9 правил успешного бизнеса

Успешный бизнес — это последовательность правильных решений. Раздумывая, как поступить, начинающие предприниматели нередко ставят подножки собственному делу. В этой статье рассказываем, как не допустить типичных ошибок и преуспеть в бизнесе.

1. Научитесь делегировать

Бизнес, который держится на одном человеке, невозможно масштабировать: ни один предприниматель не может уметь и успевать всё. Делегирование полномочий не означает потерю контроля — наймите специалистов, которым доверяете, и позвольте им выполнять свою работу. Если кажется, что вокруг ни одного профессионала, пересмотрите подход к поиску кадров.

2. Анализируйте и планируйте

Предположим, вы хотите продавать коврики для йоги в городе, где недавно закрылся единственный йога-центр. Вы решили, что людям больше нравится заниматься дома, а оказалось, что йога никому не нравится, как вид физической активности, и коврики никому не нужны. Чтобы такого не случилось, изучите рынок и узнайте максимум о выбранной нише. Обратите внимание на предложения конкурентов, запросите расценки 10-15 поставщиков и составьте хотя бы схематичный бизнес-план. Опирайтесь не на предположения, а на цифры, чтобы точно определить преимущества и слабые стороны своего продукта относительно рынка.

3. Поймите свою целевую аудиторию

Незнание целевой аудитории и её поведения ведёт к самым нелепым и обидным ошибкам. Например, именно из-за них реклама автомобилей премиум-класса появляется в метро и на остановках общественного транспорта. Без портрета целевой аудитории сложно выбрать подходящий канал продвижения и выстроить модель продаж, которая соответствует привычному поведению потребителя. Понимая аудиторию, вы сможете обращаться к клиенту напрямую и преподносить такой продукт, который решит его проблему — и будет по-настоящему нужен.

4. Используйте сильные маркетинговые инструменты

Невнимательное отношение к маркетинговым инструментам приводит к тому, что бюджет расходуется, а затраты не окупаются. Непродуманная воронка продаж (путь клиента от знакомства с продуктом до покупки), реклама в соцсетях без сегментирования аудитории — и вот вы продаёте не так и не тем. Маркетинговые инструменты помогают привлечь наиболее релевантную аудиторию, только если исходные параметры заданы корректно. Наивно также обращаться в маркетинговые агентства за гарантией бума продаж. Агентства способны обеспечить трафик, но за качество продукта и действительную уникальность торгового предложения они не отвечают — это задача самой компании.

5. Применяйте разные методы продаж

Понаблюдайте за тем, как работают известные бренды вроде McDonalds или Wildberries. В кафе к напитку на вынос вам предложат десерт, а на сайте к помещённому в корзину платью — модный ремешок. Это метод перекрёстных продаж, позволяющий продавать больше. А если в магазине обуви вместо модели из искусственной кожи вам предложат ботинки из натуральной подороже, это up-sales — продажи, направленные на увеличение среднего чека. Позаботьтесь о клиенте и продавайте ему товары, о которых он не успел подумать, используя разные приёмы продаж.

6. Заботьтесь о старых клиентах

В погоне за новыми клиентами не забывайте о старой, более лояльной аудитории, которой проще решиться на покупку. Её удержание потребует меньше ресурсов, чем привлечение новой, а на объёме продаж скажется положительно. Анализируйте потрет лояльного потребителя — это даст возможность расширить охват за счёт пользователей, похожих на него по поведению.

7. Пробуйте новое

Даже самые стабильные и узнаваемые компании время от времени решаются на ребрендинг и стараются удивить клиента, освежить восприятие продукции. Бизнес требует готовности к переменам: от увольнения неэффективного сотрудника, работающего с момента основания фирмы, до экспериментальной рассылки. Говорите «да» соцсетям, оборудованию последних моделей и специалистам, применяющим нестандартные методики, чтобы не отстать от конкурентов. Если в чём-то не разбираетесь, найдите человека, который подскажет или возьмёт это на себя.

8. Не экономьте на всём подряд

Стремление минимизировать расходы объяснимо, особенно на первых этапах развития бизнеса. Но не стоит из экономии снимать помещение с протекающей крышей, покупать оборудование б/у, отказываться от консультаций специалистов и нанимать стажёров и родственников без опыта в сфере вместо профессионалов. Офис, сотрудники, техника — всё это ресурсы, без которых не будет бизнеса. Если качество этих ресурсов оставляет желать лучшего, результат будет таким же.

9. Не пренебрегайте формальностями

Расплатились за покупку офисной техники наличными и не взяли чек? Скачали из интернета типовой договор аренды нежилого помещения? Не взяли расписку? То, что кажется пустыми формальностями, — зачастую важные юридические нюансы, соблюдение которых обязательно для ИП и организаций.