Умная школа без рутины и скуки

Мария Титова в педагогике с 17 лет. Теперь у нее своя школа, штат креативных педагогов и онлайн-курсы по всей России

Кажется, что у этой хрупкой девушки время течет по-другому, вернее, не течет, а скачет и бежит, едва поспевая за нею, и в сутках у нее не 24, как у нас, а все 48 часов. Мария Титова, основательница «Умной школы» и авторских онлайн-курсов, учитель математики, сегодня преподает не только в Сыктывкаре, но и по всей России. При этом, в лучших традициях Стива Джобса, она не стала заканчивать университет, а пошла своим путем. О своем взгляде на образование, амбициозном проекте «Умная школа» и нескольких сотнях учеников она рассказала журналу «Регион».

«Достала школа!»

Все чаще эта фраза звучит не только из уст подростков, борющихся со сложностями взросления, но и от самих учителей, заваленных отчетностью. Мария нередко слышит это от школьных коллег. «Умная школа» никого «достать» не может в принципе, потому что ее педагоги отчитываются только перед родителями – исключительно результатами.
– Все наши преподаватели влюблены в свой предмет. Это не уставшие от жизни школьные учителя, которым все надоело, – подчеркивает Мария. – С одной стороны, им хочется донести до ученика свои знания, с другой – они завалены отчетами. Приближается период отчетов – и наши коллеги, которые совмещают работу у нас с преподаванием в общеобразовательной школе, все больше грустнеют. Приходя на работу в «Умную школу», они, по их признанию, отдыхают: не думают о бумажках, а вместе с детьми совершают открытия, получают удовольствие от творческого общения.

Еще одно принципиальное отличие «Умной школы» от обычной – маленькие группы, которые можно распределить по уровню подготовки. В обычной школе, увы, это невозможно: изволь донести информацию до 25-ти, а то и тридцати учеников.

– Есть замечательные учителя, но из-за переполненности классов, где есть и сильные, и слабые ученики, невозможно привести всех к высокому результату: надо работать со всеми, вот и получается средненький уровень. Лицеи с этой задачей справляются лучше.

С одной стороны, рассуждает Мария, учителей, которых школа «достала», можно понять: хочется заниматься любимым делом, общаться с детьми, не отвлекаясь на бюрократию, а с другой, хочется спросить: что такой уставший учитель может дать детям? В качестве «уставшего» и не любящего детей педагога Мария приводит в пример свою учительницу, которая называла девочек-подростков «проститутками» за, с ее точки зрения, фривольную одежду, а вместо учебной темы задвигала бесконечные менторские речи.

Ну хорошо, скажете вы, школа «достала». А как же университет?

– Мне стало скучно в университете, – объясняет Мария. – К сожалению, там много лишнего, того, что отвлекает. Я не была готова просиживать просто так и терять время, которое могу потратить с пользой на конкретное дело, приносящее результат. Поэтому я бросила учебу. Это не значит, что я принципиально не хочу получать высшее образование. Это когда-нибудь случится, но не сейчас.

Фото Дмитрия ГРИШИНА

Возраст – не главное

Начав работать с детьми, молодой педагог решила: в моей школе «уставших» не будет! Только влюбленные в свой предмет и говорящие с детьми на одном языке.

Первые ученики у вчерашней школьницы появились в 2010 году. Когда она поняла, что не может принять всех желающих, в интернете ей попалась на глаза информация о частной школе в Москве – там учат в маленьких группах, исправляя огрехи общеобразовательной школы и раздвигая для учеников информационные горизонты.
– Меня впечатлила свободная атмосфера в этой школе, и я захотела сделать такую же в Сыктывкаре. В 2014 году сами ученики стали просить меня объединить их в группы. Я пригласила в коллеги своего университетского преподавателя по физике – и мы начали работать. Так родилась «Умная школа».

Мария благодарна родителям первых учеников. Несмотря на ее юность и «несолидный» внешний вид, они полностью доверяли ей, а некоторые даже оценивали ее труд выше, чем она сама обозначала это в денежном эквиваленте. «А доверие всегда воодушевляет», – объясняет Мария. В «Умной школе» ей пришлось пройти путь от настороженного ожидания со стороны родителей до абсолютного доверия и благодарных отзывов. И все это сочеталось с практически круглосуточной работой без выходных.

– Я очень много работала: в день у меня было не менее четырех уроков, я отказалась от выходных, потом стала привлекать преподавателей других дисциплин – но при этом работала не меньше.

Сейчас в «Умной школе» более двадцати педагогов, в основном – молодые преподаватели. Из старшего поколения – школьная учительница русского языка и литературы самой Марии. Но возраст, по ее словам, не имеет значения: все они молоды душой. В педколлективе собрались университетские преподаватели, аспиранты, школьные учителя, учителя-«фрилансеры». Есть кандидаты наук: историк Алексей Рогачев и физик Алексей Понарядов. В 8-9 классах преподают студенты-старшекурсники. «Я доверяю им – сама начинала рано. Да и им хочется узнавать и придумывать новое и делиться этим с учениками», – говорит Мария.

Зовите меня по имени

Что касается учеников, в «Умной школе» есть постоянный и меняющийся контингент. Среди первых – те, кто пришел сюда в шестом классе, а теперь уже в девятом. Вторые – те, кто приходит решить конкретную проблему, восполнить пробел в знаниях, подтянуться по какому-либо предмету перед экзаменом. С каждым годом школа Марии «молодеет»: уже и четвероклассники хотят идти по школьным предметам вперед. Сейчас в школе около двухсот учеников. В феврале, за несколько месяцев до экзаменов, тут традиционно ожидают наплыва. В классах максимум пять человек, есть и такие, где занимаются по двое-трое.

В группе «ВКонтакте» и на Доске объявлений в школе подавляющее большинство педагогов названы по имени, без отчества. Такую «демократию» директор школы объясняет просто:

– Мы не настаиваем, чтобы нас называли по имени-отчеству. Называют так, как удобно: по имени на «ты», по имени на «вы», по имени-отчеству. Первое больше подходит для выпускников: они замотивированы на результат, и сокращение дистанции им не повредит. Напротив, некоторых даже следовало бы раскрепостить. Порой приходят дети, которые лишнего слова боятся сказать, лишний вопрос задать. А мы как раз и стремимся к тому, чтобы раскрепостить их самих и их мышление. Ученикам помладше мы, конечно, представляемся более официально, – объясняет Мария более чем либеральные традиции своей школы.

Сдавать нельзя бояться

В этой фразе каждый из участников ЕГЭ – главной цели «Умной школы» – поставил бы запятую по-своему. А кто-то и вовсе обошелся бы без нее, что было бы оптимальным вариантом. Однако подавляющее большинство учеников «Умной школы», собственно, как их родители и многие педагоги, поставят закорючку перед «бояться». И сколько бы ни твердили старшеклассникам, что ничего страшного в ОГЭ и ЕГЭ нет, боятся они их до обмороков, до неврозов. Именно поэтому с этого года в школе Марии появился психолог, готовый помочь и детям, и родителям.

В отношении к ЕГЭ страна традиционно делится на два лагеря: сторонников и противников. Мария Титова относит себя к первым – с небольшой оговоркой.

– Мне нравится сама идея ЕГЭ, – говорит она. – Исключены взятки при поступлении, предвзятость. Теперь же все в равных условиях. Одна из моих учениц из глухой провинции поступила по результатам ЕГЭ в Высшую школу экономики, набрав по всем экзаменам больше 90 баллов. Но на практике выходит, что не все задания могут решить даже сами учителя. Каждый год учителя и дети сталкиваются с «сюрпризами». Так что идея хороша, надо работать над воплощением.

Однако главным препятствием на пути к высоким результатам она считает страх детей перед экзаменом. Из-за этого страха они настолько «заточены» на ЕГЭ, что не хотят слышать ни о чем другом, кроме подготовки. Ты, к примеру, хочешь дать им что-то новенькое по математике, у них сразу вопрос: «А это будет на ЕГЭ? Если нет, то не надо». «Интегралы? Они понадобятся? Нет? Тогда без них». В общем, мотивация к учебе изменилась.

Фото Дмитрия ГРИШИНА

Что касается страха и нервов, то, по словам Марии, волнение обычно «забирает» 10 баллов от результата. Поэтому ни одна школа и ни один репетитор не может, по сути, дать гарантии. «Гарантированно» подготовленный ребенок на экзамене может струхнуть.

– У нас был случай, когда наша девочка год напролет писала «пробники» на 96 баллов: были спокойны и мы, и она, и родители. В день экзамена она не справилась с нервами и завалила первую – простейшую – часть, в итоге набрав всего 39 баллов, – вспоминает Мария. – Дело доходит до панических атак, как было с одной из наших учениц. Дети падают в обмороки, столбенеют, цепенеют, забывают все, что знают, и вспоминают уже после экзаменов. Масса случаев, когда они начинают пить успокоительные, которые приносят больше вреда, чем пользы. Им и так страшно, а их еще пугают учителя и родители. Учителя, в свою очередь, тоже напуганы – показателями, штрафами, рейтингами. Гарантию можно дать только психологически готовым детям, спокойным, со здоровым чувством «пофигизма». Те, кто начинают волноваться и переживать – в зоне риска.
Многое, по мнению Марии, зависит и от родителей. Ее саму дома всегда любили, поддерживали и доверяли. И сейчас она видит по детям, кого дома не стесняются хвалить, а где считают, что критика принесет больше пользы.

– Кому-то говорят: «У тебя все получится», и у него действительно все получается, потому что в него верят. А кому-то: «Тебя только в дворники примут!». И ребенок заранее настроен на неуспех. Бывает, что мама приводит к нам дочь и при ней говорит: она у нас тупая. Прежде чем начать учить ее, нам придется переубедить девочку в этом. Крепкие дети с крепкими нервами приходят из семей, где им доверяют и понимают, что ребенок – отдельная от тебя личность, у него своя жизнь и свои крылья, – уверена Мария.

«Мама говорит, что я особенный»

Преподаватели школы хорошо понимают, что такое «хайп», и не отстают от жизни. Дидактический материал будет усвоен гораздо успешнее, если это будут не простые таблицы с формулами, а яркий плакат следующего содержания: «Каждый раз, когда ты делаешь так (далее идет неверное решение примера), умирает котенок». Никто из детей не хочет причинить котенку зло, поэтому правильное решение усваивается с первого раза.

Тут как нигде осознают, что маркетинг должен лить воду на мельницу образования. И льет: «Умная школа» сотрудничает с креативными дизайнерами, а успешные идеи заимствует по всему миру.

– Чтобы ученики тебя лучше услышали, надо быть не дидактичным, а находиться с ними на одной волне, говорить с ними на одном языке, – уверена Мария. – Было бы странно, если бы шестидесятилетние педагоги стали так себя вести, но поскольку в «Умной школе» молодая команда, у нас это получается естественно. Мы их понимаем, а они это чувствуют.

Правда, иногда настораживаются родители. В таком случае им вместе с ребенком предлагают посетить бесплатные занятия, чтобы выбрать самим, доверяют ли они креативному свободному подходу к образованию.

– Современные дети намного круче, чем мы. Они быстрее все схватывают, они гораздо умнее, – считает Мария. – Да, они сидят в телефонах, но вы уверены, что они там ерундой занимаются? Гаджет – не цель, а инструмент. Моя ученица из Калининграда уже купила квартиру – и это в 17 лет! У нее свой блог, несколько сотен тысяч подписчиков и доход, который не снился многим взрослым. То есть, горизонты у них намного шире, чем у их родителей. И гораздо меньше страхов и препятствий. Дело взрослых – не мешать, любить и доверять.

«Продвинутая» ученица подала пример сверстникам, оставив общеобразовательную и полностью доверившись «Умной школе». Просто подросток расставил приоритеты и научился управлять своим временем. Для таких отважных и уверенных в себе школьников Мария разработала авторскую программу онлайн-курсов по разным предметам, которые позволят усвоить школьную программу с опережением и успешно сдать ее школьной комиссии. Главным мерилом качества станет ЕГЭ в конце года. Именно ради таких учеников Мария Титова вышла на российский уровень: среди ее учеников – школьники из глубинки и столиц.

Мария так увлеченно говорит о своей работе, что я не выдерживаю и спрашиваю, как она отдыхает и отдыхает ли вообще. Ответ: редко. Не потому что не успевает, а потому что не нуждается в отдыхе.

– Главное для меня – хотя бы раз в неделю выспаться – часов до десяти. Но на самом деле, отдых мне не очень-то и нужен, видимо, это синдром трудоголика. Я могу полежать дома полдня, и мне уже хочется бежать дальше. Я не пью и не курю, поэтому мне и на вечеринках не очень интересно. Остаются интеллектуальные игры. К счастью, я нашла МозгоБойню, это отличная ниша.

Команда, где играет Мария Титова с коллегами, не раз и не два занимала первые места на популярнейшей игре. А название у нее – «Мама говорит, что я особенный». Потому что Мария верит, каждый ребенок – особенный, а значит, талантливый.

Полина РОМАНОВА

г.Сыктывкар,
ул.Ленина, 111.
Телефон: 8-922-0878457
vk.com/stoballov11