Монди СЛПК: Как все начиналось

50 лет назад вступил в строй Сыктывкарский лесопромышленный комплекс

Существует официальная дата рождения Сыктывкарского ЛПК – 25 июня 1969 года. В 2019 году комбинату исполнилось 50 лет. Полувеку упорного труда, внедрения передовых технологий, развития производства, достижения рекордов и лидерских позиций в отрасли предшествовал долгий путь защиты самой идеи строительства промышленного гиганта в Республике Коми.

Панорама общего вида ЛПК. Октябрь 1965 г. Фото из фондов Национального музея РК.

На месте Слободы

Впервые идеи о строительстве на средней Вычегде целлюлозно­бумажного комбината прозвучали в 1930­х годах. Прозвучали и вскоре затихли: слишком тяжелым было время, отмеченное войной, разрухой и восстановлением народного хозяйства.

Но в 1952 году на прием к председателю Совета министров Коми АССР приехал из Ленинграда сотрудник проектного института Николай Тюрнин. Уроженец Усть­Куломского района республики, он очень переживал за лес, который любил всей душой: еще в тридцатых годах молодому инженеру Тюрнину было поручено провести изыскания на лесных массивах Коми. Тогда здесь заготавливались сотни тысяч кубов «зеленого золота», при этом потери древесины были огромны и исчислялись миллионами рублей. Из ста вагонов, отправленных в другие области, перерабатывалось лишь 53, остальные 47 пропадали. А между тем из одного кубометра древесины можно получить полтора центнера целлюлозы. Душа у Николая Тюрнина болела и за столицу Коми, где тогда и в помине не было ни театров, ни вокзала, ни аэропорта, ни крупных промышленных предприятий.

Идеей построить рядом с Сыктывкаром лесопромышленный комбинат Николай Тюрнин заразил тогдашнего председателя Совмина республики Зосиму Панева. Да так, что тот сделал это делом своей жизни. Зосима Васильевич хорошо понимал, что лесные богатства Коми были не только достоянием края, но и огромным ресурсом для деревообрабатывающей и целлюлозно­бумажной промышленности. 370 миллионов кубометров леса из 2,5 миллиардов, которыми обладала Коми АССР, находились в бассейне рек Вычегда и Сысола, то есть примыкали к Сыктывкару. Именно благодаря лесным запасам Коми АССР должна стать форпостом развития лесной отрасли, а крупный ЦБК – стимулом для развития всего региона, его промышленности, образования и культуры.

Митинг в честь пуска ЛПК. В центре – первый секретарь Коми обкома КПСС И.П.Морозов. Слева – директор ЛПК О.А.Ширяев. 25 июня 1969 г.
Фото из фондов Национального музея РК.

Между тем до решения Совета Министров СССР о строительстве комбината было еще далеко. Только в 1958 году Совмин СССР издал постановление о выборе площадки для будущего ЦБК. На месте стройки в северной тайге начались геологические изыскания, группа сотрудников «Ленгипробума» под руководством главного инженера Николая Тюрнина приступила к подготовке проектно­сметной документации, а власти Сыктывкара, не дожидаясь ее утверждения, на свой страх и риск приступили к возведению временного поселка для строителей комбината в районе села Слобода, на месте нынешней Эжвы. И, наконец, в 1961 году началось строительство предприятия, получившего название «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс».

Немногие знают, что комбинат мог появиться в 40 километрах от Сыктывкара – местечке Кэччойяг. Причины очевидны: рядом вода, песчаный грунт – благодаря этому проект обошелся бы процентов на двадцать дешевле. Но руководителям Коми АССР удалось отстоять строительство СЛПК ближе к городу.

Фундамент главного корпуса ЛПК. Июль 1965 г. Фото из фондов Национального музея РК.

– Если бы построили комбинат там, то не было бы Эжвы, и город ничего бы не получил. Был бы обыкновенный промышленный поселок. Тогда решение критиковали, но очень скоро его смысл и дальновидность Зосимы Панева стали очевидны, – говорит один из первых строителей СЛПК Герман Николаев.

В его просторном доме на почетном месте висит огромная панорамная фотография комбината – подарок его нынешнего директора Клауса Пеллера. Рассказывая о предприятии, Николаев дотягивается указкой до объектов, на месте которых когда­то высилась непроходимая тайга.

Сегодня он и его коллега Юрий Куклин, отвечавший за монтаж всего оборудования, уверены, что комбинат обеспечил треть потенциала всей республики. «Без него бы ни нефтяники, ни газовики ничего бы не сделали. Он же был крупнейшим в Европе, поэтому и ресурсы сюда потянулись. И лесная промышленность без СЛПК так не поднялась бы, и в целом развития не было бы. Сколько комбинат сюда привлек, и сколько, в свою очередь, дал республике! Это не просто градообразующее, а регионообразующее предприятие», – говорят ветераны­строители.

На строительстве главного корпуса. Дата неизвестна. Фото из архива Монди СЛПК.

Ода сапогам

Забор, вышки, колючая проволока, прожектора – таким застал будущий комбинат на заре его создания Геннадий Чурбанов, пришедший на предприятие в октябре 1961 года – задолго до его открытия. О стройке он узнал будучи студентом­дипломником от научного руководителя, заведующего кафедрой московского вуза. «Сынок, начинать жить советую с белого листа и с серьезного дела», – сказал преподаватель талантливому выпускнику, вместе с которым разрабатывал оборудование для обезвоживания древесной коры. Такого в Советском Союзе еще не было. При распределении после института парня хотели направить в один из тысяч леспромхозов, раскиданных по всей стране. «А мне, говорю, надо на Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», – вспоминает он. «А такого нет», – отвечают. «Я в ответ: конечно, нет, он еще только будет строиться». Деканом факультета, где учился Чурбанов, был, к счастью, выходец из Республики Коми. Он похлопотал, чтобы молодого специалиста направили в республиканский совнархоз: «А там уж он пробьется, куда надо». «И я пробился», – с гордостью говорит Чурбанов.

Бюджет будущего комбината был скудным до смешного, штатное расписание – на 12 человек: начальник техотдела, начальник технадзора, главбух… «Для меня оставалась должность инженера­сантехника. Я согласился: ставьте кем угодно, только возьмите». Каждый день вместе с коллегами молодой специалист ездил на работу по грунтовой дороге от деревянной гостиницы в Сыктывкаре. «Машина часто застревала, мы сами ее и толкали. На долгие годы мы забыли о другой обуви, только резиновые сапоги, – улыбается Геннадий Чурбанов. – А зимой мы их меняли на валенки».

Комсомольско-молодежная бригада СМУ-4 Бориса Закиматова (стоит с флагом стройки). 1965 г. Фото из фондов Национального музея РК.

Хвалу сапогам продолжает бывший начальник отдела капстроительства СЛПК Валентин Стариков. Ветеран комбината, которому тогда было 28 лет, вспоминает забавную историю, произошедшую с супругой, приехавшей в Сыктывкар вслед за мужем в 1965 году.

– Прилетела она ко мне в белых туфельках. Я ее встретил в аэропорту и спрашиваю: «Ты куда приехала? В туфлях!». «А что?» «Сейчас увидишь!» От Сыктывкара до Эжвы супруги доехали «быстро» – за час двадцать (теперь этот путь занимает 15­20 минут). А дальше молодой муж взял жену на руки и нес до самого магазина. Оттуда Зиночка вышла уже самостоятельно – в блестящих резиновых сапогах. Так и началась наша жизнь здесь, – с улыбкой вспоминает ветеран.

О попытке пощеголять в туфельках вспоминает и ветеран Лидия Жабкова, приехавшая на комбинат в 1967 году в составе группы из двадцати ребят и девчат, только окончивших колледж.

– Нам выделили комнату в пожарном депо. И захотелось нам в клуб на танцы, а где он – не знаем, – вспоминает она. – Вышли на центральную дорогу, и тут остановилась машина. Девочки полезли через борт, а мы с подругой побоялись.

Оказалось, не зря. В машине оказались условно заключенные, строившие комбинат в начале 60­х. За поворотом и девочки это поняли, и со страху стали на ходу прыгать из кузова. И туфли побросали в машине, кто­то даже документы там оставил. После этого девчат переселили в трехкомнатую квартиру, а сами они на всю жизнь усвоили суровый урок: больше ни в одну машину не садились, как далеко ни надо было идти.

Перед началом рабочей смены на строительстве комбината. 60-е годы. Фото из архива Монди СЛПК.

Всесоюзная комсомольская

Темпы строительства СЛПК были впечатляющими, предприятие росло на глазах. Параллельно строили и жилье. Переломным моментом в возведении гиганта на Вычегде стал 1963 год, когда стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской. Высокий статус стал сигналом для сотен молодых специалистов со всей страны.

А Сыктывкар все еще оставался небольшим, деревянным городом. Вот аэропорт, вот площадь, вот драмтеатр, вот река. И все. От педагогического института до вокзала – только километры пустырей и грядки с картошкой. На месте Эжвы была маленькая деревушка Слобода. Слободской рейд, о котором сейчас мало кто помнит, был побольше: там располагалось предприятие, которое занималось выкаткой древесины из реки на берег. Многие строители комбината сегодня вспоминают об этом поселке с благодарностью – как о месте, где началась их карьера.

Члены Государственной комиссии по приему в эксплуатацию первой мощности СЛПК на митинге 25 июня 1969 г. Фото из фондов НМ РК.

Кадры решают все

Прибывающих специалистов встречали на предприятии радушно. С высшим образованием или без, с опытом работы или без него – работу находили всем и всегда. Люди при ударных темпах строительства комплекса оказывались самым ценным ресурсом. Молодым давали жилье, социальные гарантии, хорошие оклады и должности.

О принципиальной позиции относительно условий жизни сотрудников строящегося СЛПК в своих мемуарах «Вехи большого пути» написал Зосима Панев. Удивительно, но при строительстве комбината обошлись без брезентовых палаток, передвижных балков, как часто бывало на масштабных стройках в СССР. Новое жилье возводилось параллельно с корпусами комбината.

Предметом гордости первых строителей стали четыре многоэтажных дома на улице Космонавтов – развивалось панельное домостроение, создавались условия для специалистов из крупных городов, с других предприятий.

И пусть плиты в первых жилых домах надо было еще топить дровами, но те годы ветераны комбината вспоминают как время необычайного оптимизма и всеобщего подъема.

– Эжва всегда стояла особняком от Сыктывкара, – утверждает Геннадий Чурбанов. – В ней царило братство. Братский дух появился вместе с комсомольской стройкой. Дух особый: нам доверяли, на нас надеялись. Благодаря тому задорному комсомольскому поколению и вырос наш замечательный район.

Эжва до сих пор очень сплоченная. Патриотизм и любовь эжвинцев к своей малой, а для кого­то второй родине – отголоски той эпохи. «Эжва не только чистая и уютная, она – дружная», – отзывается о ней и сегодняшняя молодежь.

Летчик-космонавт СССР Борис Волынов при посещении ЛПК, у пульта бумагоделательной машины. 1969 г. Фото из фондов НМ РК.

Большое видится на расстоянии

«Сыктывкарский лесопромышленный комплекс – это город в городе», – не устают повторять его работники. Осознать гигантский масштаб комбината, этого беспрецедентного для нашего региона проекта, можно уже в наше время, когда количество сотрудников предприятия равно числу жителей небольшого города, а события, уместившиеся в 50 лет долгого пути, исчисляются тысячами.

А тогда, за несколько лет до официального открытия СЛПК, события только набирали ход. В 1965 году рационализаторы предприятия уже вовсю применяли современнейшие по тем временам технологии варки целлюлозы, в 1966­м были образованы цех высоковольтных сетей и электроремонтный цех, через год запущен цех промышленных стоков. В 1968 году на предприятии прошла конференция женщин, и через полгода по ее решению открылся детский лагерь «Орленок», где дети работников еще строящегося предприятия проводили летние каникулы. Кстати, и железная дорога появилась в столице Коми благодаря СЛПК. Она строилась параллельно с жильем в Эжвинском районе. Непросто было выбить для Коми глубинки ценную сталь, тогда ее распределял Совет министров СССР. Но стройка в Коми АССР уже вошла в число промышленных приоритетов страны, поэтому тысячи тонн стали для строительства железной дороги планомерно отправлялись на Север.

Как бы дружно, слаженно и профессионально ни работал огромный коллектив строителей и монтажников, обойтись без ЧП не удалось. Сейчас строители Герман Николаев и Юрий Куклин вспоминают о нем с юмором, но тогда было не до смеха.

А дело было так. В декабре 1968­го происходила первая пробная варка целлюлозы.

Образец целлюлозы с той первой варки Герман Николаев, как и другие участники исторического события, хранит до сих пор. Присутствовать при нем собрались руководители и работники СЛПК, японские инженеры, первые лица обкома партии, коллеги с других комбинатов.

Варочный котел – это печь непрерывного действия, по­простому – бак­накопитель высотой шесть метров, накрытый крышкой и заканчивающийся длинной трубой, выходящей наружу. Монтажники сделали свое дело идеально, подписали акт. Договора на испытание этой конструкции не было – по той причине, что работает она обычно по законам физики – без перебоев и неожиданностей. Но главный механик комбината Владимир Демоненко настоял на испытаниях. Дело было летом. Поставили заглушку толщиной 3 мм, которая закрыла отверстие в 25­метровую трубу. Когда испытания отложили, о заглушке благополучно забыли. А осенью, при водной варке, забытую всеми заглушку всосало внутрь, под давлением в ней образовалась щель. Когда дело дошло до первой пробной варки целлюлозы, все вроде бы шло по плану: пар уходил в атмосферу через образовавшуюся в заглушке щель. Взяли пробу – тоже без нареканий. В столовую, где по этому поводу устроили праздничный ужин, торжественно принесли первую целлюлозу. И вдруг в 4 утра из диспетчерской сообщили, что приборы зашкаливают. Отправили специалиста поставить еще один манометр на трубу, и в этот момент рвануло. Да так, что вся Эжва проснулась – оторвало трубу, массу раскидало на полкилометра. К счастью, никто при взрыве не пострадал. Только из­за короткого замыкания встала ТЭЦ. Необходимо было срочно устранять последствия. Люди сутками не уходили с объекта, работали в сильный мороз – и через десять дней уже снова варили целлюлозу.

31 марта 1969 года произошло событие, с которого начнется отсчет выпуска продукции СЛПК – пуск картоноделательной машины. Параллельно коллектив СЛПК готовится к главному событию – приемке государственной комиссией в эксплуатацию первого технологического потока СЛПК. В среду, 25 июня 1969 года под историческими актами поставили свои подписи главный инженер СЛПК Н. Балин, главный инженер треста «Сыктывкарспецпромстрой» В. Веретнов, главный инженер Сыктывкарского техучастка Северного речного пароходства В. Тархов и строитель главного корпуса Г. Николаев. После этого документы были переданы директору СЛПК – Олегу Ширяеву. Они и сегодня хранятся на предприятии.

Полина РОМАНОВА