Дмитрий Степанов: «Каждый артист в нашем театре незаменим»

Государственный театр оперы и балета Республики Коми завершает 61-й сезон. Накануне творческих каникул директор театра Дмитрий Степанов рассказал «Региону» о недавно прошедшем фестивале «Сыктывкарса тулыс», премьерах, гастролях и способах выживания в условиях конкуренции.

В чем отличие нынешнего фестиваля «Сыктывкарса тулыс» от предыдущих? Каково это – каждый год придумывать что-то новое – и надо ли?

– Главное отличие последних фестивалей – расширение жанровых границ. Казалось бы, возникает некоторое несоответствие: в программе фестиваля «оперного и балетного искусства» есть симфонический и камерный концерты, оперетта. В прошлом году в рамках фестиваля проходили фотовыставка о жизни балета и мастер-классы вокального искусства. В этом году мы реализуем совместные проекты с юношеской и детской библиотеками. То есть мы стараемся в рамках фестиваля создать праздник для более широкой аудитории. И это работает. Как показывает наш опыт, прикоснуться к разным театрально-музыкальным жанрам за короткий промежуток времени – в течение двух фестивальных недель – интересно и артистам, и зрителям. Придумывать, как вы говорите, что-то новое – совершенно естественно. Стагнация – это всегда шаг назад. Нельзя стоять на месте!

Г. Доницетти. Опера «Дон Паскуале».

Как вы выбираете фестивальный репертуар?

– В первую очередь, мы учитываем наши творческие и финансовые возможности, а также желание зрителя услышать новые голоса, увидеть новые лица. Гостями фестиваля этого года стали Московский камерный оркестр «Musica Viva», театр «Балет Москва», великолепные солисты Большого, Мариинского, Михайловского, им. Станиславского и Немировича-Данченко, Уфимского, Воронежского и других театров, молодые артисты Международной Академии Музыки Елены Образцовой и Центра оперного пения имени Галины Вишневской, а также гости из Португалии, Швейцарии, Франции, Австрии.

Если же говорить о премьерных постановках фестиваля, например, в опере, то здесь определяющим условием создания качественного спектакля являются голоса, которыми располагает театр.

Одно время театр страдал от отсутствия баритона. Как сейчас с этим обстоит дело?

– Баритоны есть, и очень хорошие. Проблема в малочисленности труппы. В театре работают чуть более 240 человек. Это очень мало для оперного и балетного репертуара. Для сравнения, в Большом театре – более 3000 человек, в Перми или Новосибирске труппы порядка 600-900 человек. Такая численность позволяет работать несколькими составами в каждом спектакле, иметь разнообразный репертуар. Конечно, это крупные города и крупные театры. Но ведь от того, что наш театр находится в небольшом городе, музыкального материала в балете или действующих персонажей в опере меньше не становится! У нас практически невозможно говорить о взаимозаменяемости, особенно это касается оркестра, балета и хора. Нельзя ни болеть, ни пропускать репетиции, ведь каждый артист практически незаменим. Очень надеюсь, что когда-нибудь численность труппы нашего театра сравняется хотя бы с театрами Марий Эл или Карелии, где работают более 300 человек. Это очень важно для достижения главной цели театра – постоянного повышения качества спектаклей.

Л. Минкус. «Дон Кихот».

Есть такое понятие в спорте: «купить», скажем, футболиста, предложив ему контракт на энную сумму. Оно корректно по отношению к театру?

– Да, в театре происходит нечто похожее. Как спортсменам предлагают определенные условия, так и артистам. Например, на гала-концерт фестиваля «Сыктывкарса тулыс» приезжали молодые солисты – тенор и меццо-сопрано, выпускники московского Центра оперного пения имени Галины Вишневской. Они очень заинтересованы в работе в нашем театре, а мы заинтересованы в молодых и талантливых артистах. Мы познакомились, пообщались. Они, в свою очередь, увидели наш театр. Разговор у нас был достаточно откровенный. Обсудили перспективу их творческой занятости, когда и какие партии они смогут исполнить, возможность участия в различных конкурсах и фестивалях. Обязательно обсуждаем уровень зарплаты и различные бытовые вопросы. Не секрет, что в крупные столичные театры пробиться молодым солистам крайне сложно. Наш театр может стать для таких артистов прекрасной стартовой площадкой. Набрать репертуар, повысить свой профессиональный уровень, регулярно выходить на сцену намного перспективнее, чем сидеть в ожидании, когда тебя заметят в крупном театре с огромной конкуренцией.

Так что в следующем сезоне вы увидите в театре новых артистов балета и оркестра, и обязательно – новых солистов оперы.

Коллектив театра творческий и непростой. Что самое сложное в работе с ним?

– Самое сложное – найти общий язык. Творческие люди очень эмоциональны, не всегда последовательны, и договариваться бывает непросто. У театра есть планы, цели, в конце концов, определенные ресурсные возможности. Конечно, в театре должна быть творческая конкуренция. К счастью, подавляющее большинство артистов прекрасно понимает, что противопоставить личные амбиции интересам коллектива – непрофессионально, и доказывать свою состоятельность нужно на сцене, а не за кулисами.

И. Кальман. «Принцесса цирка».

А какие требования Вы предъявляете к артистам при заключении контракта?

– Это комплекс требований. Обязательно должно быть профильное образование: консерватория или театральный институт. Плюс желание работать в театре, стремление расти и развиваться. Если формально подходить к выполнению своих обязанностей – ничего не получится. Люди в театре абсолютно преданы своему делу. У нас необычный разрывной график работы, непростые бытовые условия, связанные с гастролями, нехватка помещений для репетиций и еще множество других проблем. Чтобы прижиться и успешно работать в театре, в первую очередь, его надо искренне любить.

Работа директора театра – творческая или менеджерская?

– Я занимаюсь организацией работы театра. Так как основа жизни нашей организации – творчество, это придает определенную специфику профессии менеджера. Конечно, я должен понимать и сопоставлять желания с реальными возможностями и одновременно мотивировать на решение сверхзадач, если этого требует ситуация. В любом случае, если хочешь добиться успеха, нельзя ставить невыполнимые задачи, а для этого надо не только понимать специфику организации, но и быть действительно творческим человеком в подходе к решению большинства вопросов.

Тем не менее, у Вас консерваторское образование по классу трубы. Как часто удается брать в руки инструмент?

– Не так часто, как хотелось бы. Я много лет учился, чтобы стать профессиональным музыкантом, мечтал играть на трубе в оркестре. Но жизнь сложилась иначе. Кстати, меня никогда не приглашали в оркестр нашего театра. Сейчас я шучу: мне пришлось стать директором, чтобы попасть в оркестровую яму. Конечно, для того, чтобы хорошо играть, надо заниматься, и заниматься много. Времени у меня на это не хватает. Есть спектакли, в которых я бываю занят – балеты «Дон Кихот», «Баядерка», гала-концерты, симфонические программы. Играю на гастролях. Инструмент всегда со мной, а заниматься приходится прямо на рабочем месте – в своем кабинете.

А были экстремальные ситуации?

– Да. На гастролях в Великобритании внезапно заболел первый трубач. Заболел серьезно, попал в больницу. А спектакли идут ежедневно. Что делать? Взял ноты, и до глубокой ночи в гостинице учил партию. Эту оперу – «Кармен» – мне играть не приходилось. На следующий день, после небольшой оркестровой репетиции, сыграл весь спектакль.

Вернемся к нынешнему сезону. Почему так много говорят об опере «Дон Паскуале», которую давали в рамках «Сыктывкарса тулыс»?

– В этом сезоне мы пригласили в театр еще одного режиссера – выпускницу ГИТИС Юлиану Буланенкову. Цель любого режиссера и главное условие сотрудничества с театром – возможность осуществлять постановки, ведь без этого он не будет развиваться. Мы договорились, что Юлиану Вадимовну ожидает много интересной работы и скучать в нашем театре ей не придется. Несмотря на определенные сложности, связанные с финансовыми возможностями при планировании постановочной работы, мы организовали работу так, что Ю. Буланенкова в течение всего одного сезона осуществила две премьерные постановки – мюзикл для детей «Братец Кролик и Братец Лис» и оперу Г. Доницетти «Дон Паскуале». Вот вам наглядный пример профессионального развития молодого специалиста и выполнения договоренностей со стороны театра. Спектакль получился очень симпатичный. Стилистика костюмов и декораций переносит действие оперы XIX века в наши дни. Думаю, что режиссерский взгляд Ю. Буланенковой понравился сыктывкарской публике.

Постановка оперы, поверьте, это очень сложно. В первую очередь по организации работы всех творческих и производственных процессов. Эта постановка стала для молодого режиссера хорошей возможностью проявить себя. Существовал ли риск для театра в успехе постановки? Конечно, да, но я предпочитаю не вмешиваться в работу специалистов, которым доверяю. Театр оперы и балета – самая крупная и самая сложная театральная структура. Чтобы она работала успешно, нужны профессионалы высочайшего уровня, которые и собраны под крышей нашего театра. И если они несут ответственность за результат и я им доверяю, зачем мне вмешиваться в их работу?

Что стало самым главным событием минувшего сезона?

– Выделить самое главное событие мне сложно. Таких событий в этом сезоне было несколько. Конечно, это присуждение нашей постановке «Сказки Гофмана» Национальной премии «Онегин». Это важное признание работы нашего театра со стороны российского театрального сообщества.

Не менее важное событие – выступление на фестивале в Москве «Видеть музыку» с показом оперы «Тоска» и оперетты «Бабий бунт». Кстати, в следующем сезоне мы снова планируем принять участие в этом фестивале с постановкой «Сказки Гофмана».

Знаковыми событиями стали премьеры оперетты «Принцесса цирка» в постановке И. Можайского и балета «Привал кавалерии», концерты пианистов Д. Мацуева и Д. Маслеева в сопровождении оркестра театра, Гала-концерт, посвященный 80-летию легендарной балерины Е. Максимовой с участием не менее знаменитого Владимира Васильева, успешное проведение фестивалей «Зарни джыджъяс» и «Сыктывкарса тулыс», гастроли театра в Киров, Архангельск, Чебоксары, Нижний Новгород.

И все-таки самое главное – это ежедневная кропотливая работа всего театра. Работа артистов, творческих руководителей, производственных цехов, создающих историю театра.

Когда-то в театре шутили: «Седые волосы – наш золотой фонд», – подразумевая средний возраст публики. Сейчас что-то изменилось?

– В наше время острейшей конкуренции за внимание к своему делу потерять зрителя, ослабив свои позиции, очень просто. Кино, интернет, телевидение, спорт, путешествия – есть масса способов развлечься, отдохнуть и не пойти в театр. А вот пойти в театр, заплатив за билет 500 рублей, а на семью еще больше – это уже поступок. И в этих условиях нам удается не только не потерять зрителя, но увеличить кассовые сборы. Из года в год растет не только количество зрителей, но и – что очень важно – снижается его средний возраст. В зале можно увидеть много молодых лиц, людей среднего возраста. Тенденция меняется.

«Инструмент всегда со мной, а заниматься приходится прямо на рабочем месте – в своем кабинете».

После большого перерыва театр стал снова гастролировать. Это правда, что труппу встречают стоя?

– Во время прошлогодних гастролей театра в соцсетях и СМИ по отношению к нам прижился слоган – «театр-открытие». Это выражение шлейфом летело за нами после Москвы, Ярославля, Йошкар-Олы, Ижевска, Нижнего Новгорода. О городе Сыктывкаре и существующем в нем театре оперы и балета в стране знают немногие. Организация гастролей – очень сложный процесс, а наша географическая отделенность от центра страны делает эти проекты еще и очень дорогими. Действительно, последние три года, благодаря успешному участию в федеральных программах, театр стал регулярно выезжать на гастроли по стране. В Ижевске произошел интересный случай. Нас достаточно дружелюбно приняли, но, конечно, никто не ожидал, что в финале первого же спектакля зал встанет в овациях. На это зрелище удивленно сбежалась администрация и художественное руководство театра: как оказалось, в этом театре не принято вставать. Очень приятно, что практически все наши гастрольные спектакли заканчиваются именно так.

Что сложнее показать на гастролях – классическую «Тоску», выдержавшую тысячи постановок, или более редкий балет или оперетту?

– Конечно, опера и по исполнению, и в плане привлечения зрителя гораздо сложнее более популярных жанров – оперетты или балета. Но у нас профессиональный театр с серьезными амбициозными задачами и практически академическим репертуаром. Оперетта – это тоже непросто, это тоже очень серьезно, но воспринимается этот жанр гораздо легче, зритель идет на оперетту, как и на балет, охотнее. Знаете, зритель нередко сейчас говорит о том, что «жизнь, мол, и так сложна, а вы еще нам трагедию показываете, у вас там (в опере) все время страдания и кого-то убивают». Люди хотят расслабиться, посмеяться, получить удовольствие. Чтобы получить истинное наслаждение в опере, зритель должен быть подготовлен. Желательно знать не только содержание из программки, но и историю сюжета вплоть до исторических деталей. С какими событиями была связана идея создания произведения? Когда ты все это знаешь, то взгляд на произведение совершенно меняется, и это уже не банальный замкнутый круг: любили, страдали, погибли. Становится понятно, почему, например, в опере «Тоска» режиссер делает главным героем не Каварадосси или Тоску, а римского полицейского Скарпиа.

Часто театр используют как площадку для сторонних концертов и антреприз. Без этого нельзя обойтись?

– Дело в том, что наша сцена – крупнейшая в городе и единственная в республике, способная технически обеспечить проведение творческих проектов любой сложности. Что же делать, если в Сыктывкаре нет концертного зала или Дворца культуры? Я думаю, что проведение на нашей площадке различных антрепризных спектаклей, эстрадных концертов и тому подобных мероприятий дает жителям города то самое разнообразие творческой и культурной жизни. Я обязательно рассматриваю каждый предлагаемый проект и стараюсь оценить его уровень, значимость и риски, чтобы потом не краснеть за деятельность коллег перед зрителями. Положительно рассматривается около половины заявок.

Конечно, немаловажным моментом является и возможность заработать театру какие-то деньги «на жизнь». Я уже говорил, опера и балет – это очень дорого. Сотни эксклюзивных костюмов, тонны уникальных декораций, заработная плата коллектива. Конечно же, стоимость билетов и близко не покроет этих расходов.

Наш театр имеет большой потенциал, он способен развиваться, мы уверенно смотрим в будущее.

Полина РОМАНОВА

Фото предоставлено Театром оперы и балета РК