Итоги первой бизнес-пятилетки

подвели в Центре предпринимательства и инноваций Сыктывкара

Городскому Центру предпринимательства и инноваций Сыктывкара исполнилось пять лет. За эти годы специалисты Центра провели тысячи консультаций, десятки семинаров и форумов, обучили сотни потенциальных предпринимателей и обрели множество друзей и партнеров. Об итогах бизнес-пятилетки нам поведала директор Центра Ольга Муллаянова.

Рукой подать

В 2013 году в администрации Сыктывкара решили, что путь предпринимателей к муниципальной власти нужно сделать короче. Чтобы получить консультацию или подать документы на субсидирование, им приходилось обращаться к муниципальным чиновникам в отдел предпринимательства и торговли мэрии. В обязанности его специалистов входило консультирование предпринимателей по всем вопросам, касающимся взаимодействия с госорганами, налоговой, получения грантов и т. д. и т. п. При этом никто не освобождал их и от другой работы. Началом сокращения дистанции стало постановление о создании городского Центра предпринимательства и инноваций, который 29 мая 2014 года торжественно открылся в центре города, на Коммунистической, 46. Хотя учредителем Центра была администрация города, при этом он стал самостоятельной некоммерческой организацией, которая может и зарабатывать, чем существенно облегчает нагрузку на городской бюджет.

Уже вскоре после открытия предприниматели потянулись в просторные помещения Центра. Времени и места тут хватило всем. Правда, сегодня уже бывают и очереди – в дни приема заявок на субсидирование. Предпринимателям выгодно арендовать помещения в Центре по льготной цене: во время становления бизнеса каждая тысяча на счету.

Первые обращения в Центр касались видов господдержки и субсидирования. Это самое простое, чем помогают 14 специалистов центра. Юрисконсульт поможет составить исковое заявление в суд. Специалист по вопросам образования – организовать семинар, организатор выставок пригласит на ярмарку и поможет реализовать продукцию, а еще тут в любую минуту просто поддержат и напоят чаем.

– Наших подопечных мы не разделяем: среди них ИП, ООО, физлица, те, кто еще не занимается предпринимательством, а только задумывается над этим, студенты, – говорит директор Центра Ольга Муллаянова.

За организацию Универсальной ярмарки «День республики – выбирай наше!» МБУ «Городской центр предпринимательства и инноваций» Сыктывкара получил диплом победителя конкурса «Торговля России-2019», организованного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Бизнес из хобби

В Центре поддержки предпринимателей работает школа. Учеба в ней бесплатная, но берут не всех. Обычно конкурс составляет два человека на место. Не рекомендуют тратить свое время на курсы тем , кто полагает, что бизнес – способ получать деньги, не работая. Отсев происходит на первом же собеседовании. С утверждением о том, что только 6% населения Земного шара имеет предпринимательскую жилку, Ольга Муллаянова согласна.

– Перед тем как зачислить в Школу предпринимательства, мы проводим собеседование. Кто-то отсеивается сразу, а кто-то начинает с энтузиазмом, но, походив на несколько занятий, понимает, что это не его, в чем честно признается. Мы убедились, что не все способны к ведению своего бизнеса, – говорит она.

В общем-то, претенденту достаточно задать один вопрос: «Кто такой бизнесмен и что вы хотите от собственного бизнеса?». «Неправильным» ответом будет «хочу денег заработать» или «я хочу не работать». Обычно на это Ольга замечает, что за всю жизнь еще не встречала ни одного предпринимателя, который мог бы себе взять полный отпуск. «А вы такого знаете?» – спрашивает она претендента.

Идеальный ответ, по ее мнению: «Я хочу свое хобби превратить в бизнес».

– Это главный девиз успешных бизнесменов, и каждый, кто из себя что-то представляет и добился успеха, именно так и сделал. Известный лозунг «сделайте работой хобби, и вам не придется работать ни одного дня» очень верен, – считает директор Центра.

Зато как приятно спустя время встречать выпускников Школы будущего предпринимателя в жюри отраслевых конкурсов, среди спикеров профессиональных семинаров и бизнес-форумов, наблюдать, как они растут, и самим становиться их клиентами.

За пять лет в Центре сформировали настоящий институт наставничества. Костяк наставнического проекта «Маяк бизнеса» – выпускники президентской программы. Они с энтузиазмом делятся своими знаниями с начинающими и потенциальными предпринимателями, бесплатно проводят экспертные панели, дают консультации. При этом понимают, что, возможно, растят себе конкурентов, но цеховая солидарность важнее.

Еще одна сфера деятельности Центра – формирование финансовой грамотности, начиная со школ. И тут в дело тоже вступают эксперты от бизнеса, обученные в Центре. Это тьютеры-волонтеры, которые, в свою очередь, могут подготовить следующих экспертов, которые пойдут «в массы».

25 мая в городском Центре ремесел по традиции отмечался День предпринимателя. В этот день городские власти приглашают своих бизнес-партнеров, чтобы выразить им свою благодарность и поддержку, а главное, дать им возможность отдохнуть и пообщаться. В 2019 году Центр предпринимательства и инноваций Сыктывкара провел День предпринимателя уже в пятый раз. Перепробовав разные формы: мастер-классы, выступления именитых бизнес-тренеров, круглые столы, семинары – в Центре пришли к классической форме Дня предпринимателя. Торжественная часть, плавно перетекающая в неформальную, собирает более сотни столичных бизнесменов и представителей мэрии. Им есть что сказать друг другу, но главное слово на этой встрече – «спасибо».

Детский сад для бабушек

Вопреки расхожему мнению, самой популярной сферой, в которую направляют свой потенциал предпринимателя, является отнюдь не торговля. Сегодня в тренде – сфера услуг и социальное предпринимательство. Зашкаливают по популярности при защите бизнес-планов различные детские комнаты. Но самым интересным из последних специалистам Центра показался детский сад… для пожилых людей. Автор этой идеи сама столкнулась с этой проблемой. «Моей бабушке скучно», – пожаловалась она во время учебы, будучи уверенной, что ее бабушка не одна такая. Суть идеи состоит в том, что утром бабушек отводят в подобие детского сада, где их ждет завтрак, игры, мастер-классы и общение с такими же «скучающими» подружками. Сейчас авторы этого бизнес-плана готовятся к его защите.

– Мы были удивлены, а они полны решимости претворить свою идею в жизнь. «У меня есть проблема, и я хочу ее решить» – так в последнее время начинается бизнес у многих. Они понимают, что их проблема не уникальна и готовы вложиться, чтобы решить ее, – говорит Ольга Муллаянова.

Интересные проекты рождаются в студенческой среде, недавно студенты защищали идею по созданию флористической мастерской для детей, где юные флористы сами будут выращивать цветы и формировать свой вкус, создавая композиции, при этом творчески проводить время. Из пока невоплощенных был в практике Центра смелый, но хлопотный проект по кремации животных. У идей, связанных с братьями нашими меньшими, большое будущее именно в городах.

Через Центр прошли и стоматологические клиники, и планетарий, и детские обучающие центры. В столице Коми успешно работают домашние пекарни и мини-кофейни. Все они проходят свою эволюцию, начиная от внешнего вида и заканчивая философией бизнеса. А компания «Кофе смайл» не только прочно заняла свою нишу, но и разработала собственную франшизу. В Центре гордятся и одним из самых молодых бизнесменов, 23-летним Николаем Мининым, занявшим нишу поставки правильного питания. В Центре признаются: у вчерашнего студента были сомнения, но все получилось, и Good food готов расширяться.

– Решающим в становлении этого бизнеса стало его увлечение спортом и трудолюбие, – вспоминает Ольга Муллаянова. – Он отучился у нас, поверил в себя. Мы поддерживали и консультировали Николая. Сегодня у него куча клиентов, отличная база, он доставляет питание с определенными калориями спортсменам, желающим похудеть, сотрудничает с клубами. Я тоже в числе его клиентов: это вкусно, удобно и перспективно.

Объявляя очередной конкурс на гранты, Центр каждый раз ждет идей, связанных с инновациями. И такие уже были: зуботехники придумали свою систему, применив технические новшества, получили патент и работают. Были ребята, которые сами собирают станки, но пока это единичные случаи. «Мы ждем «вау-идею», – говорит директор Центра.

Возможно, эти «вау-идеи» уже зреют в мозгах юных участников конкурса «Бизнес глазами детей», который Центр провел осенью. И специалисты центра, и его партнеры были просто потрясены.

– Дети видят бизнес так, как взрослые и представить себе не могут. Они ничем не ограничены, у них свободный взгляд и много смелости, – рассказывает Ольга Муллаянова. – На конкурс пришло 95 заявок – и не только из Сыктывкара. Жюри заседало девять часов! У них летают коптеры, вырастают фермы, открываются кафешки, ходят роботы. И это достойные бизнес-планы. Дети готовы заниматься бизнесом. Новое поколение растет прекрасным и смелым.

Помогать – выгодно

В Центре подсчитали, что, вкладывая в субсидирование малого бизнеса, получают отдачу в три раза больше. Прямая поддержка малого бизнеса эффективна, помогать выгодно – считают специалисты. Помогать и поддерживать предпринимателей тут готовы ежедневно с восьми до восьми. И даже вне рабочего времени. Что же получает город взамен? А взамен – возрождение традиций меценатства. Тут впору вспомнить усть-сысольских купцов Сухановых, Латкиных, Комлевых и других, вкладывавших в развитие северного города тысячи тысяч. Размах у предпринимателей XIX века был, конечно, пошире, но мы в самом начале пути формирования крепкого среднего класса – современного купечества.

– На просьбу помочь с подарками детям наши предприниматели откликаются в течение часа, помогают с организацией праздников, с питанием, с торговлей выпечкой, даже если это нерентабельно для них. В рамках соглашения о частном партнерстве они помогают привезти на городские праздники музыкальные группы или отдельных исполнителей, устраивают новогоднюю иллюминацию, – перечисляет Ольга Муллаянова. – Сейчас таких соглашений тринадцать, причем с инициативой о помощи выходят сами предприниматели. Они хотят помогать родному городу. Их помощь не афишируется, но она огромна.

Сейчас популярно понятие «социального предпринимательства». Но в Центре его применяют к каждому бизнесмену, чем бы он ни занимался.

– Этот человек кормит семьи своих работников, он дает им рабочие места, отправляет в отпуск, он сам придумал свой бизнес, дает перспективу своим детям и детям сотрудников, дает возможность независимости, платит налоги. В наше время это настоящие герои, очень достойные люди. Это наша основа – наш средний класс. Я их очень ценю и уважаю. Им непросто, но они стойкие и уверенные. И при этом оптимисты, – объясняет директор Центра.

Полина РОМАНОВА

Фото предоставлено Городским центром предпринимательства и инноваций Сыктывкара