«Букинист» на Советской

по праву является достопримечательностью столицы Коми

Над рабочим столом Елены Адамчук висят потемневшие от времени огромные счеты. Отполированные тысячами прикосновений костяшки, въевшаяся в раму пыль времен. Счеты служили продавцам книг в магазине на Советской десятилетиями. В конце прошлого века их сменили калькуляторы, в веке нынешнем уступившие место компьютерам. Для директора старейшего в республике книжного магазина они – символ времени. Ведь книжному магазину на Советской исполнилось уже 70 лет. Редко какое предприятие торговли может гордиться такой историей.

Елена Адамчук возглавляет «Букинист» уже 15 лет.

В начале была «Мысль»

То, что «Букинист» – магазин с очень давней историей, нынешний его директор Елена Адамчук узнала благодаря одному из Дней города, когда улицу Советскую выбрали основной для гуляний. Городские власти попросили организации, которые обитают на ней, рассказать об истории их зданий. «Букинисту» помогли в Национальной библиотеке. Там отыскали газету «За новый Север» от 7 января 1949 года, где сообщалось, что в Сыктывкаре на улице Советской открыт самый большой в республике книжный магазин. Тогда он назывался «Мысль».

«В доме, что воздвигнут на углу улиц Бабушкина и Советская, открыт новый книжный магазин. По размерам торговой площади и книжных фондов — это самый большой книжный магазин в Коми республике, – гласила заметка. – Посетитель найдет здесь книгу по многим отраслям науки, культуры и искусства. В магазине 4 отдела литературы: художественно­политической, научно­технической и сельскохозяйственной, коми национальной, подписных изданий. Покупатели могут подписаться на полное собрание сочинений: М. Лермонтова, А. Мицкевича, И. Франко, Т. Шевченко, И. Мичурина и др.

Формируется отдел «Книга — почтой», работает отдел канцелярских товаров. Магазин оборудован по образцу лучших московских книжных магазинов. В отделе будет введена книжная индексация, картотеки.

Сейчас в магазине идет бойкая торговля книгами. Особенно много покупателей в отделах художественно­политической, научно­технической и сельскохозяйственной литературы. Выбор в этих отделах большой. «Былое и думы» Герцена, «Война и мир» Толстого, «Борьба за мир» Панферова, «В окопах Сталинграда» Некрасова, много новинок художественной литературы, десятки названий книг по лесной, угольной, нефтяной промышленности, электроделу, педагогике, истории и т. д.

Первые дни работы магазина свидетельствуют о большом спросе на книгу. Дневная выручка доходит до 5 тысяч рублей».

Пока не было рынка

Из года в год магазин подтверждал статус советского человека как самого читающего.

По объему выручки он соперничал с продуктовыми и мебельными, вечерами тут собирались книголюбы, устраивая обсуждения прочитанного, общались. Время от времени им доставался «бонус» в виде дефицитных изданий, еще не поступивших в продажу. Каждую неделю проходили встречи с местными авторами (кстати, несколько лет назад «Букинист» первым возродил эту традицию, устроив автограф­сессию с писательницей Еленой Габовой).

– Экономика была не рыночной, а плановой, за каждым продавцом был закреплен свой отдел, – рассказывает старейший продавец магазина Вера Андреевна Кривенкова. – Продавцы досконально знали свою тему, а формировать заказы им помогали преподаватели пединститута и университета. Заказы отправлялись в Москву, и скоро республика получала новинки.

Веру Андреевну знают все книголюбы города. Она работает в книжной торговле всю жизнь, магазину «Мысль», а потом «Букинисту» отдала почти 30 лет.

Когда­то было престижно заставить полки стеллажей в квартире собраниями сочинений. Теперь покупают книги по одной и те, что действительно душа просит. «Советские подписки нам теперь приносят обратно с предложением взять – за деньги. Я объясняю, что это невозможно, и советую отдать книги бесплатно в библиотеки или больницы», – говорит Елена Адамчук.

Читающий директор

– «Букинист» я помню с детства, у меня тут работала двоюродная сестра, и бывала я тут часто, – вспоминает Елена Адамчук.

Когда ей предложили возглавить любимый с детства магазин, не раздумывала ни минуты, и вот уже 15 лет успешно торгует пищей духовной. Она востребована в любые времена, убеждена Елена Юрьевна. Книга в ее жизни была всегда: большая библиотека дома, детская библиотека неподалеку. И сейчас она одновременно читает сразу по несколько книг, в основном классику. «Люблю перечитывать. Каждый раз открываю для себя в классике что­то новое».

Читающими директор называет и своих сотрудниц. Еще недавно в команду «Букиниста» приглашали только соискателей с филологическим образованием. Сейчас требования немного упростили: чтобы обладать хорошим вкусом, широким кругозором и любовью к литературе, необязательно закончить профильный вуз. Но человека, который на собеседовании неправильно поставит ударение или скажет – о ужас! – «ложит», на работу сюда не возьмут. Да и необходимости такой нет: вот уже несколько лет коллектив «Букиниста» – молодая спаянная команда, которую по своей воле никто покидать не собирается.

Елена Адамчук согласна с утверждением, что современники стали меньше читать, но не склонна драматизировать это. По ее мнению, падение интереса к традиционной книге связано с появлением альтернативы: гаджеты, ридеры, аудиокниги. Кроме того, читатели стали часто покупать книги через интернет.

Сегодня, считает Е. Адамчук, современный продавец должен быть, скорее, собеседником, чем торговцем. Порекомендовать, подсказать, обсудить новинки в «Букинисте» смогут, проведя небольшой экскурс от классической до современной литературы. Попутно сообщат, кто из «взрослых» авторов вошел в шорт­лист Большой книги, а из детских – стал лауреатом Крапивинки. И точно не обидятся, когда иной искушенный читатель, усомнившись в ответе о наличии книги, попросит проверить это по электронному каталогу. Кстати, все новинки, поступившие в магазин, можно найти на официальном сайте «Букиниста».

Веру Андреевну Кривенкову знают все книголюбы города. Магазину «Мысль», а потом «Букинисту» она отдала почти 30 лет. (Фото из архива «Букиниста»).

Книга или шоколадка?

В часы пик в «Букинисте» многолюдно. Книга стала дорогим удовольствием, но ее продолжают покупать. Магазин не бедствует. Об этом говорит и прекрасный ремонт, сделанный в год его семидесятилетия. Раньше при типичном тираже в 500 тысяч – миллион экземпляров книга могла стоить 50 копеек. Теперь при 5 тысячах, что уже считается внушительным тиражом — 600­700 рублей. Правда, есть и эконом­вариант в мягкой обложке, подешевле. Их стоимость равна цене двух плиток шоколада. Ну, а выбирать между неполезным лакомством и погружением в другие миры – самим покупателям.

– Что читают? Пристрастия разные. Из нон­фикшн литературы у сыктывкарцев очень популярны книги о личностном росте, саморазвитии, по психологии, – перечисляет Елена Юрьевна. – Любят пошуршать и страницами о здоровье, с удовольствием раскупают «Очаровательный кишечник» и подобные книги. Часто новинки рекомендуют сами издательства, которым необходимо отбить вложенные в издание средства, но дело в том, что спрос в Москве и в Сыктывкаре бывает очень разным: то, что в столице уходит на ура, в провинции может не вызвать интереса.

К примеру, лет пять назад, когда центр зачитывался жуткими приключениями хрупкой татарки Зулейхи, с замиранием сердца следил за тем, как увозили ее на стылых санях из дома, как она тонула в водах сибирской реки, а после выживала в ссылке, когда читатели трепетали за ее сына не меньше самой матери, сыктывкарцы оставались совершенно равнодушными к первому роману Гюзель Яхиной. С опозданием в несколько лет, уже после завоевания молодой писательницей престижной премии, когда о ее литературной славе уже невозможно было не услышать, «Зулейха открывает глаза» стал бестселлером и в столице Коми. «Не успеваем заказывать», – говорит директор. Сейчас продавцы «Букиниста» с такой же частотой пробивают на кассе ее второй роман – «Дети мои». Та же история произошла и с «Гарри Поттером». Первые книги расходились вяло, теперь же уверенно держатся на пике популярности.

Предпочтения читателей обладают постоянством весеннего ветра.

– Мы заказываем новинки когда по 10, когда по 50 экземпляров. Бывает, что первые расходятся со скрипом, а вторые улетают за месяц. Что это: реклама, сарафанное радио, интернет – не угадаешь, – замечает Елена Юрьевна.

Некоторые приходят в «Букинист» за тетрадками или модными рюкзаками для школьников, а уходят с книгой. Традиционно ручки­линейки­тетрадки соседствуют с литературой. Эту тенденцию директор проверила во всех городах и странах во время командировок и отпусков: канцтовары и книги – неизменные спутники.

Кроме огромного выбора литературы, современного отдела канцтоваров и эрудированных сотрудников, быть гордой за свое дело Елене Адамчук позволяют покупатели. Со многими мы знакомы много лет, среди них и пожилые, и среднего возраста. Некоторые говорят, что ходили сюда маленькими, потом водили детей, теперь – внуков.

– Очень много заходит молодежи: читает молодежь много, зря жалуются на нее. И дети читают. И очень жаль, когда в магазине ребенок просит книгу, а мама по какой­то причине ему отказывает. Я не имею права вмешиваться, но очень переживаю за такого ребенка. Пусть дети читают больше, – заключает директор.

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА

 

г. Сыктывкар, ул. Советская, 16; Первомайская, 96 (возле ТРЦ «Рублик).

bookinist11.ru

vk.com/bookinist11ru