В драмтеатре имени Савина представят «Питирима Сорокина»

Первой премьерой юбилейного, 90-го сезона в Академическом театре драмы им. В. Савина станет «Питирим Сорокин» – вербатим в двух действиях по пьесе сыктывкарцев Игоря Бобракова и Николая Зюзева «Пути и перепутья Питирима Сорокина». Документально-художественный спектакль поставлен режиссером Борисом Лагодой к 130-летию со дня рождения выдающегося ученого, уроженца Коми. Премьерные показы пройдут 15 и 16 ноября.

   

Долгое время имя Питирима Сорокина почти не звучало в России, и сегодня за рубежом о нем знают больше, чем на родине. Документальный спектакль помогает представить реальные масштабы личности русско-американского культуролога и социолога, его вклада не только в науку, но и в развитие России в целом. Действие спектакля начинается в 1906 году, а его основные события пришлись на революционные годы, так что новая постановка театра позволит и еще раз переосмыслить роль революции в жизни страны.

Как рассказал журналистам накануне премьеры директор театра им. В. Савина Михаил Матвеев, спектакль-посвящение П.Сорокину «Питирим» по пьесе Виктора Кушманова уже ставился в середине 1990-х. Правда, та постановка продержалась в репертуаре всего один сезон. Сегодняшняя постановка представляет более «взвешенный» взгляд на личность социолога и его роль в мировой истории.

В число действующих лиц нового спектакля вошли известный писатель и философ Каллистрат Жаков, архитектор Александр Холопов, прославившие коми землю, писатель Александр Грин – автор «Алых парусов». Выйдет на сцену и вождь мирового пролетариата – Владимир Ульянов-Ленин. А вот Александра Керенского, личным секретарем которого был Сорокин, в спектакле нет, хотя в пьесе он присутствовал. Автор пьесы убрал его по просьбе режиссера-постановщика. По мнению Бориса Лагоды, Керенский – слишком противоречивая фигура истории, к которому люди относятся по-разному. Чтобы не сталкивать в спорах о нем зрителей и вообще не отвлекать от главного героя, в спектакле решили обойтись без этого персонажа.

Один из авторов пьесы «Пути и перепутья Питирима Сорокина» журналист Игорь Бобраков рассказал, как пришлось переписывать литературный материал, чтобы спектакль получился. Изначально у Бобракова была идея написать документальную книгу об ученом, но соавтор, доктор философских наук Николай Зюзев предложил сделать пьесу.

Я хотел рассказать о Питириме Сорокине все, в итоге пьеса вышла информативно насыщенной, но тяжеловесной. Когда ее прочитал режиссер, он в деликатной форме, но жестко по сути и справедливо ее раскритиковал. После этого я понял, что должен остановиться на одном центральном событии в жизни Сорокина – этим событием было его отречение от идей революции, – пояснил Игорь Бобраков. – Питирим Сорокин всегда был идеалистом, хотел переделать мир. Он быстро понял, что революция основывается на ненависти, а ненависть порождает ненависть, тогда как любовь порождает любовь.

Также, отметил И.Бобраков, П.Сорокин – единственный из уроженцев Коми края, который приобрел мировую известность:

Он внес выдающийся вклад в науку и политику, это пример self-made man, человека, который из низов поднялся до самого верха. Такой фигуры у нас больше нет, все остальные – Савин, Куратов и др. – имеют большое региональное значение. Поэтому его имя могло бы стать хорошим туристическим брендом республики, – отметил журналист.

Режиссер Борис Лагода обратил внимание на то, что его задача была достаточно трудной. Документальный жанр вербатима, в котором поставлен «Питирим Сорокин», обусловлен, прежде всего материалом.

Это как сравнить любую книгу из серии «Жизнь замечательных людей» и, например, драматургию Чехова. Поэтому наш спектакль не может преследовать коммерческую цель – он будет интересен с позиции познания истории, личности самого Питирима Сорокина, — рассказал Б. Лагода. – В максимально сжатом формате, серией зарисовок, мы показали путь социолога: с чего он начинал, как оказался в кинешемской тюрьме, как встретился с женой, как проходили собрания в квартире у Каллистрата Жакова, как бывшие революционеры стали стрелять друг в друга и к чему это привело. При этом, конечно, мы – постановочная группа – даем свое представление о той эпохе, спектакль представляет наш взгляд на нее.

Художник спектакля Эрих Вильсон подчеркнул, что главным для него было соблюсти лаконичность оформления – «чтобы сценография не мешала». При достаточно условной сценографии костюмы сшиты в духе эпохи, некоторые герои спектакля даже имеют портретное сходство с историческими прототипами.

— Актеры, костюмы и грим удались на все сто. Мы сами были удивлены, как органично все переплелось, – заключил Э.Вильсон.

Заглавную роль в спектакле сыграет Владимир Рочев, у которого уже есть опыт работы в так называемых байопиках – несколько лет назад он исполнил роль Виктора Савина в биографическом спектакле «Хроники Савина».

В случае с Питиримом Сорокиным я не совсем понимал, как работать – его никто до меня не играл, видеохроник с его участием сохранилось немного. И я решил, что, прежде всего, мы делаем спектакль о человеке, который хотел перевернуть мир, хотел общего блага и бескорыстной любви. Читая его биографию, поражаюсь, насколько упорным он был, его стремлению к познанию. И в спектакле мы хотим показать его именно таким, – рассказал Владимир Рочев.

Над хореографической частью постановки работала балетмейстер Нелли Дашевская, приглашенная режиссером из Саратова.

Спектакль поставлен в рамках реализации гранта Главы Республики Коми.

Источник: Театр драмы им. В.Савина

Фото театра и ИА «Комиинформ»