Май: Стефан Пермский. Святитель земли Коми

Дата рождения Стефана Пермского (1340?-1396) не известна. Крестителя зырян, основателя Пермской епархии, святого миссионера Русская Православная церковь почитает 26 апреля (9 мая по новому стилю) по дате его кончины. В миру же Стефана, как выдающегося просветителя, создателя первой коми азбуки, непременно вспоминают в День коми письменности, который отмечается в третье воскресенье мая.

Уроженцу Великого Устюга Степану Храпу, сыну клирика Симеона и дочери торговца Марии, было суждено под именем Стефана Пермского сыграть выдающуюся роль в истории Коми края и Русской Православной церкви. Исторических источников, по которым составляются его биографии, немного. Основной – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми», написанное знаменитым книжником Епифанием Премудрым и более известное просто как «Житие Стефана Пермского». Согласно Епифанию, уже с юности Стефан готовил себя к миссионерской деятельности. Он рано выучился грамоте, помогал отцу при богослужении в церкви.

В том, что Стефан с детства знал коми, или пермский, язык, нет ничего удивительного: в Устюге того времени жило много зырян, а его мать, вероятно, тоже была зырянкой. Греческий же язык Стефан основательно выучил в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где принял монашеский постриг и получил по тем временам блестящее образование. Там, в монастыре, еще до своей исторической миссии в Коми крае, Стефан создал древнепермскую азбуку, которую еще называют Анбур – по первым двум буквам «ан» и «бур».

Получив в Москве благословение коломенского епископа Герасима и, как полагают историки, охранную грамоту и небольшой отряд охраны от великого князя Дмитрия Донского, в 1379 году Стефан предпринял свой знаменитый миссионерский поход в зырянский край – Пермь Вычегодскую. Обстоятельства этого похода, а также обращения зырян-язычников в христианство, остаются во многом непроясненными и вызывают дискуссии по сей день.

Неоспоримо, что в Перми Вычегодской Стефану пришлось столкнуться с враждебностью населения, в большинстве своем не горевшего желанием менять свою старую веру на новую. Тому есть много свидетельств. «Исперва убо сий Стефан много зла пострада от неверных пермян, от некрещеных: озлобление, роптание, хухнание, хуление, укорение, уничижение, досажение, поношение и пакость», – не жалеет словес Епифаний. Миссионеру не раз угрожали лютой смертью.

В свою очередь, и Стефан воздействовал на «неверных пермян» не только словом Божьим. Он безжалостно разрушал их святилища – кумирницы; рубил топором, сжигал деревянных идолов вместе с языческими дарами; даже уничтожил священное дерево зырян в Усть-Выми. При этом так обращался к зырянам: «Отрекитесь от болванов, колдовства и всех исконных пермских обычаев. Познайте истинного Бога и Творца всего, который может спасти ваши души».

Часть населения края убедили проповеди Стефана, многие же остались в своей древней вере: «И лучися раздвоитися народу на две части, и едина нарицашеся кристьяне новокрещении, а другая часть звахуся кумирослужителницы невернии. И не бе промежу ими согласиа, но разпря, и несть мира в них, но разгласие». Насколько жестоким был этот конфликт интересов, по причине скудности источников сказать сложно. Во всяком случае, о кровавых разборках между крещеными и язычниками письменных свидетельств нет. Известно однако, что некоторые зыряне были вынуждены покинуть родные места, переселившись «на Удору и на Пинегу с жоны и детьми свои».

Упорство и масштаб, с которыми Стефан утверждал в крае новую веру, свидетельствуют о его сильной и незаурядной личности. За сравнительно короткий срок он построил на берегах Выми, Вычегды, Сысолы первые церкви, основал обители, сам писал иконы, перевел богослужебные книги на зырянский язык, и «всем имъ, новокрещеным мужем, и уношам, и отроком младым, и малым детищемъ, заповеда учити грамоту». В Усть-Выми Стефаном была основана Пермская епархия, во главе которой он был поставлен в 1383 году.

Как отмечает доктор исторических наук Э. Савельева, «Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделенный большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право на беспошлинную торговлю в русских землях, на сбор пошлины с приезжавших в Пермь купцов, был наделен и судебными функциями». Апостольская миссия Стефана способствовала еще и утверждению власти московского княжества в Перми Вычегодской, которая рассматривалась как важный форпост на торговом пути в Югру, за Урал.

Стефан Пермский скончался в 1396 году в Москве и был похоронен в соборе Спаса на Бору в Кремле. Его мощи были утрачены после того, как в 1933 году собор был разрушен по решению верхушки ВКП(б).

Русской Православной церковью Стефан Пермский был канонизирован в 1549 году. Он издавна почитается в Коми крае. В конце XIX века в центре Усть-Сысольска был построен Стефановский собор, разрушенный большевиками в 1932 году. В конце 1990-х в столице Коми возвели новый храм в память о Стефане Пермском. Ныне это кафедральный собор Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии Русской Православной церкви. В 1991 году главной площади Сыктывкара было возвращено историческое название – Стефановская.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Стефан – создатель зырянской письменности – явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий – для всего славянства».
(Георгий Федотов, «Святые Древней Руси»).