Неизвестный Николай Оплеснин

Герой Советского Союза – внук святого, художник, строитель и спортсмен

Николай Оплеснин – один из самых известных Героев Советского Союза из Коми. Его помнят и чтут не только в нашей республике, но и в Новгородской области, где он совершил свой подвиг. Но мало кому известна его довоенная жизнь. Николай Оплеснин был спортсменом, строителем, художником. К тому же родной дедушка героя – святой новомученик. В декабре нынешнего года исполнилось 105 лет со дня рождения Николая Васильевича Оплеснина.

 

Закалка с детства

Родился Николай Оплеснин 12 декабря 1914 года в сыктывдинском селе Выльгорт в крестьянской семье Василия и Анны Оплесниных. Николай не помнил отца, мать воспитывала его одна, ей помогали бабушки и дедушки. Дело в том, что Василий в 1915 году был мобилизован на фронт Первой мировой войны, а в декабре 1916 года умер в госпитале от болезни.

После смерти мужа мать Николая – Анна Ефимовна и бабушка Фекла Семеновна переехали жить в Усть­Сысольск, и сельский ребенок стал горожанином. Отца мальчику заменил дед по матери – Евфимий Кочев. На том месте, где стоял их городской дом, сейчас установлен его бюст.

В 1942 году, почти сразу после гибели Николая Оплеснина, писатель Василий Юхнин написал очерк о герое. В нем он собрал воспоминания родных и близких Николая, в частности его матери. Она рассказала, что Коля ежедневно делал зарядку и обливался ледяной водой. «Сын мой очень любил коньки и лыжи, – вспоминала Анна Ефимовна. – Я радовалась этому и покупала ему необходимую спортивную обувь».

В довоенном Сыктывкаре Николай Оплеснин был известен как один из ведущих спортсменов города. Помимо лыжного спорта занимался легкой атлетикой, велосипедным спортом и плаванием. Имел спортивные разряды по плаванию, самбо и боксу. Бассейна в городе не было, поэтому тренировался парень на реке. Причем плавал до глубокой осени. Еще в 1931 году на соревнованиях по плаванию в честь десятилетия Коми автономной области занял первое место. Стометровку на реке он тогда преодолел за 1 минуту 42 секунды. Летом 1939 года его как хорошего пловца отправили на спартакиаду по летним видам спорта в Чебоксары. Друзья Николая вспоминали, как еще в десятилетнем возрасте он спас возле городской пристани тонущего ровесника. В августе 1939 года он достал с глубины тело утонувшей девочки.

Дед героя – Евфимий Кочев.

Затейник и художник

В детстве Николай Оплеснин занимался живописью у известного художника Валентина Полякова, поэтому отлично чертил и рисовал.

– Валентин Поляков был не только первым коми художником, получившим профессиональное образование при советской власти, не только организатором Союза советских художников Коми АССР, но и учителем, наставником молодых художников. Поляков, которого дети называли Валенвик (сокращение от Валентин Викторович), в начале 1930­х годов был худруком пионерских агитбригад затейников, – рассказала научный сотрудник Национальной галереи Коми Надежда Беляева. – Одним из самых активных был Коля Оплеснин. Ребята гордо маршировали по улицам города, исполняли частушки, ставили пьесы на местные темы, выпускали живую газету «Комсогудок».

В 1931 году о затейниках из Сыктывкара узнала вся страна. Журнал «Пионер» напечатал статью о 60­километровом походе ребят в январские морозы через Выльгорт, Морово, Пажгу до Нювчимского чугунолитейного завода.

Как­то затейники пешком ходили в Зеленец, показывали там перед Пасхой антирелигиозную пьесу. Николай Оплеснин исполнил роль римского папы Пия XI, который, по сюжету агитпьески, объявил против СССР крестовый поход. Ребята и педагоги прошагали сорок километров по льду Вычегды, тащили на себе костюмы и декорации, а после этого бодро и весело выступили в сельском клубе.

В 1930­1941 годах Поляков заведовал художественным отделением при Коми книжном издательстве. Из­за отсутствия профессиональных художников он стал привлекать самых способных своих учеников к оформлению книг, журналов, альманахов, листовок и агитплакатов. В начале тридцатых годов несколько книг оформил и Николай Оплеснин.

Когда Николая Оплеснина наградили Звездой Героя, Поляков и затейники написали ему открытое письмо: «Мы помним, как ты работал в пионерском отряде, в затейных бригадах. Помним, каким ты был горячим агитатором на лесозаготовках, в колхозах среди ребят, среди трудящихся нашего города. Мы помним и твою упорную работу над собой, над книгами и над тем, чтобы закалить свое тело и свою волю».

Самая ранняя фотография Коли Оплеснина. Здесь он с родителями. Видимо, отец сделал семейный портрет перед уходом на фронт.

На лыжах в Архангельск

В феврале 1936 года в честь X съезда ВЛКСМ состоялся лыжный переход из Сыктывкара в Архангельск. Группу из пяти молодых спортсменов – лучших лыжников Коми области – возглавил Николай Оплеснин. Удивил тот факт, что лыжники вышли в путь не ранним утром, а в полдесятого вечера. К тому же в сорокаградусный мороз, который в том году стоял 13 февраля. В городе в честь лыжников прошел митинг, и смельчаков проводили в морозную ночь звуками духового оркестра и взмахом красного флажка. По воспоминаниям очевидцев, Оплеснин ушел в поход в тонком свитере, надетом под легкий спортивный костюм.

Протяженность перехода была 1038 километров. В основном шли по льду Вычегды и Северной Двины. Маршрут проходил через Усть­Вымь, Яренск, Котлас, Емецк, Холмогоры и завершился в Архангельске. 25 февраля в 15 часов 30 минут лыжники финишировали около архангельского лесозавода №2. В Коми отбили телеграмму о том, что задание комсомола выполнено с честью. В Архангельске лыжникам вручили дипломы, поводили гостей по музеям, выставкам и театрам. Прошли встречи с физкультурниками. В Сыктывкаре пятерку лыжников встретили как героев.

 

В начале 1930-х годов Николай Оплеснин оформил несколько книг Коми книжного издательства.

Строитель и комсорг

По своему гражданскому образованию Николай Оплеснин был профессиональным строителем. В 1934 году он с отличием окончил в Сыктывкаре строительный техникум. Вначале работал в Горстрое десятником, затем инженером­строителем в проектной организации. На основе его проектов в столице края были построены парашютная вышка и несколько жилых домов, в том числе и так называемый Дом специалистов (уже снесенное деревянное здание на углу улиц Советской и Орджоникидзе). Не раз Николай был награжден почетными грамотами за ударный труд, его избрали комсоргом Горстроя. Летом 1935 года Оплеснин начал работу в областной проектной конторе. Через полгода стал проектировщиком, а затем старшим техническим руководителем проектного сектора. Под его руководством трудились двадцать специалистов.

Примечательно, как масштабно в те годы Николай Оплеснин представлял задачи развития физкультуры и спорта. Еще в 1932 году его, как одного из лучших спортсменов области, избрали кандидатом в члены президиума Коми областного бюро по физической культуре. «Наша задача – подготовить материальную базу: стадионы, межколхозные площадки, аэроклуб, парашютную вышку, бассейны», – писал он в дневнике. Николай Оплеснин участвовал в строительстве водной станции, стал руководителем и техником­строителем первой и единственной в городе парашютной вышки. Строительство вышки шло осенью 1936 года. Строили в районе нынешнего городского стадиона.

Бригада затейников. 17 мая 1931 года. Николай Оплеснин в первом ряду слева. Валентин Поляков в центре.

Школа НКВД

Впрочем, возвели вышку к середине октября, когда Николая Оплеснина уже призвали в армию. Из официальной биографии героя известно, что в 1936­1938 годах он служил в дивизии Народного комиссариата внутренних дел СССР в Минске. Во время службы его направили в полковую школу НКВД в Москве. После обучения в ней он также прошел курсы среднего комсостава. Во время учебы в Москве Николай Оплеснин не раз маршировал по Красной площади на парадах. Потом рассказывал родным, что видел Сталина, Молотова, Берию и Чкалова.

Во время учебы в Москве Николай участвовал во всесоюзных лыжных соревнованиях. В частности, 23 февраля 1938 года – во всесоюзной юбилейной спартакиаде, которую провели в честь двадцатилетия РКК­РККФ, ВЧК­ГПУ­НКВД. За высокие результаты получил денежную награду и грамоту, подписанную самим Семеном Буденным. Команда Оплеснина в 50­километровом военизированном переходе заняла второе место. Николай и его товарищи в этой спартакиаде участвовали как сборное лыжно­стрелковое отделение войск НКВД.

В декабре 1938 года, демобилизовавшись, Николай Оплеснин вернулся домой и вновь устроился на работу в проектную контору.

Николай Оплеснин во время отпуска в Сыктывкаре. Начало 1942 года.  В центре – жена героя Надежда с дочкой Наиной.  Слева – художник Валентин Поляков и диктор радио Кира Моисеева.

Внук новомученика

Казалось бы, активист, комсомолец, спортсмен Николай Оплеснин мог сделать карьеру во всемогущем НКВД – идеальный кандидат в кадровые чекисты! Но пока Николай служил в НКВД в Минске, в Сыктывкаре арестовали и расстреляли его деда.

Евфимий Петрович родился в крестьянской семье в Выльгорте. Он окончил три класса сельской школы, хорошо владел русским языком и грамотно писал. Его внук, Сергей Кочев, вспоминал: «Мой дедушка был невысокого роста, лысоват, но имел приятные черты лица: прямой тонкий нос, высокий лоб, лицо его украшала шикарная борода. По характеру он был спокойный, общительный. Его жена, моя бабушка, Екатерина Кочева была физически крепкой, строптивой по характеру, хорошо относилась она лишь к своей родне и священнослужителям».

Кочевы вырастили троих сыновей и пять дочерей. Занимался Евфимий Петрович столярным и ямским промыслом. Всегда следовал православным канонам – не пил, не курил, не ругался, соблюдал посты.

Последний снимок Николая Оплеснина – вместе с начальником штаба дивизии гвардии подполковником Р.Арутюняном. Оба погибнут 19 марта 1942 г.

В начале 1930­х годов, когда начались гонения на церковь, Евфимий Петрович помогал родному храму, опальным священникам и монахам. В 1936 году он был избран старостой местного Сретенского храма. В июне 1937 года, когда власти решили закрыть церковь, Евфимий Петрович ходил по дворам, собирая подписи в ее защиту. 13 сентября 1937 года за отказ отдать ключи от храма сотрудникам НКВД Кочев был арестован и заключен в сыктывкарскую тюрьму. В описи имущества задержанного значатся всего лишь демисезонное пальто и церковное вино «Кагор». На допросе Евфимий Петрович подтвердил, что как церковный староста защищал храм, и отверг обвинения в «активной контрреволюционной деятельности». Тем не менее 16 сентября 1937 года Евфимий Кочев особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 18 сентября 1937 года приговор привели в исполнение. Евфимий Кочев похоронен в безвестной могиле. В том же году к высшей мере приговорили дядю Николая Оплеснина. Когда Николаю, прибывшему домой на побывку в 1942 году, местная организация НКВД предложила остаться служить в Сыктывкаре, он, памятуя о деде, отказался, а жене Надежде признался, что не хочет служить тем, кто убивает безвинных людей.

Уже в наше время, 6 октября 2001 года мирянин Евфимий Кочев причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Удивительно, но Николай при столь верующем деде боролся с «религиозными пережитками» земляков, активно участвовал в антипасхальных мероприятиях. Удивительно и то, что он сам не попал в списки членов семьи «врага народа», а успешно служил в НКВД. Парадоксы сталинской эпохи.

Именем Николая Оплеснина названы улицы в Чудово, Сыктывкаре, Ухте, Сосногорске, Выльгортская средняя школа. А недавно его имя присвоено Коми республиканскому агропромышленному техникуму. Осенью 1995 года Оплеснину установлен памятник в Сыктывкаре, на месте снесенного дома, где до ухода на войну проживал герой, – перед зданием Института геологии на перекрестке улиц Оплеснина и Первомайской. Прототипами трех скорбящих женщин у сыктывкарского монумента «Вечный огонь» стали мать, жена и дочь Николая Оплеснина. Летом 2015 года в его честь назвали самолет «Комиавиатранса». В республике проходят соревнования по самым различным видам спорта, посвященные памяти героя.

Три переправы

В 1939­1940 годах Николай Оплеснин, призванный в армию из запаса, служил командиром пулеметного взвода 111­й стрелковой дивизии. Начало войны застало Николая в военном лагере под Вологдой, на учениях стрелковой дивизии. На шестой день войны Оплеснин вместе с дивизией отбыл на Северо­Западный фронт. В 111­й дивизии 52­й армии он служил офицером разведки штаба 468­го стрелкового полка, затем помощником начальника оперативного отделения штаба дивизии. Участвовал в боях на Северо­Западном, Ленинградском и Волховском фронтах.

В сентябре 1941 года 111­я стрелковая дивизия оказалась в окружении под Новгородом и остановилась в 20 километрах от реки Волхов. В своем дневнике Оплеснин писал: «Наша часть полностью окружена. Двигаясь на северо­восток, мы часто меняем направление, сбивая с толку немцев. Местные жители подтвердили, что на восточном берегу реки Волхов наши, а на западном – немцы».

Командиру разведроты Оплеснину было поручено связаться с частями Красной армии на противоположном берегу Волхова. Причем по вражеским позициям до реки Оплеснину пришлось преодолеть двадцать километров, затем под шквальным обстрелом врага переплыть студеные воды Волхова. Вместе с командованием им был разработан план выхода из окружения, благодаря которому дивизия вырвалась из вражеского кольца, форсировала Волхов и соединилась с войсками армии. Чтобы план сработал, Оплеснину еще дважды, 25 и 29 сентября, пришлось переплыть Волхов.

«Пулеметная очередь взметнула вокруг меня фонтаны брызг. Вспыхнули огненные кривые трассирующих. Я снова под водой. Снова раздирающее грудь желание вдохнуть воздух. Стараюсь не всплывать как можно дольше. Всплываю на поверхность, плыву, плыву с такой энергией, с какой я никогда не плавал на самых ответственных соревнованиях», – сохранилась запись в дневнике героя.

В своем письме родным в сентябре 1941 года Николай Оплеснин скромно писал: «Пришлось переплыть два раза реку шириной с нашу Вычегду у Тентюкова. Но все это осталось позади. Я согрет теплым приемом после больших трудностей и нахожусь в полнейшей безопасности». Николай в письме сетовал, что во время переправы потерял бумажник с фотографиями родных, и просил прислать ему копии снимков.

За этот подвиг 27 декабря 1941 года младшему лейтенанту Николаю Оплеснину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он стал первым Героем Советского Союза на Волховском фронте. После, в феврале 1942 года, он ненадолго приезжал в Сыктывкар повидаться с семьей и друзьями. Это была их последняя встреча. Герой выступал на встречах с земляками, его приглашали в школы.

19 марта 1942 года Оплеснин погиб в бою. Когда он сопровождал начальника штаба дивизии на передовой, то они попали под артиллерийский обстрел. Оба погибли и были похоронены в лесу в районе города Чудово Новгородской области. Вскоре после войны Николая Оплеснина перезахоронили в центральном парке Чудово, там же воздвигли памятник герою. В 1985 году могилу перенесли к городскому мемориалу погибшим воинам.

Внуки героя у его могилы в парке им. 1 Мая города Чудово. 1975 г. Фото из журнала «Чудовский краевед».

Артур АРТЕЕВ 

(газета «Республика»)