Нить Маргариты

Пряха из села Визинга поделилась с нами секретами своего ремесла

«Ты, матушка, дом не забывай, ты, матушка, дом знай. А если кто-то в свой хлев заведет, через забор прыгни и домой приходи. Пусть у тебя всегда будет такая красивая и теплая шерсть». Так в переводе с коми звучит семейная присказка, которая передавалась из поколения в поколение, и Маргарита Ермолина, урожденная Белоногова, так же приговаривала, отрезая прядку со лба овцы и проводя ею по овечьему носу. Без этого мама Маргариты Александровны не начинала стрижку овец. Стрижки было две – летняя, перед тем, как овцы переселялись в хлев с наступлением холодов, и зимняя – перед первым выходом на едва зазеленевшие лужайки.

Точное число прях в коми селах не сосчитать – статистику никто не ведет, но мастерица утверждает, что прядут многие – и не только бабушки, но и женщины среднего возраста и даже молодежь. А еще лет сорок-пятьдесят назад пряли практически в каждом доме. Не случайно будущий всемирно известный живописец Василий Кандинский вдохновился во время своего краткого путешествия к зырянам именно прялками. А во время Великой Отечественной войны коми пряхи отправляли на фронт бойцам бандероли с теплыми носками и варежками вместе с ягодами и сушеными грибами.

 

Крутись, веретено…

Сейчас пряха и кукольщица из села Визинга Сысольского района Маргарита Ермолина убеждена, что все по-настоящему важные и полезные дела начинаются с любопытства.

– Мама вечерами пряла. Телевизора у нас не было, я сидела и смотрела, как у нее получалась нить. Потом мама уйдет корову доить, я сяду на ее место и пробую делать так же, но ничего у меня не получается. Первое время мама меня ругала: «Вот снова Рита пришла, все мне запутала!». И вот первый, второй, третий, десятый раз я все пробую и пробую. Смотрю внимательно и не понимаю, как веретено крутится, да еще и и нитка получается, – вспоминает она.

Даже под присмотром мамы веретено так и норовило вырваться из непослушных пальцев. Мама терпеливо объясняла: «Надо, говорит, тремя пальчиками крутить веретено к себе, а чтобы оно крутилось и нитка не оборвалась, второй рукой вот так шерсть из пучка вытягивать. Если пучок выходит большой, надо его тихонечко растягивать. Как нитка наполнится, надо узелок открыть, намотать дальше на веретено, снова сделать закрепляющую петлю и продолжать», – передавая слова мамы, Маргарита Александровна потихоньку учит и меня.

Сколько ниток было оборвано за время учебы, сколько потрачено нервов – не счесть. Но уже лет в девять Рита смотала первый самостоятельно спряденный клубочек. А в десять уже носочки связала из шерсти, что сама спряла.

Вслед за старшей сестрой прясть начала и младшая сестра Маргариты Александровны – тоже потому, что в детстве проявила интерес к старинному занятию. Самая старшая сестра и брат не увлеклись прядением. Это, по мнению мастерицы, главное условие любви к своему делу: не принуждение, а настоящий интерес. Из ее домочадцев к старинному ремеслу его проявил зять – его и обучила. Прядут и некоторые из учениц мастерицы, впервые попробовав ремесло на мастер-классе.

– Захотят внуки – научу и их. Но заставлять не буду, – говорит Маргарита.

Только чистая шерсть

В Визинге уроженка Усть-Кулома Маргарита Ермолина живет в общежитии, поэтому овец держать не может. Шерсть ей приносят овцезаводчики. А когда-то она лихо и бережно стригла овец старинными ножницами, доставшимися ей от мамы, а той – от бабушки. Других не признает и сейчас: «Этими же удобнее». Маргарита, как когда-то мама, никогда не моет шерсть. Надо содержать овец так, чтобы они были чистенькими, считает она. Грязную шерсть, которую приносили маме, она сразу кидала в печь. Этап стирки наступает только когда спряденная шерсть собрана в т\б (моток).

Но до этого состриженную шерсть надо очистить от мусора, колючек, травинок и вычесать. Показывая, как это делается, мастерица достает «музейное» чесало – еще один старинный вид утвари, активно эксплуатирующийся в ее семье и в XXI веке. Вычесанная шерсть складывается в тряпичные мешки. Она не терпит влажности, поэтому хранят ее на печи или антресолях. Кстати, настоящие знатоки модного нынче фелтинга (валяния из шерсти) предпочитают валять свои изделия не из купленной в магазине, а из такой шерсти. Из мешков расправленная шерсть порциями отправляется на изголовье прялки. Мамина прялка сгинула, сокрушается Маргарита. Теперь служит ей прялка свекрови. Она у нее старинная, «настоящая», вырезанная из ствола с корневищем, на котором и сидит пряха. Современные прялки делают из двух деталей, складными, портативными.

Спряденную нить с веретен ссучивают в двухнитку для прочности. Спряденную шерсть хранят в мотках, сматывая в свободные клубки только перед тем, как начать вязать, иначе она потеряет «воздушность», спрессуется. Некоторые мастерицы красят нити травами, луковой шелухой или современными анилиновыми красками. Маргарита и ее дочь вяжут из некрашеной. Да и она хороша: в зависимости от овечьей масти получается белая, серая, черная или с голубоватым оттенком. Кстати, не всегда изделия из природной шерсти «кусачие».

– Колючие носки и свитера получаются от «мальчиков» или от старой овцы. От молодой овцы шерсть мягонькая и ласковая. Как правило, жесткую смешивают с мягкой, а еще с первой шерстью подросших ягнят, – объясняет Маргарита.

Хранительница родового ремесла не чужда и к экспериментам. Не раз ей приносили спрясть на заказ целебную собачью шерсть.

– Вот из кошачьей прясть не получится: больно короткая, а из собачьей вполне. Иногда встречаю на улице пуделя и думаю: вот из твоей шерсти замечательная бы получилась пряжа! – смеется она.

А еще Маргарита Ермолина делает уникальных народных кукол и вяжет по-особому, с удвоением нити и с «коми резинкой», образующей диковинный бортик. Но это уже совсем другая история…

Полина РОМАНОВА

Фото автора

Благодарим Музей истории и культуры Сысольского района за помощь в организации фотосъемок