В обновленной труппе театра оперы и балета стало два тенора Калашникова, а балет пополнят японки и румынка

Театр оперы и балета Республики Коми 25 сентября открыл 62-й сезон концертом в 2-х отделениях. Зрители увидели новую программу в исполнении еще более нового состава артистов: в этот вечер перед публикой предстали пять солистов-вокалистов, которых зрители успели услышать считанные разы или не слышали вовсе, в оркестровой яме играли несколько недавно пришедших в театр музыкантов, а за пульт встал новый главный дирижер театра.

 

Как рассказал на пресс-конференции накануне концерта главный режиссер театра Илья Можайский, в этом сезоне труппа пополнилась четырьмя поющими солистами. Это меццо-сопрано Яна Пикулева и тенор Николай Калашников, лирико-колоратурное сопрано Иране Ибрагимли и баритон Игорь Земской. Кроме того, весной труппу пополнил молодой баритон Рубэн Навасардян, исполнивший в премьере оперы «Дон Паскуале» в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс» партию доктора Малатесты. Также в прошлом сезоне театр пополнился новыми сопрано Дарьей Гапоновой и Натальей Батлуковой – эти артистки уже успели исполнить в минувшем сезоне ряд партий в спектаклях, но пока зритель их знает мало. Впрочем, как пообещало художественное руководство театра, вскоре сыктывкарцы увидят их в партии Сильвы в одноименной оперетте, а в перспективе – в операх «Травиата», «Мадам Баттерфляй» и, возможно, «Пиковая дама», которые в театре намерены восстановить.

Все перечисленные молодые артисты, а также приглашенный солист Дмитрий Степанович из Москвы исполнили арии, дуэты и сцены из западноевропейских и русских опер, на радость публике, наряду с уже хорошо знакомыми, любимыми сыктывкарцами певцами: Ольгой Сосновской, Еленой Лодыгиной, Анастасией Морараш, Михаилом Ярмольским, Максимом Палием, Николаем Глебовым, Анатолием Журавлевым, Борисом Калашниковым и Андреем Ковалевым.

Широко в этот вечер был задействован хор театра. Вокально-хореографические композиции «Agnus Dei» на музыку Сэмюэла Барбера (авторская работа главного балетмейстера театра Марианны Рыжкиной), «Эй, ухнем!» (русская народная песня с соло И.Земского), сцены и хоры из опер «Набукко», «Трубадур», «Кармен» и «Иван Сусанин» в их исполнении, в особенности «Славься» из «Сусанина», вместе с солистами, произвели на публику большое впечатление и были награждены заслуженными аплодисментами.

Балетные номера вечера зал воспринял также чрезвычайно благосклонно. Тем более что все они были для Сыктывкара премьерными: уже упомянутые совместные постановки с хором дополнились номером «Pas de Quatre». Этот шедевр романтического балета на музыку Цезаря Пуни когда-то был поставлен на четырех мировых прим, которые в одно время совершенно случайно собрались в Лондоне. «Было предложение собрать их и создать номер для английской королевы», — поведала журналистам Марианна Рыжкина.

По ее словам, в этом сезоне труппу театра пополнят сразу три балерины-иностранки, выпускницы Московской и Вагановской академий: две японки и румынка. Скоро, после оформления всех необходимых визовых документов, они приедут в Сыктывкар и приступят к работе.

Наконец, прибыло и в полку музыкантов: в новом сезоне в оркестровой яме появились новые ударники, валторна и гобой. А руководить ими теперь будут новый главный дирижер театра Роман Денисов и дирижер Леонид Привалов. Прежний главный дирижер Азат Максутов летом покинул театр, его уход руководство не комментирует. На объявленный конкурс на ставшее вакантным место, по словам Д. Степанова, театр получил 54 заявки из 14 стран. Велик был соблазн взять иностранного дирижера, но по итогам конкурса резюме и практической работы с оркестром в театре предпочли россиян. Роман Денисов – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности скрипка в 2003 году и оперно-симфоническое дирижирование в 2014 году. С 2003 года – скрипач оркестра Большого театра. В качестве ассистента дирижера-постановщика работал в Национальной опере Лотарингии (Франция) и Большом театре. Дирижёр-постановщик одноактных балетов «Амадей», «Девочка со спичками», «Маленький принц. Экзюпери» (творческое объединение В.И.В.А.Т.), художественный руководитель симфонического оркестра «Прогрессивная классика». Леонид Привалов приехал в Сыктывкар из Чебоксар, где проработал шесть лет после окончания учебы (Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки по классу баяна и факультет оперно-симфонического дирижирования, ассистентура-стажировка в Московской государственной консерватории). Также работал в Нижегородском камерном оркестре под управлением Ю. Сорокина, руководил оркестром Саровского драматического театра, проходил стажировку в студенческом симфоническом оркестре Нижегородской консерватории и оперном классе при консерватории.

В преддверии сезона журналистам рассказали, что увидеть за пультом Леонида Привалова сыктывкарцы смогут уже на ближайших спектаклях «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Сильва». Роман Денисов, отдирижировав концертом открытия (это был его 20-й день работы в должности), будет готовиться к показу «Лебединого озера» 26 октября, а основные усилия сосредоточит на работе над новым спектаклем – балетом С.Прокофьева «Золушка», премьера которого намечена на 15 и 16 ноября. Для осуществления этой постановки сыктывкарскому театру пришлось обратиться не только в архивы за историческими документами, но и в фонд Сергея Прокофьева к его родственникам за разрешением. В балете будет два состава: партии Золушки и Принца исполнят поочередно Наталья Супрун с Романом Мироновым и приглашенная солистка из «Кремлевского балета» Алина Каичева с Ринатом Бикмухаметовым.

К слову, по словам директора театра Дмитрия Степанова, в общей сложности за последние месяцы театр пополнился 15-ю новыми исполнителями.

Еще одной премьерой сезона станет опера Г.Доницетти «Любовный напиток» — ее решено представить публике на юбилейном, 30-м фестивале «Сыктывкарса тулыс». А тот, в свою очередь, впервые в истории состоится в марте – его проведение приурочено к крупному культурному форуму, который пройдет в Сыктывкаре в первый месяц весны. Также совсем скоро, 11 октября, театр представит публике обновленную версию «Дона Паскуале»: на первом показе весной опера исполнялась на языке оригинала, но для большей понятности для публики всех нюансов юмора оперы-буффа было решено теперь исполнять ее в русском переводе. Руководство театра пообещало публике и другие премьеры в сезоне, но конкретные названия пока держит в секрете.

Летом произошло обновление светового и звукового оборудования сцены. Это стало возможным благодаря федеральному проекту «Театры малых городов». На свет ушло 8 млн рублей, на звук – 3,5 млн. Возможности новой техники публика смогла оценить уже 25 сентября. Финансирование на обновление света и звука продолжится и в двух последующих сезонах. А министр культуры, туризма и архивного дела РК Сергей Емельянов на концерте открытия сезона сообщил, что при поддержке компании Лукойл-Коми театр в ближайшее время приобретет лучший по многим оценкам концертный рояль Steinway. Это даст возможность приглашать ведущих мировых исполнителей. В том числе, возможно, и снова Дениса Мацуева. Как рассказал журналистам Д.Степанов, переговоры с именитым пианистом о его новом концерте в Сыктывкаре ведутся, но из-за плотной занятости артиста дата пока не определена.

Поделившись приятными новостями о техническом обновлении театра, Сергей Емельянов вручил государственные награды его работникам: ведущей солистке Елене Серковой – почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми», заведующему художественным цехом Ольге Брунмаер – Почетную грамоту Республики Коми, а концертмейстеру Марии Ляшевой – премию Правительства Республики Коми в области культуры за постановку оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

По словам Д.Степанова, еще до официального открытия 62-го сезона артисты театра успели съездить на гастроли в районы Коми, показать несколько детских сказок, организовать и с успехом провести концерт памяти Иосифа Кобзона. В предстоящие до нового лета месяцы, по уверениям художественного руководства театра, публику ждет интересный и насыщенный период: ряд гастрольных поездок, вокально-симфонический абонемент, сольный концерт хора, вошедшие в традицию «Таланты XXI века» и многое другое. Уже до Нового года тут представят «джазовую трилогию»: 23 октября – вновь оркестр им. О.Лундстрема, 19 ноября – камерный ансамбль под управлением Сергея Манукяна, 3 декабря – оркестр Сергея Жилина «Фонограф-джаз-бэнд». Организовать такой крупный проект удалось благодаря гранту главы Коми.

Ирина Самар

Фото Григория Пиля (БНКоми) и с сайта mincult.rkomi.ru