Игорь Фомин: «Жизнь – лучшая школа»

Создатель уникального медицинского центра «Институт движения» привык бросать вызовы самому себе. О горных тропах и бизнесе Игоря Фомина можно прочесть в трех его книгах. С 2016 по 2018 годы последовательно вышли в свет «11 регион. Уникальная территория, или как выйти из внутренней Индии?», «Я продаю свои визитки. 488 выводов за два месяца», «Мужские мысли в походе и офисе. Как исповедь». Их можно назвать результатом большого жизненного пути и серьезного самоанализа. А еще москвич Игорь Фомин, уроженец Койгородского района, – председатель комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты Республики Коми.

«Записки внимательного человека»

Игорь, в своей первой книге Вы размышляете об уникальности нашего региона. На чем основывается Ваше убеждение в этом?

– Некоторые наши земляки считают наш край уникальным потому, что он представляется им самым бесперспективным регионом страны. При этом они довольствуются поверхностными суждениями, не сравнивая его конкретные характеристики с другими регионами. Но пессимистические настроения есть в большинстве регионов страны. Проблемы одни и те же: бедность, коррупция, грязь, и у нас не самый худший в этом плане регион.

Я же уникальность Коми вижу в двух плоскостях. Среди нас есть люди, реально подавленные, не верящие в будущее региона, не любящие свой край, мечтающие найти лучшую жизнь «где-то там». С помощью вопросов, сравнения регионов по самым различным категориям – климат, экономика, инфраструктура, история – заставляю читателя задуматься, действительно ли ты и твой край такой исключительный? В этом контексте книга – стимул посмотреть на свою жизнь и жизнь окружающих со стороны, попытаться переосмыслить свое предназначение, не ища оправданий в окружающей среде. Я напоминаю, что и в нашем краю есть природа, история, события, которые делают нашу республику отличной от других, по-своему уникальной. Хочу показать, что в суете будней мы перестали замечать, ценить, любить, гордиться по-настоящему уникальными чертами нашей малой родины. И в этом смысле моя книга «11 регион…» – вызов, провокация, стимул начать двигать, создавать, развивать новую республику на основе ее уникальности.

Я обратила внимание на тираж Ваших книг: первой – «Уникальная территория, или Как выйти из внутренней Индии» – 48888 экземпляров, третьей – «Мужские мысли в походе и офисе» – 4888. Почему именно эти цифры?

– Я подумал, что 88888 было бы уж слишком, ну, а перевернутая восьмерка – это символ бесконечности и устремленности вперед, это и логотип Института движения. Ну, и хотелось донести свои размышления до максимально широкой аудитории.

Насколько я понимаю, Вы рассчитывали на обратную связь, вели диалог с читателем. Получили ее?

– В массе своей люди не дают обратной связи. У меня есть сотни отзывов, но в основной массе они получены благодаря моим настойчивым просьбам. Мне действительно важно понять, работает ли книга, решает ли она поставленные задачи, но 99 процентов из прочитавших, даже из моего ближайшего окружения, ни слова не сказали о ней, как будто ее нет.

По-моему, вполне типично. Чем Вы объясняете это?

– Невнимательностью. Люди не придают значения ни маленьким, ни большим вещам.

Вы обиделись?

– Поначалу да. Мне казалось, что я создал шедевр, и каждый должен сказать мне хотя бы два слова, ну, пусть, что это дерьмо, что угодно. Но когда совершенно нет эмоций – ни позитивных, ни негативных – это значит, что твой продукт нулевой. Поначалу я расстраивался. Теперь понимаю, что, наверное, не имею права требовать отзывов, потому что люди в массе своей не читают и не обязаны давать автору обратную связь. Хотя думал, что мне удастся заинтересовать, простимулировать интерес к чтению, но оказалось, что нет.

Подзаголовок первой книги гласит «Записки пациента, маркетолога, трекера». Что это значит?

– Это один из «крючков», который должен был привлечь читателя. Я подошел к книге как к продукту: к дизайну, названию, толщине, размеру, цвету обложки и страниц, полукруглому уголочку, визитке – ко всему. Эта формулировка ключевая. Так как мы занимались медициной, то наш клиент – пациент. И все мы в жизни – клиенты, пациенты. Вкупе эти три понятия в подзаголовке означают «записки внимательного человека для внимательного читателя»

Мне почему-то кажется, что эти три Ваши книги – не последние…

– Я начал писать одновременно десять книг. Но закончил три и понял, что нужно остановиться, потому что должен заниматься своим делом. Но все записи остались. Все они касаются психологии поведения людей в тех или иных ситуациях – того, что мне интересно. Мотивационный анализ. Возможно, когда-нибудь я вернусь к ним.

На подписании Соглашения о сотрудничестве между Московской Торгово-промышленной палатой и ТПП Республики Коми, июль 2019.

 

«Личный вклад в развитие региона»

Расскажите о Вашем пути в бизнес. Как Вы оказались в Москве? С чего начинали? Были ли Вы похожи на нынешних молодых предпринимателей?

– Начинал я двадцатилетним еще в 90-е. Проекты были разные, успешные и не очень, в разных областях, разного масштаба. Хвастаться пока еще, кажется, нечем. Хочется надеяться, что самые яркие и главные проекты впереди. Москва была для меня новым вызовом, новыми знаниями и сменой комфортной среды. Только встряска дает возможность выйти на другой уровень. Что в Сыктывкаре, что в Москве все проекты начинались с желания изменить свою жизнь, с отсутствия денег и желания экспериментировать.

Молодых предпринимателей объединяет отсутствие страха: у них еще нет опыта потерь, ответственности за семью и воспоминаний о более легких временах. Они более амбициозны, меньше думают, быстрее делают. И я был таким. Разница в том, что раньше не было возможности получить знания, необходимые в бизнесе, как и в любой профессии. Не было бизнес-литературы, интернета, наставников, возможностей общаться в соцсетях, делиться опытом и проблемами.

По образованию я маркетолог. Моя специальность называется «организатор коммерческой деятельности», но я до сих пор до конца не понимаю, что это за дисциплина, потому что полученное мною во время учебы и рядом не стоит с тем, что ты получаешь от реальной жизни. Анализ людей, бизнесов, наблюдения дают намного больше, чем образование. Пойди я сейчас учиться, возможно, бросил бы. Но тогда почему-то считалось, что «вышка» нужна, нужен статус, корочка. Но жизнь – лучшая школа.

Сейчас Вы успешны и самодостаточны, обладаете положением и статусом, живете в Москве. Тем не менее возглавляете в Торгово-промышленной палате Республики Коми комитет по развитию малого и среднего предпринимательства. Зачем это Вам?

– Во-первых, это мой личный вклад в развитие региона через развитие предпринимательской среды. Будет появляться и развиваться местный бизнес – будут лучше жить люди и меньше уезжать. Я считаю, что только мы сами способны изменять себя, влиять на окружение, мир. Ключевыми факторами, ограничивающими развитие бизнеса, я вижу не отсутствие благоприятной среды и поддержки властей, а недостаток у потенциальных и действующих предпринимателей знаний, идей и мотивации, веры в себя. И все, чем я занимаюсь, в первую очередь направлено на решение этих задач.

Во-вторых, это личный долг перед малой родиной и возможность быть хоть чем то полезным обществу. В-третьих, мои бизнес-проекты созданы здесь, в республике, и чем лучше будет здесь жизнь людей, тем устойчивей будут мои компании. На это я трачу и время, и силы, и деньги.

А отдачу видите?

– Безусловно. Даже одно зажженное сердце уже стоит усилий. А на самом деле, их много – людей, которые благодаря нашим бизнес-проектам, книгам, мастер-классам и форумам получили новый импульс для движения вперед. Какой результат хотелось бы? Чтобы республика фигурировала в российских новостях как регион, где рождаются яркие бизнес-проекты федерального уровня, а не криминальные инфоповоды.

«У молодых нет тормозов, они не боятся ошибиться»

На страницах «Региона» мы пишем о молодых предпринимателях, которым вполне комфортно вести тут бизнес, они смело идут вперед и настроены весьма оптимистично. Чем вы это объясняете?

– Я пытался понять этот феномен. И, действительно, я вижу у предпринимателей постарше намного больше комплексов и отсутствие мотивации, чем у тех, кому до тридцати. Молодые предприниматели не помнят 1990-е и тучные 2000-е годы. Они зреют и формируются в нынешней среде, им сравнивать не с чем. Поэтому они принимают это как данность и смотрят на те кейсы, которые сегодня есть в России, и пытаются повторить их. А мы, кто постарше, постоянно вспоминаем: да, когда-то было полегче, получше. У молодых совсем нет тормозов, они не боятся ошибиться, что-то потерять. Я общался с 20-летней предпринимательницей, которая вложила 300 тысяч во франшизу и прогорела. Я спрашиваю: «Ты где взяла такие деньги?» «Копили с молодым человеком на свадьбу. Решили отложить на год». «Ты собираешься дальше пробовать себя в бизнесе?» «Собираюсь»…

Создатель «Умной школы» Мария Титова, основатели «Кофе смайл», другие ребята– из этой же когорты. Они не отягощены воспоминаниями, переоценкой, их не интересует политика, им неважно, кто у руля, они просто работают.

На выставке, посвященной развитию туризма, в Москве.

«Подняться на Эверест»

В книгах Вы часто затрагиваете тему мечты. А сами о чем мечтаете?

– «Мечт» у меня много. И слово это общее. Часто оно обобщает сразу несколько понятий: целеполагание, планирование, мечтание. Хотя мечтать легче, чем планировать. У кого-то мечты скромные, у кого-то большие. Скажем так, моя ближайшая задача – сделать успешным бизнес. Много было намечено в рамках проекта «Институт движения», и мы пока буксуем. Есть понимание, почему это произошло, нам понятны причины, и первостепенная задача– сделать успешным этот проект. Эффективным его считать пока рано. Ведь у нас задача построить сеть №1 по стране в своем сегменте, сделать «Додо
№ 2», только в бизнесе, связанном со здоровьем. Чем эта цель еще для нас амбициозна? Кроме того, что мы заработаем денег, самореализуемся, мы хотим показать землякам, что «Додо» – не единственный проект, рожденный в Сыктывкаре и достойный федерального уровня. Все, кто бывал в «Институте движения», отмечают, что он не похож на местные компании, он немного другой, потому что изначально проектировался с прицелом на лучших федеральных игроков. Этим проектом мы хотим вдохнуть в земляков веру в то, что и в Коми можно делать бизнес. То есть для нас этот проект имеет огромное социальное значение. Это вызов для нас. Уже очень многие нам поверили, у нас лучшие специалисты, к нам приезжают специалисты и из других регионов.

«Я люблю и автомобильный, и экскурсионный, и пляжный, и походный туризм».

А мечта, связанная не с бизнесом?

– Подняться на Эверест.

Давайте про Эверест. Помните новости, когда в один день сразу несколько человек погибли в очереди на вершину? Потратив на свою мечту примерно 85 000 долларов, готовясь годами. А ведь это может случиться с каждым. Вы думали об этом?

– С одной стороны, мы, конечно, «сами творцы своей судьбы», но с другой стороны, я фаталист. Я совершенно не переживаю ни за сходы лавин или селей, ни за землетрясения, ни за что. Мне кажется, что предначертано, то должно случиться, но верю, что меня это обойдет. Семья переживает, но понимает и разделяет.

В книгах Вы много упоминаете о буддизме, индуизме, а в Гималайский поход брали с собой на Пасху яйца. Вы человек религиозный?

– Я, скорее, нерелигиозен. Я толерантен ко всем религиям. Я верю в человека.

Куда Вам всегда хочется возвращаться?

– В Непал хочется ездить каждый месяц, если бы была такая возможность.

Но я вижу прелесть в любых местах. Нищета в Азии, плоскогорье в средней полосе – не имеет значения. Я люблю все виды туризма: и автомобильный, и экскурсионный, и пляжный, и походный, Европу, Азию. В последние годы я полюбил маленькие города. Обычно на машине ездил из точки А в точку Б, совершенно не замечал, что происходит вокруг. А теперь восхищаюсь тем, что вижу по пути. Маленькие деревни, наличники, заборы – мелочи цепляют. Езжу меньше, а удовольствия получаю больше. Я не скажу, что есть город, который предпочтительнее остальных. Я живу в Москве, люблю ее, но любимые места можно найти в любом городе. Ты сам создаешь свою среду и окружение.

А что для Вас в этом смысле означает Сыктывкар?

– Каждый месяц я бываю в Сыктывкаре, раз в год – в родной деревне в Койгородском районе на могиле репрессированного деда. Это потребность. Когда я жил в Сыктывкаре, для меня не имело значения, какой здесь климат, я не обращал на это никакого внимания. Сейчас, когда многие люди считают климат источником пессимизма, я не готов кинуть камень в этот город. Все у нас в голове. Здесь проще занять и увлечь себя, чем в большом городе. Легко давать советы в стране советов, но моя книга была в том числе попыткой растормошить земляков. Я думал, что переверну их сознание, что они смогут посмотреть на себя и на свою землю с другой стороны. Даже слоган у меня был: «Начни с себя – измени регион». Не жди, когда сменится сезон, власть, настроение, директор, мэр. Начни с себя.

Беседовала Полина РОМАНОВА