KomiExpoTravel-2019: лидеры, дискуссии, перспективы

В Сыктывкаре прошел второй Международный форум-выставка по туризму KomiExpoTravel. Крупнейшее мероприятие в сфере регионального туризма объединило государственных и частных туроператоров, турагентства, экскурсионные бюро, туристские информационные центры, гостевые дома, ремесленников.

Все флаги в гости к нам

В выставке приняли участие все муниципальные образования региона. Кроме того, на KomiExpoTravel в этом году приехали гости из Архангельской, Вологодской, Кировской областей и Санкт­Петербурга. Новички и те, кто собаку съел в привлечении туристов в свои районы, делили площадку в ТЦ «Июнь». Лыжи, гигантские комары, чумы, лодки, палатки, снегоходы, квадроциклы, народные ансамбли, лотереи и викторины, сотни сувениров, дегустация домашних блюд – каждый участник нашел свою «фишку», чтобы привлечь сначала к стенду, а потом и «в гости» потенциальных туристов. С каждым годом упаковка турпродуктов становится все ярче и привлекательнее, а интерес к Республике Коми – выше. Об этом говорит и увеличение количества участников выставки, и гостей из­за пределов региона и страны.

Открывая выставку, министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов пригласил на сцену представителей четырех государств. Греция, Венгрия, Болгария и Сербия представили в Сыктывкаре свои туристические возможности.

Ольга Стоянович, представитель министерства туризма Сербии, рассказала, что в Коми впервые. Сербия решила представить в Сыктывкаре свои туристические возможности после того, как Коми приняла участие в выставке на их территории.

 

Николаос Стаматис (Греция), Габор Микец (Венгрия), Катя Жекова (Болгария) и Ольга Стоянович (Сербия) показали на KomiExpoTravel туристические возможности своих стран.

– Сербия – маленькая страна, у нас нет моря, но есть много хорошего. Мы хотим показать красоту нашей страны, – отметила Ольга Стоянович. – Вас, россиян, очень трудно удивить, у вас разнообразная природа, богатая история и культура, все это есть и у нас, и еще мы очень любим россиян, у Сербии к России особое отношение. У нас нет виз, несколько раз в день самолет из Москвы летит в Белград.

Больше всего туристов из России, по ее словам, привлекают спа­курорты. Только за последний год поток туристов из России вырос на 52 процента. Кроме лечебных курортов, туристы любят сербскую «горнолыжку». Уровень – европейский, а цены ниже.

– Что касается этники, то в городе Гуча проходит знаменитый на весь мир ежегодный фестиваль трубачей. Там всегда полно народу, много русских, гастрономия, ракия, вина. Некоторые говорят, что и мясо у нас самое вкусное. Все знают Эмира Кустурицу. Деревня Кустурицы Дрвенград у горы Мечавник – особое, богемное, художественное место, которое обязательно следует посетить. Расстояния в Серби небольшие: от Белграда до Дрвенграда, например, три с половиной часа на машине, – говорит представитель Сербии.

Новичок на выставке KomiExpoTravel и Болгария. Атташе по туризму, первый секретарь национального представительства по туризму Республики Болгария в России Катя Жекова считает, что курорты и культурный туризм Болгарии успешно привлекают россиян.

По словам Кати Жековой, в Болгарии очень хорошо относятся к туристам из России, а Коми и Болгарию связывают давние дружеские связи. Помимо традиционного курортного и семейного туризма, у солнечной страны и северной республики большие перспективы по развитию детского туризма.

Министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов знает секрет, как привлечь туристов в Республику Коми.

Заявить о себе

Туризм должен приносить прибыль региону. Такая мысль звучала накануне открытия выставки на стратегической сессии «Анализ ситуации в сфере туризма на территории Республики Коми, определение новых тенденций развития отрасли». Около сотни участников сессии – представители турбизнеса, инструкторы, ремесленники, чиновники, музейщики – пытались разработать кейсы, которые смогут привлечь в регион туристов, а значит, и прибыль. Предложения участников «мозгового штурма» вошли в Стратегию социально­экономического развития Коми – 2035.

Уникальность и новизна – главные условия успешной идеи. Велосипед изобрести сложно, тем не менее, надо найти то, что делает Коми регионом, отличным от всех других территорий. Об этом говорил приглашенный стратег, руководитель Центра территориального маркетинга, ведущий российский эксперт по краудсорсингу и маркетингу территорий Константин Гаранин. Он рассказал участникам сессии, что нужно делать, чтобы туризм заработал на благо не только владельца гостевого дома, автора маршрута, ремесленника, но и всего региона.

Кировская область представила свой регион в образе знаменитой дымковской игрушки.

Как заявить о себе? Как сделать так, чтобы к нам захотели приехать? «Рынок про вас ничего не знает и к вам не хочет. Его нужно понять и осознать, – продолжил эксперт. – Ваше направление туризма – основа для генерации товаров и услуг. Если вокруг вас не создаются новые товары и услуги, вы не в приоритете. Потому что вы должны вокруг себя «генерить» еще что­то».

Туризм, по словам К. Гаранина, сегодня решает не только вопрос зарабатывания денег. Цель всех предпринимаемых усилий – из туриста сделать инвестора, а может быть, и жителя: «Классно, останусь здесь жить, куплю дачу». Главным ресурсом туризма он назвал жителей региона, которые могут и хотят создавать туристический продукт.

«Мы не затхлый регион, который ничего не делает. Мы должны быть на острие», – подчеркнул эксперт основную мысль тех, кто развивает туризм в Коми.

Дину Чупрову из Удоры и Владимира Данько из Сыктывкара наградили за вклад в развитие туризма.

От мэтров до стартаперов

«Хозяйка Поднебесной» Дина Чупрова – родоначальница развития туризма в Удорском районе. Всех, кто подходил к ее стенду, где она вместе с художницей Оксаной Баклановой представляет удорские сувениры, она спрашивает о дне рождения и одаривает «именным» календариком с «тотемным зверем», в период которого родился посетитель. Это один из многочисленных способов продвижения Диной Ивановной коми промыслового календаря.

В этом году исполняется десять лет, как Дина Чупрова начала развивать на родине туристическую деятельность. За это время она разработала 15 маршрутов, но действуют лишь три из них. Причина, по словам Дины Ивановны, банальная – в кадрах.

– У меня нет помощников, мало единомышленников, и энергии у них меньше, чем у меня. Вот недавно я проводила семинар по разработке виртуальных маршрутов, хотела объединить работников культуры, библиотекарей, но, к сожалению, на мой семинар пришли только воспитатели детских садов, – рассказывает Дина Ивановна. – Не видят перспективу. Но ведь туризм – это завтрашний день района.

Так, по ее словам, считает не только она, но и российские и зарубежные туристы, побывавшие у нее в гостях и влюбившиеся в Удорский край.

– У болгар есть пословица: «У каждого вагона свой пассажир». Так вот мои туристы – пассажиры купейного вагона. Я живу встречей с ними. Они приезжают ко мне и делятся своей энергетикой, своим удивлением. Это все интересные люди. Им интересна Удора, а они интересны мне, – признается удорчанка.

Лидером туриндустрии-2019 стал визит-центр Национального парка «Югыд ва».

Конкурсная комиссия KomiExpoTravel наградила Дину Чупрову за вклад в развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Коми. Такой же награды удостоился ее коллега, известный путешественник, предприниматель Владимир Данько. Не одну сотню километров исходил он, водя туристов по маршрутам Приполярного и Северного Урала. Владимир на туристическом рынке больше десяти лет. За эти годы, по его словам, поток туристов вырос в разы, а вот конкурентов не прибавилось.

– Конкуренция в чем заключается? Очень небольшое количество профессионалов занимается этим делом. Непрофессионалы не удержатся, – считает он.

За сезон Владимир Данько успевает сводить от 8 до 12 групп. Секрет успеха в этой индустрии, по его мнению, прост: заниматься на протяжении всей жизни любимым делом, сделать хобби работой.

Дина Чупрова и Владимир Данько – безусловные мэтры в развитии туризма в регионе. Кстати, оба они были героями наших публикаций под рубрикой «Экотур».

Всего же на конкурс «Лидеры туриндустрии Республики Коми – 2019» было подано 17 заявок. Лучшим стартапом в сфере гостеприимства признан индивидуальный предприниматель Егор Сидоров, создавший в Сыктывкаре сеть мини­хостелов «Удобный район». Команда, которая работает на республиканском рынке с мая этого года, уже упаковала бизнес во франшизу и начала подбирать партнеров. Пока же в мини­хостелах с зоной коворкинга можно не только поселиться, но и поработать, провести семинар, развивающие занятия, заняться репетиторством, просто отметить праздник, причем не только иногородним.

– В Сыктывкар приезжают маркетинговые компании, приглашают участников из районов. Очень удобно проводить семинары там же, где живешь, – рассказывает партнер сети Ольга Курдина. – О нас узнали на стадионе. Теперь тренеры хоккейных команд используют коворкинг для разбора игры. Приезжала к нам компания, которая занимается развитием предпринимательства, у нас проводят арт­вечеринки, занятия школы скорочтения. Заявок становится все больше.

Воркутинский туроператор ООО «Хорс» получил диплом победителя в номинации «Лучший туристский продукт на территории Республики Коми» за проведение водных сплавов по заполярной реке Ния­Ю. Лучшим туристским информационным центром назван визит­центр Национального парка «Югыд ва» в Вуктыле. Среди музейных проектов самым интересным для экспертов стал «Музей под открытым небом «Деревня Тарачево», созданный сотрудниками Районного центра изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципального района «Прилузский».

«Лучшим социальным проектом по туризму на территории Республики Коми» назван проект волонтерских лагерей на плато Маньпупунер, реализованный компанией «Северный Урал». Специальным дипломом конкурсная комиссия решила отметить администрацию Инты за лучшую муниципальную практику по проведению спортивно­развлекательного праздника «Тэрыб кöр» («Быстроногий олень»).

Сувениры от мастеров

Выбрали на выставке и лучший сувенир года. Жюри пришлось оценивать 83 работы от сорока участников. Организаторы принимали изделия как от признанных мастеров, так и от любителей. В качестве сувениров конкурсанты видят магнитики, блокноты, календари и книги, вещи тонкой ручной работы: игрушки, статуэтки различных размеров, настольные игры, предметы быта и украшения. Из гастрономических сувениров жюри больше всех понравилась клюква в сахарной пудре, приготовленная и упакованная индивидуальным предпринимателем Дмитрием Степановым. Выльгортский Центр народных ремесел «Зарань» с игрой «Поймай филина» победил в номинации «Лучший сувенир­игрушка». Оценили и настольную игру «Шахта» как воплощение лучшей идеи сувенира.

Алексей Мишарин за статуэтку «Северный олень» был признан автором «Лучшего этнографического сувенира». Нина Иевлева, сотрудник музея истории и культуры Сысольского района и клуба ремесел «Зарни куд», удостоилась награды в номинации «Лучший сувенир муниципалитета» за комплект кукол в сысольском народном костюме «Шуда котыр» (Счастливая семья). «Лучший сувенир региона» – футболку «Komi Republiс» – создала команда предприятия «Город на Сысоле».

Сразу две награды завоевала мастер по работе с деревом Наталия Бережная. Конкурсная комиссия признала ее магнитик «Живой воздух» «Лучшим сувениром событийного мероприятия», а ее деревянный трехколесный велосипед одержал победу в дополнительной номинации «Лучший музейный сувенир».

– Хорошо, что в республике решили выбрать лучший туристский сувенир. Пока конкурс делает лишь первые шаги, поэтому я хочу пожелать этому творческому состязанию сделать строже критерии отбора работ на стадии приема и увеличить число профессиональных участников, – отметил председатель жюри, Народный мастер России Валерий Торопов.

Полина РОМАНОВА

Фото Алисы Козловой и Андрея Фетисова (ИА «Комиинформ»)