Природой крашено

Забытое ремесло помогает создавать волшебную одежду

Лидия Костарева – единственный в Республике Коми мастер по крашению тканей природными материалами и маэстро экопринта. Правда, когда-то давно, лет сто или двести назад, Лидино ремесло не было редкостью. Однако, чтобы заняться им в XXI веке, ей пришлось восстанавливать древние рецепты и испытывать их самостоятельно.

Принято считать, что люди искусства – немножко феи, пьют росу и питаются нектаром. Про Лиду Костареву этого не скажешь. Фея она разве что в душе, а на деле запросто таскает ведра с водой, привязывает камни к палкам с намотанными на них тканями, набирает луковую шелуху в пустых коробках супермаркета и предпринимает массу иных загадочных действий, в результате которого получается одежда для феи.

А сами феи в Лидином детстве встречались разве что в сказках. Сложно порхать над действительностью в сельской семье, где растут пятеро детей. Поэтому весь деревенский быт Лиде знаком не понаслышке, работает она споро и не разводит при этом сантиментов. Может воду принести, корову подоить, сено скосить, пироги испечь. И при этом еще сплести узорный пояс, смастерить народную куклу и создать шедевр из шелка. Первому ее научили родители, а второму – уникальный педагог из поселка Подтыбок Корткеросского района, художественный руководитель местного Дома народного творчества Анна Сурнина. Второклассница Лида Попова пришла к ней записываться на кружок рукоделия, да так и осталась до 11-го класса.

Вторым своим учителем после Анны Сурниной, которая «благословила» ее на поступление на факультет искусств СГУ, стала доктор наук Ирина Земцова. С ней она закончила дипломную работу, начатую с художницей Анжелой Размановой, по натуральному крашению тканей.

Начинала Лида свое погружение в народную культуру с кукол. Сыктывкарские интеллектуалы помнят ее блистательное выступление на Научном слэме в 2015 году с фееричным докладом об истории и предназначении тряпичной куклы.

«Наигравшись» в куклы, Лида решила заняться более серьезным делом и обратила внимание на то, что растет вокруг. У наших предков в дело шло все. Природа кормила, одевала и украшала человека. Ныне человек утратил связи с ней – это избитая истина. Лишь внимательному открываются ее тайны и лишь с терпеливым она делится своими богатствами. А упорные со временем смогут употребить их на свою пользу. Лида Костарева совместила в себе все эти качества: внимательность, терпеливость и упорство принесли свои первые плоды. Крашеные растениями, произрастающими в Коми, пряжа и шарфы стали пользоваться спросом.

Однако пока в свое ремесло она больше вкладывает, чем получает. Посудите сами: для варки тканей требуются плитка, ткани, шерсть и химические ингредиенты. Заказ шелка через интернет обходится в тысячу рублей за метр, если покупать его в Сыктывкаре, цена вырастает в три раза. Ну, а трудозатраты просто не поддаются арифметике.
Чтобы получить воздушное полотно с отпечатанными на нем растениями, потребуется… железный купорос. Можно и медный – тогда ткань приобретет голубоватый оттенок. Чтобы сохранить полотно белым, не обойтись без квасцов. Поневоле Лида стала разбираться в химии. Когда она начинает священнодействовать с шелком, выглядит устрашающе: резиновые перчатки, плотный фартук, респираторная маска.

Но вот шелк протравлен, высушен и готов к преображению. Тут творцу понадобится уксус или лимонный сок, которым сбрызгивается ткань и листья растений, разложенные на ней. Насколько ткань «дружит» с ними, Лида узнавала эмпирическим путем. На выработку технологии по работе с пряжей у нее ушло три года, еще два она училась работать с тканями. Не один километр пряжи и разнородного текстиля и с центнер зелени ушло на эксперименты. Зато теперь она смело пишет в своей книге «Природой крашено», что более темные и отчетливые отпечатки, благодаря содержащимся в них эфирным маслам, дают таволга, шиповник, лесная герань, пион, малина, клубника.
Выяснилось, что хорошо отпечатывается и то, что растет у дороги. Но тут, скорее, виновата цивилизация: придорожные растения накапливают вредные вещества и окись железа из выхлопных газов.

Более нежными на ткани получаются листья клена, дуба, сныти, черемухи, березы, осины, ольхи и люпина. Есть и то, что для экопринта не годится. «Сползают с ткани, как сопли», – поясняет мастер. В разряд «сопливых» попали одуванчик, клевер, щавель, дикая морковь, душистый горошек. Впрочем, испытать, что и как продолжает жизнь в вечных оттисках на ткани, может любой: вся технология без утайки описана в той же книге, которую она издала за счет молодежного гранта.

Что до окраски пряжи, тут в ход идут луковая шелуха, кора дуба и крушины, ивы, ботва зверобоя, цветки тысячелистника и листья иван-чая, чага. Что-то она покупает в аптеке, что-то собирает сама. Лиду узнают и любят сотрудники супермаркетов: она готова вместо них перебрать лук в лотках ради пакета-другого шелухи.

После того, как листья разложены по будущему шедевру, его нужно плотно намотать на палку. Длина ее должна быть такой, чтобы при погружении в бак ткань полностью была погружена в кипящую воду – но после того, как валик обертывается пленкой, перематывается ниткой – обязательно без содержания синтетики – и утяжеляется привязанным к концу камнем – чтобы не всплывала. Полученная заготовка, больше напоминающая орудие первобытного человека, варится минимум четыре часа.
Когда его вынимаешь из бака, перебрасывая из руки в руку, чтобы не обжечься, будущий шедевр распространяет совершенно неповторимый запах: то ли щи с крапивой и щавелем, то ли отвар шиповника, то ли пряный запах жаркого леса и перепревшей листвы.

Самое волнительное – разворачивать остывший сверток, смахивая с него потемневшие листья – и открывать неповторимый рисунок, в котором – вечная первозданная природа отпечатана в застывшей красоте. Готово! У вас в руках – вещь неповторимая, уникальная и бесценная.

Полина РОМАНОВА
Фото Анелии ЛЯНЦЕВИЧ