«Шег»: разберем по косточкам

Сегодня эта старинная коми игра стала уже экзотикой

Говорить, что кости – исключительно национальная коми игра, было бы несправедливо. «Костяные» игры известны еще со времен античности. В центре Тбилиси, у знаменитых серных бань даже установлена гигантская скульптура, изображающая баранью лодыжку. Игры с косточками животных считаются самыми древними в истории человечества: еще первобытные охотники кидали ради забавы или гадания кости диких зверей, а в скотоводческую эпоху пастухи на досуге с той же целью использовали кости домашнего скота. Но наибольшее распространение, как утверждают историки, «костяные игры» получили у народов Средней Азии, Сибири, русских и финноугров, к которым и относятся коми.

Заветный мешочек

«Бабки!» – воскликнет славянин, увидев мешочек с костями. «Беш таш!» – уверенно скажает кыргыз. «Кочаоба!» – назовет грузин. «Шег!» – скажет коми – и будет совершенно прав. Все эти игры похожи, но у каждого народа отличаются деталями и терминологией. Коми название «шегъясьöм», или просто «шег», возникло из слова «ыж шег», что означает «надкопытные суставы передних ног овец». Кстати, правила игры варьируются даже в районах Коми: например, смена хода в Троицко-Печорском происходит не так, как в Усть-Куломском, а в Прилузье очки считают иначе, чем на севере республики. Общим остается одно: холщовый мешочек с заветными косточками и азарт.

– Дедушка, обыгрывая меня в «шег», приговаривал: «Никогда не играй в азартные игры с мужчинами!» – вспоминает детство директор сыктывкарского Центра коми культуры Наталья Шахова.

Заветный мешочек с костями хранится у Натальи дома, в Пожеге Усть-Куломского района. На работе – еще один, и кости в нем сборные – с Удоры, Сысольского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Корткеросского районов, откуда родом работники Центра. Некоторым костям больше ста лет – сотрудницы достали их из тех самых дедушкиных запасов. Любимым внучкам отдавали «игрушки» детства скрепя сердце: некоторые дедушки хорошо помнят, что бараньи костяшки служили своего рода мальчишечьей «валютой», и даже взрослые расплачивались ими с подростками за работу. Однако играют в «шег» в деревнях все реже: во-первых, меньше держат баранов, во-вторых, игрушки XXI века, в том числе виртуальные, отодвинули «шег» на второй и даже третий план.

На полу, на печи и за круглым столом

В Центре коми культуры в «шег» играют со дня открытия учреждения в 2001 году. Для горожан это экзотика, для уроженцев сел, причем не только коми, – ностальгия по детству. В Центре вспоминают, как «чемпионкой» турнира по «шегу» пару лет назад стала студентка СГУ из Бишкека Аэлита Эсэнбек-кызы, оставившая далеко позади городских конкуренток из Коми. Объяснилось все просто: в Кыргызстане Аэлита с детства играла в кости с братьями и сестрами.

Как отмечают этнографы, игра в «шег» была распространена по всей Вычегде, Выми, на Вашке и Мезени. На Ижме и Печоре для игры использовали не только бараньи и овечьи косточки, но и оленьи, коровьи. Игра в «шег» была, в основном, забавой мальчишек, но по праздникам за кости брались и взрослые мужчины. А на святках их бросали даже девушки – чтобы узнать свое будущее. Верхнепечорские охотники, коротая вечера в лесных избушках, тоже гадали на шегах. Правда, в отличие от девушек, озабоченных кандидатурой суженого, охотники вдали от дома с помощью костей испытывали на верность жен, и если «шег» указывал на неверность супруги, могли после возвращения с охоты и поколотить ничего не ведающую спутницу жизни.

Настоящая «шегомания» в Коми начиналась в святочную неделю. В другие времена года «шег» находился под суеверным запретом: а вдруг в хозяйстве овцы переведутся. Традиционно играли на полу, либо на печи. Игра требует сосредоточенности и терпения: во время хода нельзя двигаться с места. Печи в Центре нет, поэтому гости играют за круглым столом.

Для игры в «шег» нужны хорошо вычищенные и высушенные косточки, отделенные после длительной варки от мяса. Кости можно покрасить в разные цвета, а можно нанести на них «свои» отметки. Часто кости, как семейная реликвия, передавались по наследству.

Такие правила

Каковы же правила игры в «шег»? Поверхность косточки-сустава бывает четырех видов. Названия – от звукоподражания, как, например, «сак», или сходства с предметом или действием – «пызан» (стол), «пук» (сидеть), «гатш» (навзничь). Одновременно в «шег» могут играть лишь четверо. В игре 40 костей, их высыпают на стол, первым начинает тот, у кого выпадет «пызан». После установления очередности первый игрок собирает в ладони косточки и раскидывает на столе. Игрок высматривает те, что лежат одинаковыми поверхностями кверху и пытается выбить их щелбаном, при этом не задев остальные. Щелкают только «пук» в «пук», «гатш» в «гатш» и т. д. Если игрок попадает, забирает косточку себе и продолжает игру. Если промахивается или задевает третью, а также щелкает «вхолостую», ход переходит к следующему игроку.

«Вот два «гатш», а между ними «пук», – с воодушевлением комментируют новички, быстро втягиваясь в игру. Во время турниров, которые все чаще проходят в Центре коми культуры, тут шумно – игра, ну, очень азартная. Если на столе остаются косточки разных позиций, и игрок до этого выбил косточку, то он собирает оставшиеся, снова выбрасывает их на стол и продолжает ход. Игра заканчивается тогда, когда последние две косточки падают на одинаковые стороны, и игрок делает точный щелчок. Участники играют четыре кона: побеждает тот, кто выбьет наибольшее количество косточек в последнем.

Полина РОМАНОВА

Фото Центра коми культуры г. Сыктывкара, glkomi.ru