Июнь: Владимир Образцов. Московский директор Коми научной Базы

В июне отмечается 145 лет со дня рождения академика Владимира Николаевича Образцова. Видный инженер и ученый с еще дореволюционным стажем, в 1944-1948 годах он был директором Базы Академии наук СССР в Коми АССР.

Владимир Образцов происходил из купеческой семьи. Он родился 6 июня 1874 года в Николаеве Херсонской губернии, там же окончил гимназию с золотой медалью, а затем – Петербургский институт инженеров путей сообщения. Еще до революции В. Образцов приобрел большой профессиональный опыт, работая инженером на строительстве целого ряда железных дорог Российской империи, принимал участие в проектировании крупных станций, вел научную и преподавательскую деятельность.

После Октябрьской революции
В. Образцов оказался среди тысяч «спецов», которых большевики привлекли к работе в разрушенном хозяйстве страны. Он занимал различные ответственные должности в Наркомате путей сообщения, был профессором Московского института гражданских инженеров, Московского института инженеров железнодорожного транспорта. До войны у В. Образцова, ставшего в 1939 году действительным членом Академии наук СССР, вышло несколько научных трудов по развитию железнодорожного (и не только) транспорта в Советском Союзе. А перед самой войной, в конце 1940 года он опубликовал статью «Работа станций в военных условиях». С началом боевых действий на территории страны выводы и предложения В. Образцова нашли практическое применение…

С Великой Отечественной войной связан интересный эпизод в биографии В. Образцова. В марте 1943 года ему была присуждена Сталинская премия (уже вторая) «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники», с выплатой 100 тысяч рублей. Эти огромные по тем временам деньги Владимир Николаевич перевел в фонд Красной армии на постройку боевого самолета. Новенький истребитель Як-1 по желанию академика назвали «Ртищевский железнодорожник». В. Образцов лично присутствовал при передаче самолета молодому летчику Александру Лавренову и затем вел с ним переписку. На именном истребителе Лавренов сбил более десятка немецких самолетов, был удостоен звания Героя Советского Союза. Он погиб в воздушном бою в марте 1944 года в районе залива Сиваш. Самолет вместе с летчиком упал на территорию противника.

Сам же академик В. Образцов во время войны, до 1944 года находился в эвакуации в Свердловске, где работал в Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для обороны страны.

Благодаря эвакуации возникла и База Академии наук СССР в Коми АССР. Осенью 1941 года в Сыктывкар эвакуировали Северную Базу АН СССР из Архангельска и Кольскую Базу АН СССР им. С. М. Кирова из города Кировска Мурманской области. На основе этих двух научных учреждений летом 1944 года и возникла в столице Коми База АН СССР – давняя предшественница нынешнего Коми научного центра. Директором Базы был назначен академик В. Образцов.

Как пишет автор монографии об истории Коми научного центра А. Самарин, на это назначение повлияло то, что «научные интересы академика были тесно связаны с Коми АССР. В. Н. Образцов руководил изысканиями железнодорожной линии Усть-Сысольск – Ухта, активно участвовал в разработке проектов Северо-Печорской железнодорожной магистрали».

Руководство Базой АН СССР в Коми АССР академик В. Образцов, однако, осуществлял… из Москвы, лишь изредка приезжая в Сыктывкар. «В те годы довольно распространенной была практика, когда выдающийся ученый, живя и работая в Москве, выполнял функции в другом городе», – пишет А. Самарин. Очевидно, на том этапе В. Образцову с его авторитетом и опытом было легче именно в Москве решать вопросы становления нового провинциального научного учреждения. Такое «дистанционное управление» касалось прежде всего стратегических вопросов и планов, организации научной работы, подготовки кадров. А текущие хозяйственные дела на месте решал заместитель директора И. Оплеснин.

В первые послевоенные годы В. Образцов был уже пожилым человеком, «работал дома или в больнице». Конечно, полноценно руководить научной Базой в далекой Коми республике он уже не мог. В 1948 году В. Образцов оставил свой директорский пост, а 28 ноября 1949 года его не стало.

В. Образцов оставил после себя богатое научное наследство – более 300 работ, в основном по теории и практике железнодорожного сообщения. Он воспитал многих инженеров и ученых, создав свою научно-техническую школу. За свои заслуги перед страной академик В. Образцов был награжден орденом Трудового Красного знамени, тремя орденами Ленина. Его имя носит одна из улиц Москвы. Впрочем, бывает, что люди ошибочно связывают название этой улицы, бывшей Бахметьевской, с Сергеем Владимировичем Образцовым – сыном академика, знаменитым основателем и руководителем Центрального театра кукол. Кстати, однажды в юности Сергей Образцов побывал в Коми крае, в районе Ухты – в составе топографической экспедиции под руководством своего отца. Но инженером не стал, посвятив себя искусству.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Мой отец – инженер, в дальнейшем – академик, создатель целой школы инженеров. Он умел смотреть далеко вперед и видеть жизнь страны в большой перспективе, но он никогда не говорил о науке «высоким стилем», никогда не переходил на пафос и не педалировал своих чувств».
(Сергей Образцов. «Моя профессия»).