Свечных дел мастер

Восковик Наталья Паутова возрождает древнее ремесло

Что общего у жука и мастера по изготовлению свечей? Правильно, название: у одного – вида, у другого – профессии. Один из самых красивых в мире жуков – восковик – обитает в горах, тайге и даже на Крайнем Севере, в том числе и в Коми. Жуков-восковиков в наших краях, наверное, тысячи – никто не считал. А вот мастер-восковик в республике один-единственный – Наталья Паутова из села Ыб Сыктывдинского района.

Чтобы найти свое дело, мастеру-восковику Наталье Паутовой пришлось пройти долгий путь от горожанки, предпринимательницы, госслужащего, преподавателя, эколога, многодетной матери до сельской жительницы и основательницы мастерской «Белый свет». Бизнес-план, который она защитила десять лет назад, удивил комиссию: потенциальный предприниматель собралась выпускать церковные свечи и обеспечивать ими приходы Коми. К слову, сейчас за ними обращаются и из центра России. Для этого Наталья усовершенствовала свечной станок, попутно получив патент на собственное изобретение. Так первый в Коми «свечной заводик» появился в селе Ыб Сыктывдинского района. Даже с уменьшительным суффиксом это слишком громко сказано. Сначала «заводик» ютился в комнатке сельского УВД. А несколько лет назад Наталья с мужем построили мастерскую на участке рядом с домом. Уютный деревянный дом с видом на восход – это и есть нынешний «заводик», он же офис, он же мастерская, он же место для душевных чаепитий.

Набив руку, ради интереса Наталья решила попробовать мастерить художественные свечи. Изучать технологию пришлось с нуля. С трудом, но нашла поставщика отличных силиконовых форм, по одной начала заказывать их в Украине. По одной – потому что недешевы. Сейчас их в мастерской более полусотни.

В Коми у Натальи Паутовой нет ни конкурентов, ни последователей. Да и в России настоящих восковиков – чуть больше десятка. Может, потому, что воск – субстанция «живая», пластичная, и при этом дается не каждому. У Натальи к воску свой подход – из глубины веков.

– Трудно найти непищевой продукт, который использовался бы шире, чем воск: от медицины до хозяйства. Наши предки это знали. Тогда люди руками работали больше, ульи ставили, где можно. Результат – тройной: мед, продукты пчеловодства и воск, – рассказывает Наталья, доставая сыр к чаю из вощеного мешочка. – Вот эти вощеные салфетки и мешки пришли из древнего Египта – это самый простой способ продезинфицировать воздух, соприкасающийся с продуктами, и препятствовать плесневению, порче. Вот сейчас мамашки обеды готовят детям своим, в контейнер пластиковый забабахали, в микроволновке подогрели – еда благополучно сдохла. Потом удивляются: «А что это у детей с иммунитетом?» А он у них такой, потому что еда мертвая. Она должна содержать не только жиры, белки и углеводы, она должна нести в себе тепло изготавливающих ее рук. И настроение, с которым ее готовят. А оно повсеместно уничтожается дешевыми и доступными средствами – химией и техникой.

Было время, восковые свечи использовались только в богатых домах, да и то не во всех. Народ победнее довольствовался сальными и стеариновыми. А вот на балах, на официальных приемах, во дворцах – зажигались пахучие, экологически чистые, как сказали бы сейчас, свечи. Они не коптили, хорошо пахли, а вдобавок своими испарениями вощили практически все поверхности в помещении, где использовались, обеспечивая им долговечность. С XVIII века в России воск добывали уже промышленно, государство контролировало процесс, формировало спрос и предложение.

– Потом все это кончилось: пришла советская власть и раскулачила всех вместе с пчелами, – переживает мастерица. – Но сейчас эти традиции у нас возрождаются.

«У нас» – это у людей XXI века. Наталья привыкла мыслить масштабно, действовать широко, говорить напрямую. Возрождением воскового промысла в России занимаются очень немногие. Кто-то умело создает вокруг промысла пиар и за счет этого продает продукцию по высоким ценам, как, например, в Алтайском крае. А кто-то и того хуже – подходит к делу недобросовестно: ради коммерциализации процесса гонит смесь парафина и воска, где второго существенно меньше первого. Так что чистых восковиков по пальцам одной руки пересчитать можно. «В Коми нас только двое: я и жук», – смеется Наталья, биолог по образованию.

Разводить пчел самой у Натальи пока не доходят руки: у матери пятерых детей день расписан по минутам.

– Конечно, я хочу заняться пасекой, возможно, даже бортничеством. Но пока это вторично, иначе начнешь разбрасываться. Время придет – будет и пасека, – философски замечает она.

Почти десять лет воск ей доставлялся в Ыб из Краснодарского края, но в этом году, по словам Натальи, произошел настоящий прорыв: к ней пришел местный пасечник и предложил сотрудничать.

– Наконец-то! Прекрасный, ароматный, золотой – наш ыбский воск! Я очень расстроилась, когда местные пчеловоды отшили меня с моими запросами на воск лет восемь назад. Мне казалось просто диким сидеть около нескольких пасек и возить воск с Краснодарского края. И вот, наконец, свершилось, – говорит мастерица.

Сейчас в ее стремлении возродить старинные традиции восковиков три направления: церковные свечи, фигурные свечи и изготовление вощеной упаковки для сохранения продуктов. Во все три она привнесла ноу-хау: усовершенствовала станок, нашла способ крашения воска, используя для этого обыкновенные детские восковые мелки, безопасные даже при проглатывании ребенком, и осовременила способ вощения ткани, который использовали еще древние египтяне.

Но есть и четвертое. По натуре Наталья просветитель, ее дару убеждения и умению вести дискуссию позавидует заправский оратор. Она приглашает в мастерскую семьи и компании, чтобы не только научить, но и поведать им «восковые истории», вечные, как мир. Участники мастер-класса сами мастерят свечи, а главное – общаются и узнают о старинном промысле. Все для них в нем новое.

– Вот мы жалуемся на современное образование, на то, что дети «уходят» от нас в виртуальное пространство – так это все ерунда. А вот что со взрослыми творится – полный атас! – эмоционально рассуждает она. – Философия потребления сделала свое дело. Мы видим это не только в поверхностном отношении к продуктам, но и к своим истокам, к собственной жизни. Сплошное потребление без желания вникать. Это отразилось даже на тех, кто считает себя мало-мальски эколого-ориентированными. Например, не видят разницы в парафине и воске, живом огне и микроволновке.

В мастерской Натальи Паутовой цивилизация отходит на второй план. Вокруг – старинные коми избы, снег, летом вдалеке блестит река, щебечут птицы. Тишина. Потому что настоящее ремесло шума не любит – такие у восковиков правила.

Полина РОМАНОВА