В любую точку республики

Программа развития санитарной авиации в Коми направлена на скорейшую доставку пациентов к медикам

Летом 2019 года в рамках реализации федерального национального проекта «Здравоохранение» Правительство Республики Коми утвердило региональный проект «Развитие первичной медико-санитарной помощи», одной из его составляющих стала программа развития санитарной авиации до 2024 года. Учитывая расстояния между населенными пунктами в Коми и труднодоступность многих из них, это направление можно назвать стратегически важным. Санитарную авиацию в регионе представляет республиканский Территориальный центр медицины катастроф.

  

Из единого центра

– Цель региональной программы по развитию санитарной авиации – в увеличении количества пациентов, госпитализированных в медицинские учреждения по экстренным показаниям в течение первых суток. Ведь в экстренных ситуациях со здоровьем дальнейшее самочувствие и жизнь пациента зависят от того, насколько быстро он попадет в больницу, – рассказывает главный врач ТЦМК, кандидат медицинских наук Михаил Сурин. – Но раньше авиатранспортом мы могли госпитализировать до ближайшей больницы практически только пациентов из труднодоступных населенных пунктов, где есть лишь ФАП. А вот на авиаперевозку пациентов из городских и районных больниц в более оснащенные медцентры финансирования уже не оставалось. Но потребность в таких госпитализациях была большой. Ведь человек с инфарктом, скажем, в Усть-Цильме, не сможет получить помощь уровня республиканской клинической больницы или кардиоцентра – ему нужно в Ухту или Сыктывкар.

Поэтому первой составляющей региональной программы стало увеличение финансирования на летные часы. Второй – увеличение парка реанимобилей, что также поможет сократить время ожидания пациентом квалифицированной медпомощи. Третья и, наверное, самая главная составляющая – создание единого диспетчерского центра скорой медицинской помощи, санитарной авиации и медицины катастроф. То есть, по сути, присоединение ныне муниципальных станций скорой помощи к ТЦМК. «Это также направлено на то, чтобы пациент попал к медикам как можно скорее. В 2019 году в наше ведение перейдут «скорые» Сыктывкара, Ухты и Сыктывдинского района, в 2020-м – все остальные», – поясняет Михаил Сурин.

По словам Михаила Васильевича, по действующим правилам скорая доставляет экстренного больного по территориальному признаку, то есть в каком муниципалитете находится пациент – в ту муниципальную больницу человека и везут. И неважно, что до нее ехать, например, 100-150 км. Тогда как есть больница ближе, но расположенная уже в другом муниципальном образовании. Для «стирания» этих, во многом формальных границ, возможности везти заболевшего не в «свою», а в ближайшую больницу, и было решено создать единый диспетчерский центр.

Палата на колесах

Современные реанимобили – еще один залог того, что пациент благополучно доедет до медиков. В условиях больших расстояний и часто плохих дорог в глубинке важна и скорость передвижения авто с красным крестом, и его надежность, и комфорт для пациента и сопровождающей его врачебной бригады, и оборудованность всем необходимым для спасения жизни. Стоит ли сравнивать шансы на благополучное прибытие пациента в больницу на старом УАЗике или «буханке» и в оснащенном по последнему слову медицинской техники спецавтомобиле! Так что в октябре этого года парк Центра медицины катастроф пополнят сразу семь новеньких автомобилей скорой медицинской помощи класса С – реанимобилей.

По словам М. Сурина, это первая в республике столь массовая закупка машин именно этого класса – самых дорогих автомобилей скорой помощи. Они оборудованы на базе «Ford», в зимнем варианте, укомплектованы таким оборудованием, которые выдерживает и тряску, и случайные падения. Такая машина, по сути – реанимационная палата на колесах. Когда спецавто поступят, из Сыктывкара в большинство районов республики смогут выезжать за экстренными пациентами одновременно четыре реанимационные бригады, чередуясь друг с другом.

Деньги – на воздух!

Что касается летных часов – увеличение финансирования по этой части позволило существенно нарастить число вылетов. До вступления Коми в федеральную программу «Развитие первичной медико-санитарной помощи» в 2016 году на летные часы Центру медицины катастроф выделялось 100 миллионов рублей в год из республиканского бюджета. В 2017-18 годах – по 160 миллионов уже из двух источников: республиканского и федерального, а в 2019-21 годах будет выделяться по 250 миллионов рублей в год – также из обоих бюджетов. И с 2016 года число летных часов выросло с 550 до 1200 в год. На 1 сентября прошлого года ТЦМК смог совершить 112 вылетов, на 1 сентября этого – уже 165. При этом за два вылета в среднем вывозится три пациента, то есть людей, доставленных к медикам по воздуху, примерно в полтора раза больше.

– Это беспрецедентное вливание финансовых средств в данном направлении, благодаря которому пациенты оказываются там, где должны оказаться для получения квалифицированной медицинской помощи, вовремя, – подчеркивает Михаил Сурин.

Просьбы услышаны

Региональная программа, конечно, появилась не на ровном месте. С цифрами в руках, сколько жителей республики получили столь нужную для них медпомощь, а сколько – просто не смогли до нее доехать, руководство ТЦМК просило и добавить средств на полеты, и увеличить парк спецавтотранспорта, и выдвинуло идею создать единый со службой скорой помощи диспетчерский центр… Да, и еще просили о переезде в другое здание. Прежняя база в Сыктывкаре (четыре кабинета в здании по ул. Маркова) не давала возможности работать в нормальных условиях, проводить обучение в давно существовавшей при Центре Школе медицины катастроф.
Просьбы Центра медицины катастроф руководство республики услышало, инициативы поддержало, средства нашло. Итог – за первые семь месяцев текущего года в республике шансы на спасение получили на 110 человек больше, чем за аналогичный период 2018-го: число вывезенных только вертолетом пациентов с инфарктами и инсультами выросло с 40 до 130, к концу года разница наверняка составит еще больше. Разумеется, в этих цифрах – вклад не только ТЦМК, но львиная часть – все-таки его.

Тысячи спасенных жизней

Если же собрать воедино число эвакуаций в медучреждения и по воздуху (самолетами и вертолетами), и на автомобилях, в 2018 году зафиксировано 2200 случаев. В 2015-м их было 1200. Исходя из общего числа жителей Коми (по данным Комистата, в республике постоянно проживает 826 тысяч человек), плюс тысяча спасенных жизней – это много. Причем, вывозятся пациенты не только в Сыктывкар, Ухту и другие населенные пункты республики, но и в Москву, Питер, Нижний Новгород… По словам М. Сурина, Коми – один из немногих регионов России, кто так активно вывозит своих пациентов в федеральные медицинские центры. Это обусловлено особенностями республики: по Северо-Западу России у нас больше всего (две трети от общего числа) сел и поселков – труднодоступных или малонаселенных. А значит, без развитой санитарной авиации просто не обойтись.
Руководство Сыктывкара предоставило для Центра хорошо знакомое горожанам здание по ул. Бабушкина. Много лет тут располагался городской роддом, потом – Коми филиал Кировской медицинской академии, спустя время его было решено закрыть, здание освобождалось…

 – Я сам учился здесь в медакадемии, окончил ее в 2008 году, – рассказывает главврач ТЦМК. – Сразу после диплома пошел работать анестезиологом-реаниматологом в Коми республиканскую больницу, проработал там 8 лет. С 2012 года по совместительству трудился в ТЦМК и хорошо знал особенности работы Центра, в октябре 2016-го стал его главврачом. Когда филиал вуза закрыли, я стал просить мэра города Валерия Козлова дать это здание нам, мы постоянно участвовали в выставке «Достояние Севера», где показывали свои возможности, которые из-за нехватки площадей не получается использовать, напоминали о себе… Видимо, я с этими просьбами уже надоел (смеется), и в ноябре 2017-го мы получили документы на здание, а в феврале 2018-го переехали. После переезда удалось развернуться и со Школой медицины катастроф – в 2018 году обучение в ней прошли 2400 человек.

Обычный, средний день работы ТЦМК – 10-12 эвакуаций по всей республике, из них примерно один вылет на вертолете (используются только Ми-8 из-за их возможности летать на дальние расстояния) и один – на самолете (чартер или рейсовый). Намного чаще бывает эвакуация или реэвакуация (доставка пациента обратно домой) на автотранспорте. Очные консультации, несколько заочных телефонных… В итоге, скажем, в августе этого года сотрудники ТЦМК в режиме 24/7 оказали 33 консультации (с одной эвакуацией), 178 эвакуаций-реэвакуаций на автотранспорте, 32 вылета на Ми-8, 36 вылетов на рейсовом самолете и два чартерных авиарейса. В общей сложности – 251 случай оказанной помощи. Если умножить это на 12 месяцев – за год получается действительно много.

В теории и практике

В минувшем августе команда ТЦМК из трех фельдшеров стала победителем на первом межрегиональном конкурсе профессионального мастерства служб медицины катастроф и скорой медицинской помощи в Чебоксарах. В состязаниях приняло участие 18 команд, в том числе из Москвы, Нижнего Новгорода, Севастополя, Казани… Представители ТЦМК в общем зачете получили больше всего очков. Это первая их победа такого рода, ее можно назвать серьезным достижением. До этого команда медицины катастроф Коми занимала 11 место на Всероссийских соревнованиях служб экстренной медицинской помощи в Перми в 2016 году и 5 место среди 60 бригад скорой медицинской помощи на тех же состязаниях в 2018-м. Таких результатов получилось достичь за счет непрерывного повышения профессионального уровня и в теории, и в практике.

К слову, сегодня в ТЦМК РК заполнено 108 штатных единиц (в 2016 году была 81 единица), но работают 118 человек (многие врачи – по совместительству с другими республиканскими медучреждениями), из них 10 человек в Печорском филиале и 16 – в Ухтинском. Большинство – анестезиологи-реаниматологи. Имеются и остальные специалисты, чья специализация чаще всего нужна в медицине катастроф.

В последние годы население стало узнавать о существовании и работе ТЦМК благодаря постоянному присутствию Центра на выставке «Достояние Севера». На этот раз, в августе сотрудники ТЦМК продемонстрировали на Коми ВДНХ свои возможности и оборудование не только обычным посетителям – часть экспозиции была ориентирована на коллег. Уголок Центра вызвал большой интерес и у профессионалов, и у простых горожан, включая детей.
И это хорошо, что люди стали узнавать, кто стоит за спасением самых тяжелых и «труднодоступных» пациентов. Потому что сами эти пациенты редко благодарят своих спасителей. Не потому, что «невоспитанные», просто часто бригады ТЦМК везут своих пациентов в таком состоянии, когда те не могут что-то воспринимать, запоминать и просто говорить.
– Но мы и не ждем от них благодарности, – говорит Михаил Сурин. – Нам достаточно сознания того, что мы хорошо делаем свою работу.

Ирина САМАР
Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из архива ТЦМК РК

  • В 2019 году на реализацию региональных проектов федерального нацпроекта «Здравоохранение» в Коми направлено 1,7 млрд. рублей, это средства республиканского бюджета – 206,7 млн. рублей, средства федерального бюджета – 405,5 млн. рублей и средства ОМС – 1 065,3 млн. рублей.
  • Бюджет регионального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» на 2019 год составляет 115 200,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 65 636,8 тыс. рублей, республиканского – 49 563,2 тыс. рублей.
  • Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми утверждены планы-графики включения медицинских организаций в процесс создания и тиражирования «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» на 2019 год, создан региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи Республики Коми. Распоряжением Правительства РК утверждена Стратегия развития санитарной авиации.
  • Министерством здравоохранения Республики Коми предоставлена ГБУ РК «ТЦМК РК» субсидия в 2019 году на закупку авиационной услуги для оказания медицинской помощи с применением авиации в размере 80 000,0 тыс. рублей, в т. ч. за счет средств федерального бюджета 65 636,8 тыс. рублей. ГБУ РК «ТЦМК» заключен государственный контракт на закупку авиационных работ в целях оказания медицинской помощи с АО «Комиавиатранс».
  • Региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» направлен на улучшение доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи.