А нить все не кончается

Талант мастерицы Галина Огородникова сумела передать внучке

55 лет назад вятская девушка приехала в Печору вслед за мужем-железнодорожником. Приехала – и осталась, навсегда влюбившись в эти места. Позже любовь эта вылилась в вязаные шедевры с коми орнаментом. Дело Галины Огородниковой продолжает внучка Ярослава Малинова. Об их рукотворной страсти сегодня говорят многочисленные выставки. Одна из них осенью прошла в Национальной галерее Республики Коми.

Из модисток мы…

Ветерану труда Галине Яковлевне Огородниковой в ее 72 года некогда рассиживаться на скамейке у подъезда. Не хватает времени и на сериалы с ток-шоу, да и не нужны они ей. «Одна, но пламенная страсть» захватила ее еще в молодости и стала смыслом жизни. Правда, в начале трудовой карьеры она попыталась изменить ей, посвятив себя поварскому делу в детском саду, но 35 лет назад судьба вернула ее на стезю.

С будущим мужем она жила на одной улице на окраине Кирова. Но заметила молодого красавца, вернее, он ее, лишь приехав на родину в отпуск. Как декабристка, она рванула за ним. Север Коми сразу показался ей теплым, как варежки, Галина устроилась на работу поваром детского питания. А ведь прислушайся тогда родители к учителям Гали, из нее вполне мог бы получиться профессиональный художник.

– Учителя говорили: обратите на девочку внимание, у нее художественные данные. Ну, а какие художественные данные, как обратить на них внимание в то время? Вырастаешь – иди работать, зарабатывать, – вспоминает Галина Яковлевна.

В 1984 году детский сад, где работала Огородникова, закрылся, и она устроилась в один из первых печорских кооперативов – «Элегант», плести макраме. А началось все еще в детстве.

– Я же из семьи модисток. Это деревенские швеи, они умели все, – рассказывает мастерица.

Вот где наследственность-то выстрелила, удивляется Галина Яковлевна, на коми земле!

– Прожить столько лет на коми земле, глядя на эту красоту, невозможно не влюбиться в природу, в культуру. Когда-то я покупала варежки с усть-цилемским узором, решила их перевязать. Пересняла узор с одних, со вторых, – описывает она начало пути. – Потом попалась книжка знаменитой вязальщицы Галины Климовой. Потом стали мне приносить старые рукавицы, поголенки с коми орнаментом, я переснимала узоры и изучала их.

Первой крупной вещью в коллекции Галины Яковлевны стало длинное пальто, связанное на дочку.

– Она надела его один раз, дома сняла и сказала: «Больше, мама, не надену!», – вспоминает мастерица. – На улице на нее просто напали. По дороге спрашивают, в автобусе спрашивают, на работе спрашивают: а как это вяжется, а где вы такое взяли, а сколько шерсти надо? Проходу не давали!

С этого и началась уникальная коллекция, аналогов которой нет в России. Второй крупной вещью мастерицы стала малица. Сейчас с выставки на выставку переезжает темно-коричневая малица с оранжевым орнаментом, но при «рождении» она была… белой. Галина Яковлевна смеется: по километрам распущенной пряжи она сестра Пенелопе. Если вещь не нравится – без колебаний тянет за нитку. Так произошло и с малицей.

– Захотелось мне ее связать. Стала искать выкройку – нигде нет. Помогли в печорском музее, и вот начала я вязать. Связала уже приличный кусок, смотрю – не лежит душа к белой. Распустила, попробовала темную – и пошло.

«Пошло» настолько удачно, что комплекты стали рождаться один за другим. На создание одного такого уходит от года до полутора. Вдохновляет мастерицу уличная мода:

– Иногда увижу на ком-то вещь и думаю: я бы сделала не так, вот здесь пустила бы узор, тут приталила бы. Ну, и начинаешь воплощать.

Сегодня у мастерицы 48 собственных схем узорного вязания и десять комплектов вязаной одежды. На огромных вязаных полотнах, где сотни тысяч петель, – ни одного изъяна, узоры ювелирно точны. Вся эта «геометрия» открылась ей свыше, убеждена Галина Огородникова. Впору свою книгу писать, да только времени совсем нет: мастерица успевает и в Школе искусств преподавать. Под ее наставничеством юные печорочки осваивают бисероплетение и вязание крючком.

Галина Огородникова – член Союза мастеров Республики Коми, Народный мастер России, ветеран труда, преподаватель Детской школы искусств г. Печоры. Наравне с узорным вязанием владеет такими видами рукоделия, как вязание крючком, фриволите, макраме, вышивка, бисероплетение, ручное и станочное ткачество бисером, гобелен.
За 20 лет ею созданы коллекции аксессуаров: шапки, варежки, перчатки, гетры, чулки, сумки, коллекции женских костюмов «Северяночка» и «Тулыс», коллекция мужских костюмов «Теплый Север». Все модели костюмов авторские, выполнены в тенденциях современной моды с использованием традиционных узоров народа коми и русского Севера. Отличительной чертой мастера является то, что все свои изделия она выполняет вручную без использования машинного вязания, поэтому на создание одного костюма у нее уходит от одного года и больше.
Участница республиканских, российских и международных выставок. Имеет десятки наград.
Основная цель творчества Галины Огородниковой – развитие и пропаганда традиционного узорного вязания народа коми и русского Севера, создание современных, функциональных костюмов в этническом стиле с элементами узорного вязания.

Яблоко от яблони

Но главные ученицы Галины Огородниковой – дочь Оксана и внучка Ярослава. Последняя, по словам бабушки, давно обскакала ее в умениях. Ярослава Малинова не сразу, но сделала прикладное искусство своей профессией, хотя уверяет, что превзойти бабушку невозможно. Ее подписчики в инстаграме почти каждый день наблюдают плоды бессонных ночей мастерицы. Спать не дает вдохновение – и из-под кисти выходят расписные подносы, вазы, фигурки животных. Это помимо варежек и вязаных комплектов.

А началось все, когда Ярославе было всего четыре года.

– Помню: солнце в окно, тазик с клубочками, лучи бьют в комнату – и вдруг она замерла – разглядела. Залезла сзади, обняла меня – и сидит. День сидит, и два сидит, и три. Ну, ладно, думаю, пора, – вспоминает бабушка.

– Потом я уже впереди сидела, она меня обхватила и сначала вязала со мной. Благодаря бабушке я стала мастерицей, – это уже Ярослава говорит.

Вот так и связала первые варежки в неполные пять лет, чуть погодя с первым орнаментом – пижемским. И с тех пор наслаждается процессом вязания – от выбора орнамента, расчета петель до завершения работы, когда прячет кончики ниток. В постепенном складывании набора петель в четкий рисунок есть какая-то магия, уверена она. Вот и Галина Яковлевна говорит, что, когда вяжет, просто отключается от всего мира, медитирует – ни телевизора не надо, ни музыки – она внутри звучит.

– Высокопарно прозвучит, но будто из хаоса рождается порядок, гармония. Эти однотипные, монотонные действия и наблюдение за рождением орнамента сродни медитации, – рассуждает Ярослава.

Наследница бабушкиных традиций, Ярослава вращается одновременно в трех сферах: ремесло, иностранные языки, авторская песня – и ей сложно выбрать что-то одно. И все-таки рукоделие невозможно сравнить ни с пением, ни с чужим языком. Бабушка научила внучку вязанию спицами, крючком, макраме, фриволите, бисероплетению и ткачеству бисером. Мама научила росписи по дереву. В Сыктывкарском госуниверситете на факультете искусств ее обучали машинному вязанию, керамике, ткачеству, батику, вышивке, игрушке, росписи по дереву. Все это очень своевременно, современно и модно.

– Сейчас модны не только вязаные вещи. В моде этно, и не только в одежде, но и в других видах творчества. Вкусы в обществе всегда меняются несколько циклично. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Чтобы как-то выделиться, человек обращается к прошлому. А если говорить об узорном вязании, вязании коми в частности, – то яркими вещами ты точно привлечешь внимание, – считает мастерица.

Если бабушкина гордость – коллекция вязаной одежды, то для внучки это пока в далеких планах:

– Для крупных форм время еще не пришло, много творческой энергии уходит на роспись по дереву и гитару, но думаю, что однажды и я приду к вязанию костюмов, как бабушка.

Именно бабушка вдохновляет внучку больше всего, ее колоссальное трудолюбие и вкус. На втором месте – музейные коллекции.

– Когда я работала над дипломом, много времени провела в Этнографическом отделе Национального музея Коми. Там я перерисовала большое количество орнаментов из фонда вязаных изделий разных районов нашей республики. Так что у меня сформирована своеобразная база орнаментов, которыми я могу пользоваться. Также мне нравятся орнаменты других народов, например, у меня есть книга узоров Латвии, в которой можно почерпнуть какие-то идеи, – делится Ярослава.

Ярослава связала первые варежки в неполные пять лет, чуть погодя с первым орнаментом – пижемским. И с тех пор наслаждается процессом вязания – от выбора орнамента, расчета петель до завершения работы, когда прячет кончики ниток.
Бабушка научила внучку вязанию спицами, крючком, макраме, фриволите, бисероплетению и ткачеству бисером. Мама научила росписи по дереву.

Цена красоты

Поклонники творчества Галины Яковлевны Огородниковой считают, что ее золотые руки могли бы приносить неплохой доход. Однако свои изделия мастерица не продает. Исключение она сделала лишь для Печорского историко-краеведческого музея, да единожды на ярмарке уступила просьбам и продала комплект из варежек, шапки и чулок. Между тем, время от времени к ней подступают желающие озолотить мастерицу.

– Малицу, например, просила продать москвичка – уроженка Коми, весьма состоятельная дама. «Сколько скажете – столько и заплачу. Хоть сто тысяч!» – рассказывает мастерица. – Лузан светлый несколько лет назад торговал на «Зарни кияс» мужчина: 30, 40, 50, 60 тысяч – я отказалась. Потом говорит: «Назовите свою цену». Ну, нет же цены, я же коллекцию создаю. Это не продается!

С деньгами у Галины Огородниковой отношения особые. Она никогда к ним не стремилась, но и не нуждалась в них. На жизнь хватало сполна: муж работал на железной дороге, сама трудилась на полторы ставки.

– На юга ездили. Мне даже завидовали и косились из-за моих полутора ставок: мол, денег мало? Да не в этом же дело. Я и сейчас работаю, потому что нравится и силы есть. Не сидеть же на скамейке, в чем попало одетой, и обсуждать прохожих, – рассуждает Галина Яковлевна.

А вот внучка Ярослава реализует себя в творчестве профессионально. Сотрудница Коми ремесленной палаты, она считает, что труд мастериц надо не только уважать, но и адекватно оценивать.

– У меня есть стимул не только делать музейные реплики, но и придумывать что-то оригинальное, искать «вкусные» цветовые сочетания. Это и способ заработка, конечно же. Правда, вопрос стоимости часто бывает труден, – объясняет она. – Дело в том, что у нас в регионе привыкли к низкой стоимости ручного труда. На ярмарках я вижу, как невероятной красоты и сложности узорные варежки бабушки продают за 300-350 рублей. А ведь это всего лишь цена пряжи. А как же оплата труда, времени, которое она потратила? Минимум два рабочих дня… Я свою работу оцениваю минимум в 700 рублей с учетом потраченной пряжи. В Сыктывкаре многие возмущаются, мол, варежки столько не стоят. При этом на фестивале в Ленинградской области ко мне подошла женщина и отругала меня за то, что я обесцениваю свой труд, что минимальная цена варежкам 1500 рублей. И такая ситуация не только с вязанием. Ручной труд в нашей республике не очень ценится, поэтому мастеру выжить на одном ремесле бывает проблематично.

Но дело не в том, сколько стоит рукотворный шедевр, и даже не в том, что искать узелки на работах Галины Огородниковой и Ярославы Малиновой тщетно: настолько тщательно они замаскированы – а в том, что шерстяная нить, которой вывязаны сотни изделий этой семьей, непрерывна и тянется уже полвека.

Полина РОМАНОВА

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из архива героинь публикации