Ринат Ахметзянов: «Татары – трудолюбивые, добрые и гостеприимные»

Четвертый по численности этнос в Республике Коми, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, – татары, более 10 тысяч человек, многие постоянно приезжают на вахту. Как живется им на нашей северной многонациональной земле? Об этом мы поговорили с председателем Национально-культурной автономии татар в Республике Коми, членом Совета федеральной национально-культурной автономии татар в России и Всемирного конгресса татар Ринатом Ахметзяновым.

– Ринат Фанисович, мы с вами беседуем в знаменательный день – 6 ноября, когда отмечается День Конституции Татарстана. Этот день у себя в автономии вы как-то отмечаете?

– Конечно, празднуем. Эта дата близка ко Дню народного единства, отмечаемому 4 ноября. Поэтому в этом году, например, устроили День открытых дверей, приуроченный к этим двум праздникам. Вообще, наши мероприятия в Сыктывкаре проходят на двух площадках: в Доме дружбы народов и в Центре коми культуры в Эжве. В Эжве, пожалуй, даже чаще собираемся. И День открытых дверей провели тоже там. Особых мероприятий не делали, отметили по-домашнему: просто собрались, устроили чаепитие. Специфика нашей автономии в том, что у нас, особенно в Сыктывкаре, мало молодежи. И устраивать большие шумные гуляния, как в других автономиях, где побольше молодых людей, – с танцами и так далее – нам трудновато.
Кстати, в декабре этого года в Казани состоится официальное открытие празднования 100-летия государственности Татарстана, которое берет начало с образования в 1919 году Татарской ССР. Государственность Татарстана на 2 года старше государственности Коми!

– Так и Казань старше Сыктывкара лет этак на 800…

– Скажу больше: она старше Москвы! Вообще, татары – это вторая нация, создавшая Российскую империю.

– Раз уж мы начали с красных дней календаря, расскажите о праздниках, которые отмечают татары, живущие в Коми. Самым первым вспоминается Сабантуй…

– Сабантуй – это праздник урожая, он пришел к тюркам Поволжья еще из языческих времен, до принятия ислама. Его как раз больше празднуют в Ухте, в Коми это территориально удобнее, и татар там больше. Есть еще Ураза-Байрам и Курбан-Байрам – это уже религиозные праздники, их отмечают мусульмане всего мира. Это праздники жертвоприношения: после молитвы накрывается большой стол, и идет раздача подношений, продуктов малоимущим семьям, престарелым – плова, мяса… Плясок тут не бывает – просто люди после молитвы угощают других, угощаются сами, благодарят друг друга за участие в этом священном празднике, который и оканчивается молитвой. Ураза-Байрам и Курбан-Байрам проводятся под флагом Духовного управления мусульман Республики Коми. Иногда в их праздновании присоединяемся к азербайджанцам Коми, иногда проводим сами – у нас в городе есть несколько молельных домов, и люди идут туда, куда им удобнее. К нам очень много присоединяется молодых мусульман-студентов СГУ: узбеков, киргизов…

Отмечаем татарский Новый год. Он празднуется чуть-чуть раньше, нежели общероссийский. Собираемся в автономии, к нам приходит Кыш-Бабай (татарский Дед Мороз)… Два года подряд Кыш-Бабаем был я.

Очень много у нас проходит литературных чтений. Например, в Коми, в Печорлаге до войны сидел очень известный татарский поэт – Фатих Карим. В 1941 году он был полностью оправдан и через месяц после освобождения добровольно ушел на фронт. Офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, он погиб в 1945-м под Кенигсбергом. В самом свежем номере журнала «Орнамент», который издает Дом дружбы народов Республики Коми, есть большая статья об этом поэте. В апреле этого года на нашей эжвинской площадке мы провели литературные чтения его памяти. А сейчас хотим довести эту тему до логического завершения – к 75-летию Победы в той деревне, где находился его лагерь, установить памятную плиту. Проведем еще одни литературные чтения, я привезу книги стихов Фатиха Карима, и мы их подарим местной библиотеке. Мы проводили литературные чтения, посвященные другим великим татарским поэтам: Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю… Некоторые литературные чтения проводим совместно с Национальной библиотекой Коми. Вообще, я старый фанат книг, и у нас в автономии достаточно хорошая библиотека книг о татарской истории, культуре, кухне… Много лет я занимаюсь военно-исторической реконструкцией, поэтому особенно заметна подборка книг о костюме. Приезжая в Казань, всегда покупаю и привожу сюда много литературы. Поэтому у нас собралась большая подборка книг по татарской культуре, причем о культуре всех этнических групп татар.

– А что, их много? Я, например, знаю тех, кто живет собственно в Татарстане, да крымских татар. Или не так?

– Крымские – это как раз вообще не татары. Это турки. Они говорят на старотурецком языке – он из той же языковой группы, что и азербайджанский, турецкий. У них одна религия с теми же турками и азербайджанцами – она отличается от нашей ветви ислама. А татарами их называют по инерции, еще со времен, когда на Руси все западные европейцы были «немцами», а люди с востока, юга, мусульмане – «татарами».

А этнических групп татар много: казанские, сибирские, астраханские, уральские (пермские), польско-литовские (прибалтийские)… Они хоть и не сильно, но отличаются друг от друга.

– Ваша автономия образована 29 декабря 1997 года. Многие в Коми помнят татаро-башкирскую автономию «Дуслык» (Дружба). Нынешняя НКА татар выросла из нее?

– Да. Сначала, где-то в начале 1990-х годов, в некое сообщество собрались люди одной национальности, живущие вдали от родины, и стали общаться между собой. Потом закон потребовал регистрировать такие сообщества – и они стали регистрироваться, в том числе и наша автономия. Потом федеральное законодательство изменилось, и возникла необходимость сделать автономии, скажем так, мононациональными. В частности, разделить татаро-башкирскую автономию на татарскую и башкирскую. В прошлом году у нас был съезд, и мы это сделали. Теперь мы не татаро-башкирская, а татарская НКА, а башкирская существует отдельно. Хотя делить, конечно, было сложно, многие люди не понимали, зачем это делать. Мы два народа, очень близкие друг другу. Татары, родившиеся в Башкирии, знают оба языка и носят и татарский, и башкирский костюмы, то же самое – с башкирами, родившимися в Татарстане. Получилось такое взаимопроникновение культур, обрядов, обычаев, ему уже много веков. Кроме того, стало очень много смешанных татаро-башкирских браков, и теперь людям трудно относить себя к какой-то одной национальности и проявлять активность в какой-то одной автономии… Но Москва так решила, и мы сделали. Наша задача изначально была говорить об истории, культуре татар, развитии татарского государства, пропагандировать свои язык и обычаи. Мы развивались именно в этом направлении, и на сегодня НКА татар в Коми, в плане проведения своих мероприятий, – одна из крупнейших в Российской Федерации. Скажем так, мы в первой десятке региональных татарских НКА в России.

  

– Раз уж зашла речь об этом…. Многие люди, далекие от вашей культуры, действительно не понимают, чем татары и башкиры отличаются друг от друга.

– Наши народы очень близки, до степени смешения, но различия все же имеются. Башкиры – это степняки, которые пришли с северо-казахских степей. Татары – это Поволжье, это Великий Булгар. По генам мы больше европеиды, башкиры – больше монголоиды, ближе к казахам. По культуре мы более оседлые, они более кочевые. Немножко разные костюмы – у башкир более степной, и цвета другие, немножко разные менталитеты, мы говорим быстро, а они еще быстрей…Но кухня у нас фактически одна. И разницу в орнаментах на татарских и башкирских юртах, в подаче чая гостю у татар и башкир может увидеть только специалист.

Тема таких различий интересна. Например, есть такая этническая группа, как мишари – казанские татары, которые живут от Ульяновска и южнее. Мы говорим «чай», а они «сяй» – у них вообще нет в фонетике звука «ч». И они выделяют себя в отдельную этногруппу.

– А есть же еще и кряшены – православные татары!

– Есть. Своей столицей они считают город Мамадыш в Татарстане. Они говорят на чистейшем, классическом старотатарском языке, гены имеют татарские. Но они православные, у них есть и языческие, и христианские праздники… Вот они вроде и не татары, и не русские. «Кто ты?» – «Кряшен!». Живут в Татарстане, просят признать их отдельной этнической группой. И их, скорей всего, признают.

– Давайте поговорим о вас лично. Вы – лауреат двух премий Дома дружбы народов: как медийное лицо и открытие года в качестве руководителя НКА, а между тем, возглавили НКА татар в Коми относительно недавно. Расскажите о себе.

– Родом я из города Березники – промышленного центра Пермского края. Мама – преподаватель немецкого и английского языков, папа прошел путь от простого инженера до замглавного инженера содового завода. Я – профессиональный финансово-хозяйственный юрист. Ветеран-афганец. Более 20 лет занимаюсь военно-исторической реконструкцией, один из отцов-основателей крупнейшего военно-исторического объединения России, скорее, даже международного, «Ганзейский союз». В 2014 году меня пригласили в Коми на работу по юридической части, и я переехал из Березников в Сыктывкар. Тут тоже продолжил заниматься реконструкцией – создал клуб живой истории «Войпель». Полтора года назад мы создали Ассоциацию клубов военно-исторической реконструкции Республики Коми. Очень часто меня приглашают судить фехтовальные бои, лучные турниры и так далее. Только в этом году, к примеру, выезжал на семь разных соревнований.

– А как пришли в местную татарскую НКА?

– На первом же Сабантуе в Кировском парке увидел их и подошел: «Ребята, я свой!». Ну и как-то влился. Возглавить автономию меня уговаривали год. Предыдущий председатель уже устала, годы брали свое… И на республиканском совете в 2015 году был выбран я.

– У меня ощущение, что в Сыктывкаре татар достаточно много, но гораздо больше их в северных городах республики, во всяком случае в проценте от общего числа жителей. Это так?

– Так и есть. Воркута, Ухта, Усинск, Печора, Вуктыл. И большинство мероприятий нашей автономии проходят именно в этих городах.

– Тогда расскажите о местных отделениях НКА татар в Коми и их активистах – энтузиастах, которые помогают поддерживать здесь татарскую культуру.

– Местные отделения у нас имеются не во всех муниципалитетах, а как раз в этих городах. Очень сильное и активное отделение в Ухте, которым много лет руководит Ляля Кудашевна Потапова, она входит в Совет республиканской автономии. В Усинске отмечу руководителя городской автономии Гульфиру Амировну Батрутдинову. В Эжве у нас национальное объединение «Яшьлек» (Молодежь) – там руководит Румия Фахразиевна Шайдулина, а за старшину Каусария Валеевна Ахметова – вот такая мировая бабушка! Из молодых в республиканской автономии я бы отметил Камиля Сафина, Эдуарда Нусратуллина. У Нусратуллиных тут вообще вся семья, целая династия: папа-мама, бабушка-дедушка Эдика, его сын…

– Как лично Вам живется в Коми? Все ли устраивает?

– Вполне комфортно. У нас многонациональная республика, и в повседневном общении все равно, какой ты национальности и вероисповедания – лишь бы, как говорится, человек был хороший. Равно активно общаемся со всеми остальными автономиями. Наша НКА – одна из создателей Ассоциации национально-культурных автономий Республики Коми, наряду с украинцами, азербайджанцами, венграми и коми-ижемцами.
Конечно, остаются какие-то «хотелки». Скажем, чтобы тут было больше книг Татарского книжного издательства. Хотелось бы почаще видеть здесь выступления татарских артистов. Например, Альберта Асадуллина – исполнителя заглавной роли в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», на пару с Ириной Понаровской, чтобы он приехал и спел нам, как Орфей полюбил Эвридику… В общем, есть пожелания из сферы культуры, музыки, языка, литературы. Хотелось бы и свою воскресную школу… Но мы понимаем, что эти вопросы можно адресовать только бизнесу. А мы – общественники, за свою деятельность не получаем ни копейки. Государство в виде республиканского Миннаца, Дома дружбы народов нас поддерживает в проведении многих мероприятий, предоставляет помещение под НКА, за что ему большое спасибо. Отдельный респект эжвинскому Центру коми культуры – мы с ним столько лет сотрудничаем, что его замдиректора Елена Иванова уже научилась чуть-чуть говорить по-татарски! А на остальное, конечно, нам самим нужно искать возможности.

– Какие блюда из татарской кухни, кроме знаменитого чак-чака, вошли в общероссийскую кухню? Какие из них вы готовите, живя в Коми?

– Кроме чак-чака, есть еще и баурсак – это когда кусочки чуть-чуть побольше и меду там побольше. Это знаменитое мясное блюдо азу. Кроме того, есть общетюркские блюда, но татары готовят их по-своему: татарский плов, татарские манты, татарская шурпа, татарский вариант конской колбасы… В 1920-х годах, когда был голод, появилось очень много блюд из картошки, потому что картошку при продразверстке не отбирали, и одно из них – знаменитые татарские кыстыби, пироги с картошкой. А татарский чай – с травами и медом! Конечно, готовим – у меня масса друзей, которые обожают татарские блюда в моем исполнении, те же кыстыби. Если не хватает каких-то продуктов, ингредиентов – заменяем на те, что есть.

– В сообществе НКА татар в РК «ВКонтакте» встретила анекдот про еврея в татарском селе. Подобные шутки коллекционируете, смеетесь над ними, или бывает обидно?

– О, про татар куча шуток, и мы гордо несем наше знамя! Один из моих любимых анекдотов; «Судились еврей с татарином. Судье дали 5 лет». Про татар много анекдотов, и надо их воспринимать как шутки, потому что одна из главных черт татар, заложенных в генах, –гостеприимство и доброта. У нас исстари говорят: «Гость в дом – это Аллах в дом». А чем больше к тебе приходит Аллах, тем больше он дает своей милости. Гостя нужно обязательно приветить, чаю налить, мяса дать, балмай намазать. Самое простецкое национальное блюдо – балмай, мед с маслом взбиваются и намазываются на хлеб. Когда мне говорят «Непрошеный гость хуже татарина», я отвечаю: «Вы еще нам деньги должны за 450 лет!». А в Союзе ветеранов-афганцев на это начинают медленно угорать и говорят: «Мы тебя когда-нибудь заставим есть сало!». Про нас шутят, что татарам нельзя показывать лошадей, потому что мы их либо украдем, либо съедим, потому что для нас конина – халяльное мясо, чистый продукт. Ну и что? Обижаться на шутки о себе, считаю, глупо.

– А вообще, есть черты характера, присущие большинству татар? Может, о них есть какие-то мифы?

– Татарские семьи – это матриархат. В татарской семье всегда главная женщина. Как мама сказала, так и будет. Безмерное уважение к старикам, почитание родителей. Огромная любовь к детям. Детей татары обожают, даже мужчины просто засюсюкивают малышей. Не каждый мужчина готов изливать любовь к детям, но только не татары. Мальчиков, понятно, растят в строгости, а девочек холят, лелеют и балуют. Для татар самое важное – отношения в семье, а семья – превыше всего, потому что Аллах так дал, и так оно должно быть. Доброта, семейность… Религиозность – не сказать, потому что среди татар есть и мусульмане, и шииты, и сунниты, и православные, и католики. Прибалтийские татары – все католики, они и на татарском языке уже не говорят, и фамилии у них типа Домбровские-Дубровские, но они кричат, что они татары, их очень много, и они входят в состав Всемирного конгресса татар.

А мифы… Может, жадность, любовь к выгоде? Говорится: «Нам, татарам, лишь бы даром», но это вовсе не так. Мы трудолюбивый народ, большинство татар, живущих в Коми – работяги, среди которых мало начальников, каких-то известных деятелей. Трудились и трудятся на лесопромышленном комплексе, в добывающей отрасли, многие работают вахтовым методом…

– Если татары добрые, почему на своей личной странице вы написали о себе: «Злой татарин» и «Хан-воевода». Второе еще как-то понятно. А первое?

– А вы как-нибудь выйдите со мной на военно-историческое мероприятие! Вы услышите много «интересных» слов. На таких мероприятиях, так как я отвечаю за эту группу людей, я могу позволить себе орать на них матом, причем, отборным, – это я умею. Даже если в команде не только мужчины, но и девчонки. Не прощаю промахов, небрежности, недисциплинированности… Наверное, есть одна черта у татар, о которой они не любят говорить – это злопамятность. Мы зло помним. Мы вообще все помним – и зло, и добро тоже. «Месть – это то блюдо, которое Всевышний приносит на порог твоего дома холодным и протухшим». Но дружба для татарина – это… Если случается какая-то ситуация, и татарину звонит друг, неважно, кто он по национальности и вероисповеданию: «Беда, братка, надо приехать» – все, сел в машину и поехал.

Беседовала Ирина САМАР
Фото из личного архива Р. Ахметзянова