Александр Хуциев: «Что сегодня кажется фантастикой, завтра – обыденная вещь»

2018 год для «Ростелекома» стал знаковым. В сентябре компания представила новый бренд и заявила о своей новой стратегии, которая предполагает трансформацию «Ростелекома» из оператора связи в ИТ-компанию. О том, что стоит за ребрендингом, об услугах, которые компания предоставляет и будет предоставлять в будущем, «Региону» рассказал директор Коми филиала ПАО «Ростелеком» Александр Хуциев.

– «Ростелеком» – одна из крупнейших компаний, охватывающая всю территорию России. Зачем понадобился ребрендинг, если фирменный знак и так хорошо раскручен?

– На мой взгляд, новый логотип «Ростелекома» более понятен: он подчеркивает открытость и универсальность компании. Но главное – это изменение стратегии. Много лет «Ростелеком» был классической телефонной компанией, которая обеспечивала международную, междугороднюю, местную, внутризоновую связь. Мы предоставляли и услуги проводного вещания, телеграфной связи, но доминантой была телефония. Шлейф такого восприятия тянется по сей день. На самом деле, телефония – это уже далеко не основной бизнес.

Еще одной приоритетной задачей для нас было обеспечение людей высокоскоростным интернетом и IP-телевидением. В городах и райцентрах республики, где проживает значительная часть населения, эта задача практически выполнена. Уже трудно представить предприятие, учреждение, семью, у которых бы не было доступа к качественному интернету.

Теперь зона нашего развития – это расширение цифровых сервисов. За этим будущее компании. То есть обширнейшая сеть передачи данных – это лишь инструмент доступа к самым разнообразным цифровым сервисам.

Поясню: у вас есть доступ в интернет: стационарный или мобильный, и от какого оператора – неважно, использовать его можно по-разному. Например, с 2018 года мы предлагаем нашим клиентам услугу «Умный дом». С помощью этого решения в квартире можно установить датчики протечки, задымления, открытия двери. В случае бытового ЧП хозяину придет моментальное уведомление. Также с помощью умных розеток можно дистанционно включать и выключать электроприборы, светильники, бытовую технику.

Или услуга «Видеонаблюдение». Через специальное приложение в любой точке мира, где есть выход в интернет, вы можете видеть, что происходит в вашем доме, во дворе, в гараже. Словом, контролировать ситуацию везде, где вы установили камеры.

Услуга «Умный дом» от «Ростелекома» помогает обеспечить безопасность и комфорт своего дома. Пока – это новинка. Но в скором будущем это должно стать одним из самых востребованных сервисов.

– То есть компания намерена занять новые клиентские ниши?

– Не просто намерена, а уже занимает. Возможностей много. Что сегодня кажется фантастикой, завтра – обыденная вещь. Если мы вчера еще не знали, что такое интернет вещей, то сегодня активно им пользуемся. Есть масса разных систем, которые позволяют нам удаленно включать или отключать отопление, организовывать систему охраны, допуска на территории. Есть системы, которые позволяют удаленно контролировать ситуацию с вашим авто, вплоть до температуры в салоне. В мире уже появились «умные» холодильники, которые сами вам заказывают продукты в магазинах. Для многих это пока на уровне неких игрушек. Но ведь и мобильная связь лет 20 назад воспринималась как дорогая игрушка, а не необходимость. И «Ростелеком» видит свое дальнейшее развитие именно в качестве поставщика современных сервисов.

Более того, «Ростелеком» разрабатывает и внедряет более глобальные вещи. Это интеллектуальные платформы. Первой пробой для нас стало «Интерактивное ТВ». Это информационная платформа, которая позволяет не просто смотреть более 200 различных телеканалов, но и управлять просмотром. Например, вы можете ставить передачу на паузу, записывать и просматривать программу в любое удобное время. Если пропустили любимую передачу, то ее можно будет легко найти в архиве. Чтобы дети не увидели лишнего, можно поставить пароль на каналы, которые хотите скрыть. И таких функций для удобства и комфорта зрителей очень много.

В прошлом году «Ростелеком» запустил глобальную платформу «Ростелеком Лицей». На ней сосредоточены все образовательные онлайн-сервисы: подготовка к ЕГЭ, к поступлению в ВУЗ, репетиторство по разным предметам. Этой теме можно отдельную статью посвятить. Если у вас есть потребность, рекомендую зайти на сайт https://lc.rt.ru.

– А какие услуги могут появиться в ближайшем будущем?

– Мы все время предлагаем клиентам что-то новое. Например, в Санкт-Петербурге и Калининграде реализуются очень интересные проекты для многоквартирных домов. Мы сейчас тоже ведем переговоры, чтобы сделать такое и в Сыктывкаре. Суть в том, что заводя в новый дом оптико-волоконные линии, мы не просто обеспечиваем его высокоскоростным интернетом, но сразу устанавливаем систему с комплексом полезных функций. Ею можно пользоваться как домофоном, дистанционно управлять шлагбаумом. Система может считывать и передавать поставщикам ресурсов показания счетчиков, извещать жильцов, например, об общем собрании, или – что в доме пожар и нужно эвакуироваться.

– Все, о чем вы рассказали, касается в основном частных лиц. А что «Ростелеком» предлагает для предприятий и организаций?

– Здесь интенсивность появления новых продуктов гораздо выше. Сегодня мы готовы удовлетворить любые информационно-коммуникационные запросы наших клиентов.
В последние годы компания приложила усилия для разработки целого пула цифровых облачных сервисов, которые закрывают весь контур потребностей бизнеса любого размера: от малого предприятия до крупнейших компаний. Всего на рынок запущено более 20 продуктов, таких, как облачное видеонаблюдение, виртуальная АТС, центр обработки данных, «Ростелеком. Экраны», авторизованный Wi-Fi и многие другие. Эти продукты объединяет доступность, возможность быстрого развертывания и масштабирования, высочайший уровень автоматизации процессов, и самое главное – они развиваются: практически каждый месяц у каждой услуги появляются новые возможности.

Следующее важное направление развития – платформенные решения. За такими технологиями – будущее, их внедряют все крупнейшие ИТ-игроки, они охватывают все больше направлений жизни. «Ростелеком» здесь тоже не стоит на месте. Мы участвуем в развитии биометрической платформы, которая позволит отказаться от многих бумажных документов, медицинской платформы, которая автоматизирует работу больниц и поликлиник и избавит нас от бумажных карт, геоинформационной платформы, которая предоставит доступ к современной отечественной картографии.

Важную роль в нашем развитии играют крупные предприятия страны, которые являются драйверами ИТ-развития. У таких клиентов очень высокие требования к решениям, но мы наработали очень серьезные компетенции в области информатизации государства и бизнеса и сейчас способны решить практически любую задачу.

Последнее по списку, но приоритетное по важности направление развития касается реализации решений в области информационной безопасности. Сейчас это направление развивается быстрее других вследствие нарастания количества угроз. Бизнес автоматизируется, и обратной стороной медали стал нарастающий риск, что данные, ресурсы захватит кто-то посторонний, и вы потеряете деньги, информацию, бизнес. Раньше эта область информатизации была крайне дорогой. Мы разработали современные сервисы информационной безопасности, доступные не только крупным бизнес-структурам, но и предприятиям среднего масштаба. Сейчас выгоднее и надежнее воспользоваться сервисами информационной безопасности от профессионалов, нежели содержать свой штат и технические ресурсы.

Услугой «Видеонаблюдения» пользуются уже более 500 предприятий и организаций республики, как крупного, так и среднего, и малого бизнеса. Причем, камеры, которые устанавливают специалисты «Ростелекома», могут работать как от мобильного, так и стационарного интернета без жесткой привязки к месту, благодаря Wi-Fi технологии.

– Вы упомянули такое понятие как биометрия. Пока оно ассоциируется со шпионскими фильмами, где вход в секретное помещение открывается при считывании отпечатка пальца или радужки глаза…

– Это уже не столь фантастично. Есть корпоративные программы, которые направлены на распознавание лиц, которые попадают в объектив камеры. Сейчас биометрические данные приобретают очень важное значение. «Ростелеком» работает над проектом «Безопасный город». Он включает в себя видеонаблюдение в аэропортах, железнодорожных вокзалах, крупных торговых центрах. Везде будут стоять интеллектуальные камеры, которые способны из толпы вылавливать лица, включенные в определенный перечень. Например, разыскиваемых преступников, террористов. Обнаружив такое лицо, система сразу будет оповещать правоохранительные органы. Платформа может использоваться везде, где для предоставления тех или иных услуг требуется идентификация человека без предъявления паспорта, электронной подписи.

– А что компания делает для того, чтобы и сельские жители могли воспользоваться всеми телекоммуникационными услугами, которые дает современный мир?

– В городах в большинстве случаев обеспечить население доступом в интернет – уже не проблема. Сегодня заявка – завтра подключили. Есть, конечно, сложности с коттеджными поселками, районами частной застройки. Проблема только в сроках окупаемости затрат. Подвести линию к одному частному дому в разы дороже, чем подключить к интернету многоквартирный дом. Но «Ростелеком» в таких случаях готов работать в рассрочку.

Труднее обстоят дела с сельскими районами. Безусловно, проводить интернет в отдаленные деревни затратно. Мы не можем работать себе в убыток. Но благодаря поддержке государства «Ростелекому» многое удалось. В 2018 году мы проложили 500 километров волоконно-оптических линий в Усть-Куломском, Прилузском, Удорском районах. Была поставлена задача подключить лечебно-профилактические учреждения к высокоскоростному интернету, 90 объектов по республике. С задачей справились.
С 2014 года реализуется федеральный проект по устранению цифрового неравенства, в рамках которой мы устанавливаем коллективные Wi-Fi точки доступа в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с. Проект реализуется в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 жителей. И в настоящий момент в республике действуют уже 63 таких точки.

Я знаю, что сейчас на уровне правительства разрабатывается четырехлетняя программа по подключению всех социальных учреждений к высокоскоростному интернету. Безусловно, это более актуально для села. Есть реальная надежда, что и глубинка получит новые перспективы развития в области телекоммуникаций.

Беседовала Анна ПОТЕХИНА