Все программы написаны мною лично, некоторые в сотрудничестве с коллегами. К слову, программа по трехмерному проектированию – это наш собственный продукт, выработанный с нуля, потому что до сих пор русскоязычных учебников не существует. Наполнение программы происходило за счет опыта – и все это благодаря курсам, которые я вел, с их сугубо прикладным характером: человек приходит, чтобы в короткие сроки овладеть конкретными навыками, которые потом будут приносить ему доход. Это мобилизует, заставляет тебя думать и составлять программу для студента так, чтобы он как можно больше освоил и вышел готовым специалистом. Параллельно я выполнял коммерческие заказы, и это тоже помогало, позволяя усовершенствовать курсы, наработать материал, который можно продемонстрировать студентам.

Хормейстер О.Рочева с хором колледжа.

– Конкурентов уже навыращивали себе?

– Я бы не назвал их конкурентами. Многие наши выпускники становятся моими коллегами. Сам колледж –это точка притяжения студентов и преподавателей, которые не расстаются и после обучения, потому что сейчас очень много проектов, которые требуют больших интеллектуальных ресурсов. Ну, вот, скажем, было у нас 95-летие Республики Коми. В рамках этого проекта работало очень много наших выпускников, плюс мы с коллегами. Я был главным дизайнером на центральной площади, коллеги-преподаватели занимались дизайном шествия, праздником на стадионе. Работаем мы и с молодыми, и опытными выпускниками. Например, жители Коми и за ее пределами очень полюбили замечательную графику выпускника колледжа, этнофутуриста Юрия Лисовского. Она разбивается на компоненты, из которых можно составить любую композицию. Мы сотрудничали на площадке Всемирного фестиваля молодежи и студентов, где он, как обычно, выступил не только как график, но как идеолог, поскольку каждая его композиция несет определенный смысл. В Сочи на фестивале символ дерева-прародителя всего живого послужил основой всей площадки. Замечательная стилистика Лисовского понятна людям любой национальности. К нам приходили иностранцы, и каждый находил для себя что-то знакомое и родное.

«Новогодний переполох-2017».

– Получается, что из двенадцати отделений колледжа отделение дизайна – любимое дитя?

– Не совсем так. Задачи дизайна – специфические, понятные, логичные. Очень важно наполнить их смыслом, интерактивом. Вот мы наполняем площадку фестиваля роликами, образами, информацией о промышленности, экономике. А культурная часть какая? И мы везем танцы, народные инструменты. И раньше я тоже был погружен в жизнь других отделений: в колледже постоянно проходят масштабные проекты, концерты, в которых не обойтись без дизайна. Мы оформляли актерские, музыкальные проекты. Все это взаимопроникаемо.

На последнем звонке.

– Напомните, какие отделения есть сейчас в колледже?

– Всего их двенадцать. Это отделение Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра, Вокальное искусство, Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение, Актерское искусство, Дизайн. Каждое работает на свою отрасль, кто-то поставляет кадры в театр, кто-то в народный хор, в детские музыкальные школы и школы искусств. То есть все наши студенты востребованы.

– К предложению стать директором колледжа Вы были готовы?

– Это не было предложением. Бывший директор покинула пост, и мы остались в подвешенном состоянии. Всему коллективу хочется творить, заниматься классными проектами и не хочется заниматься политикой, обустройством, поиском денег. Хочется заниматься любимым делом. И в тот момент мы с коллегами поняли, что все находится в наших руках, и если мы просто встанем в сторонке, то все и решится без нас. Я предложил коллегам обсудить все за и против и выставить от колледжа свои кандидатуры. Мол, видим директором таких-то. И одну из кандидатур коллеги предлагают мою. Это было приятно. Не тем, что я могу стать директором, а тем, что коллеги, среди которых есть гораздо старше и опытнее меня, доверяют мне. Процедура выбора была абсолютно прозрачной и логичной: каждый кандидат подает заявление, пишет программу развития. Отбор участников происходит в два этапа. Сначала тестирование на знание законодательства в разных областях – от образования до закупок, потом защита программы. Сейчас со всеми кандидатами мы работаем в одной команде. Сплоченная команда – главный принцип моей работы. И должен сказать, что у нас прекрасный коллектив – особенный, талантливый и творческий.

Студенты в походе.

– А что нового можно привнести в хорошо отлаженный механизм, который работает уже 75 лет?

– Для этого нужно совместить в одном лице творца, завхоза и менеджера. Еще на этапе отбора я видел проблемы, предполагал варианты их решения, естественно, советовался с коллегами, предлагал им пути развития колледжа. Львиная доля наших проблем так или иначе связана с финансами. Процент износа наших музыкальных инструментов – практически 80 процентов. Хорошая скрипка стоит порядка 70-80 тысяч, фортепиано – от миллиона, рояль – 2-3 миллиона. А у нас в здании 84 фортепиано! Поэтому порядок цифр вырисовывается весьма «занимательный». Каким образом можно привлекать средства? Эти технологии – отчасти из бизнеса. Я понимаю, где можно зарабатывать. Например, на дополнительных образовательных услугах. Сейчас у нас активными темпами развивается переподготовка специалистов. Есть огромнейший дефицит кадров, но при этом с 2017 года вышел новый профстандарт, который гласит, что преподавательской деятельностью может заниматься только тот, кто имеет квалификацию преподавателя, а с другой – у тебя должна быть переквалификация именно на тот инструмент, который ты преподаешь, независимо от того, на каком учился. И естественно, в этой теме Колледж искусств – флагман для всей республики.

Второй момент – взаимодействие со школами искусств, музыкальными школами с точки зрения курирования в качестве методического центра. Пока мы только соратники и помощники. Это тот блок, который помогает нам развиваться.

– Хватает выделяемых средств?

– В этом году колледж получил вроде бы неплохую сумму, которой все равно не хватает– 11 миллионов рублей, на которые у нас есть возможность обновить инструменты, материально-техническую базу, оснастить аудитории, повысить педагогический уровень, используя новые технологии, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. Все лето было посвящено конструктивному диалогу с Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. У нас созданы условия для выполнения учебной программы, благодаря инструментам, и, кроме того, все наши выпускники имеют две квалификации: с одной стороны, они исполнители, с другой – преподаватели.

– Так или иначе, Колледж искусств формирует культурную городскую среду.

– Сыктывкар – очень культурный город. В формировании среды большую роль играет наше учебное заведение, создавая мероприятия, которые позволяют людям объединяться. Например, «Таланты XXI века». Этот проект дает возможность увидеть молодых исполнителей в новом свете. Или духовой фестиваль, который в этом году привлек участников из-за пределов республики. У нас много просветительских концертов. Нет практически ни одного события, где бы не присутствовали наши студенты, преподаватели или выпускники. В неделю у нас проходит 4-5 концертов. Иногда это номер, выступление в больницах или детских домах, иногда масштабный концерт, участие в праздновании важных дат. Да и вообще на протяжении всех 75 лет колледж формировал интеллигенцию региона.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото из группы Колледжа искусств ВКонтакте

О.Сосновская и М.Журков на концерте в честь 70-летия колледжа. 2013 год.

В 2018 году Колледж искусств отмечает свое 75-летие. За эти годы деятельность колледжа способствовала активному становлению слоя творческой интеллигенции в Республике Коми. Из стен этого учебного заведения вышли сотни выпускников, среди которых выдающиеся личности, внесшие свой вклад в развитие культуры Республики Коми и Российской Федерации: выпускница с дипломом под номером один – Народная артистка России Ия Петровна Бобракова; ведущий педагог, подготовивший порядка 150 специалистов хорового дирижирования Лидия Дмитриевна Леканова; композитор, музыковед, активный пропагандист коми национального музыкального искусства Прометей Ионович Чисталев; композитор Яков Сергеевич Перепелица, знаменитые вокалисты Ольга Сосновская, Владимир Ванеев, Николай Путилин, Алексей Моисеенко, Михаил Журков, Эдуард Цанга, Михаил Сенчуров, Владимир Шеболкин, Владимир Соколов, Владимир Шевчук, Виктория Ребенко; художники Юрий Лисовский, Эрих Вильсон и многие-многие другие.

Анжела Разманова, художник:

– Гармония важна во всем, особенно в человеке, который берет на себя ответственность, становясь руководителем большого коллектива. Я люблю колледж искусств, это очень живой организм: там все активно, много красивых и талантливых ребят. Степан умный и творческий человек, он созидатель. Надеюсь, он будет продвигать и развивать искусство, у него есть для этого оптимизм и энергия.

Андрей Дикоев, музыкант:

– В пору моей работы в колледже искусств остро встал вопрос о новом заведующем отделением дизайна. Из всех кандидатов наиболее интересной и перспективной мне показалась кандидатура выпускника СГУ Степана Кубика, которого посоветовала мне один из авторитетных педагогов колледжа Галина Нестеровна Ласкина. Многим тогда мое решение показалось странным и нерасчетливым, однако время подтвердило, что выбор был правильным. На протяжении всего времени работы в колледже Степан проявил себя как креативный и в то же время уравновешенный, разумный, а главное – позитивно мыслящий современный человек. Так что его назначение на должность директора я воспринял как само собой разумеющееся. Конечно, это что-то новенькое: колледж за всю его 75-летнюю историю возглавил не музыкант по профессии, но тем интереснее будет наблюдать за тем, что у него получится, причем лично я не сомневаюсь в успехе.

Марина Метелева, заместитель руководителя администрации МОГО «Ухта»:

– Я переживала по поводу того, как воспримет наше культурное сообщество специалиста прикладного характера, но я Степана знаю как творческого, креативного, опытного, несмотря на молодость, руководителя. Работая в министерстве культуры, мы со Степаном сталкивались. Он тактично, деликатно вносил свои предложения о развитии Колледжа искусств. Поэтому я рада, что он на своем месте. Надеюсь, что он очень аккуратно осуществит перезагрузку колледжа, потому что он в ней нуждается.