Училка твоей мечты

Под таким сетевым именем знают Марию Титову тысячи учеников в Интернете

Год назад «Регион» уже рассказывал о Марии Титовой и ее «Умной школе». О школе, в которой нет уставших детей и утомленных учителей, а есть результат: сотни выпускников, успешно сдавших ЕГЭ. Уже тогда Мария активно покоряла интернет-пространство. Сегодня у нее 150 тысяч подписчиков в Инстаграме, логотип аккаунта от Артемия Лебедева, собственный издательский проект в одном из лучших российских издательств, тысячи учеников по всему миру, а главное, свобода и любимая работа.

На ты с математикой

«Училка твоей мечты» или «Мур-мурмаша» – под такими сетевыми именами известна одна из самых необычных в России преподавателей математики, основательница образовательного бизнеса под брендом «Умная школа». При этом «Умная школа» – лишь надводная часть айсберга. «Подводная», часто не видимая родителям, – виртуальная школа. Свой курс логики и математики Мария Титова переместила в интернет­-пространство в формате видеоуроков.

«Я Маша, и ко мне на «ты», – так начинается знакомство учеников с училкой­-математиком, которая любит тату, держит в доме трех кошек, носит брекеты и не употребляет спиртного. Секретов ни в личной, ни в профессиональной жизни от подписчиков у нее нет. Например, они знают, что у Маши почти нет выходных, что на все вопросы учеников она отвечает лично и что в сутках у нее 48 часов. Ну, последнее все-­таки шутка: просто Маша незнакома с прокрастинацией и обладает высочайшим уровнем самодисциплины. Все видеоуроки, которые Маша выкладывает в Инстаграме, находятся в открытом доступе, поэтому учеником может стать любой подписчик. Причем время от времени они получают «вкусняшки» и бонусы в виде роликов на тему «История мира через призму математики» или бэкстейджи к самым топовым урокам.

Раньше Машу наверняка назвали бы педагогом-­новатором. Сама она не претендует ни на одно из статусных званий. Оставив университет, она закрыла для себя путь в общеобразовательную школу, зато сэкономила годы, создала бизнес, вошла в круг лучших частных учителей страны и вместе с коллегами обучает репетиторов. Хотя поработать в школе ей было бы интересно и полезно.

– Легко говорить, когда ты смотришь на школьное преподавание со стороны. Надо узнать его и изнутри. Но работать в нынешней школе постоянно я бы не хотела, – говорит «училка мечты».

Их не догонят

Мария Титова не призывает оставлять школу в поисках альтернативных источников знаний, но показывает, что образование можно получить и вне ее стен. Она надеется, что эволюция образования произойдет раньше, чем придется совершать в нем революцию. Система образования в России безнадежно отстала от времени, считает Мария.

– Родителям и большинству педагогов уже не угнаться за детьми в освоении гаджетов и виртуального пространства. Новое поколение по­-другому постигает информацию и добывает знания, – говорит она.

Нынешние подростки, да и двадцатилетние, уже не зубрят. Они в принципе подходят к обучению иначе. Не нужно учить кучу теории, потому что она всегда под рукой. Чтобы узнать какой-­то факт, требуются секунды. Соответственно, дети не видят необходимости в обладании энциклопедическими знаниями. Реальность такова, что сегодня эрудированный человек – не тот, кто обладает энциклопедическими знаниями, а тот, кто имеет под рукой гаджет.

– Есть разница между эрудированным и умным, сообразительным человеком. Так вот, развитие второго сейчас намного важнее. Можно знать все, но не уметь эти знания применять. Такой человек проигрывает человеку со смартфоном. Есть выражение «быстрый ум». Важнее быстро реагировать на изменения, приспосабливаться к обстановке, чем быть ходячей энциклопедией. Эрудиция пригодится на квизах, но не в жизни. А вот навык быстрого ума нужен. При этом можно решить задачу, которую ты до этого ни разу не видел, но быстро сообразил, как ее решить. Мне кажется, сейчас растут именно такие ребята, – говорит Мария Титова.

Не всякое знание – сила

Между тем, традиционная и в чем-­то неповоротливая школа по-­прежнему хочет видеть в детях ходячие энциклопедии. Она требует большого количества «однократных» знаний, которые в жизни человеку не пригодятся. «Приходится зубрить. Детям делать это все труднее, потому что они не видят необходимости в этом. Жизнь требует от них другого», – считает Мария.

В попытке преодолеть противоречие между школьными требованиями и особенностями современных подростков, «училка мечты» готовит их к ЕГЭ в формате игры, создает условия для того, чтобы дети сами приходили к правильному решению.

– На днях вместе с дизайнером мы подготовили карточки для повторения геометрии, – рассказывает Мария. – Ребенок тянет карточку, видит игровое задание – и называет нужную формулу. Я опробовала их, и это вызвало восторг, хотя это просто повторение. Кроме того, существуют разные мнемонические правила, то же «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» для повторения падежей. Число Е – 2,718281828. Его легко запомнить так: 2 и 7 и дважды год рождения Льва Толстого. Я именно так, кстати, и запомнила год рождения классика.

Все дети разные

Еще одна особенность современных детей, по Машиным наблюдениям, – желание докопаться до сути.

– Им важно понять, зачем и почему. Они задают вопрос: а почему это так? И когда ты начинаешь сам копаться, почему это так, понимаешь, как надо это объяснять. Любой преподаватель, который еще горит своей профессией, постоянно пребывает в таком процессе. Он думает: если бы в этой теме я вернулся на год назад, то объяснил бы ее по-­другому. Ты постоянно ищешь новые способы подачи информации, – рассуждает математик.

Сама Маша в месяц читает сотни страниц – и бумажных, и электронных, самые удачные находки обобщает и адаптирует под собственный опыт. Есть у нее и «волшебная» тетрадь, куда она записывает решения особенно сложных вещей. По сути, уже несколько лет она находится в процессе выработки новой методики обучения. Свою методику она фиксирует в видеоуроках, но единой программы у нее нет. «Все дети разные, и по одной программе работать невозможно», – объясняет она.

В прошлом году издательство «АСТ» предложило ей издать книгу.

– Они нашли меня в Инстаграме. Им нужен был прогрессивный математик. Но мне кажется, к книге или пособию я пока не готова, поэтому мы с издательством «АСТ» пока ограничились математическим ежедневником по подготовке к ЕГЭ.

Лайфхак от «училки твоей мечты»:
как перестать нервничать и подготовиться к ЕГЭ?
– Принять ситуацию, когда ты ничего не успеваешь. Никто ничего не успевает.
– Расставить приоритеты, разобраться со временем – тайм-менеджмент, взять себя в руки и заняться самодисциплиной. Позволять себе лениться, но уметь распределять время.
– Высыпаться. Спать минимум 8 часов. Иначе как бы ты ни был подготовлен, ты завалишь экзамен из-за переутомления.
– Ни в коем случае не пить успокоительные.

 

Нужно менять все!

– На детях сейчас лежит огромная нагрузка, особенно в 10-­11 классах. Уже сейчас они изнурены, глаза потухшие, а ведь еще не конец года, – говорит преподаватель о своих учениках. – При этом школа неустанно вводит новшества. Но почему-­то не вместо, а сверх. А дети уже не в силах это потреблять. Например, во всех школах ввели проектную работу. Ура, наконец-­то, замечательная вещь! Но ведь ничего не убирают, у детей не становится больше свободного времени, напротив, они тратят еще больше его уже на проекты. А ведь проектная работа – именно то, к чему должно стремиться наше образование. Все образование должно строиться на ней, на прикладных знаниях, а не на теории. «Ты должен знать математику, потому что должен». Объясните ребенку, зачем! Где он применит эти знания! Именно проектная работа может заинтересовать, пробудить любопытство. Но в 11 классе, да еще сверх всей нагрузки, кроме раздражения и усталости, она ничего не развивает. Им не до нее..

Постепенно, говорит Мария, появился огромный пласт новых педагогов, которые не приемлют школу, эти порядки, и уходят в виртуальный мир. А за ними и дети.

– И это будет только нарастать, – прогнозирует она. – Ребенок до двух ночи делает домашку – ну, это же ненормально. Многие родители это понимают. Но многие по-­прежнему требуют оценок.

По ее мнению (с которым, конечно, далеко не все учителя согласятся), в школе нужно менять все – кардинально, с самого начала, с первого класса. «Капельный» метод нововведений не делает погоды. Надо просто иметь решимость поменять все.

Альтернативное образование, благодаря интернету, сегодня доступно каждому – была бы самодисциплина.

– И это, как выясняется, самое сложное. На моих онлайн-­курсах, например, нет дедлайнов, – говорит Маша. – У всех репетиторов есть сроки, и они гоняют учеников за их несоблюдение. Моя же позиция: у детей и так бешеная нагрузка, и мои дедлайны не должны висеть над ними дамокловым мечом. У меня свободное обучение. Но есть недовольные тем, что я их не «подпинываю». «Ребята, говорю я, – но в жизни-­то вас никто подпинывать не будет!» Самый важный навык из всех – это дисциплина, развивайте его. Но, видимо, для кого­-то я буду вводить дедлайны. С самодисциплиной у школьников, оказывается, не очень.

Полина РОМАНОВА

Василиса Романова, училась у Марии Титовой в 2016 – 2017 годах:

Маша – человек, который всегда в меня верил больше, чем я сама. Когда я впервые пришла к Маше в 10 классе, чтобы заранее начать готовиться к самому сложному для меня экзамену, я считала себя совершенно не способной к математике. Маша не просто научила меня решать пробники на высокие баллы, она сделала так, что я полюбила этот предмет, и заниматься им мне было уже в радость.

Когда я поступила, и математика стала мне не так нужна, я стала заниматься творчеством, проводить мастер­классы в разных техниках, создавать свои продукты. Маша уже давно перестала быть просто учителем и стала для меня настоящим старшим товарищем, которому можно рассказать абсолютно все, и который всегда поможет. Вместе с тем Машин блог в Инстаграме стал набирать популярность, Маша, как когда-­то учила меня математике, стала щедро делиться знаниями и опытом в интернет-­курсах.

Я очень рада, что когда­-то увидела рекламу «Умной школы» и не побоялась прийти на пробное занятие. Теперь у меня есть друг в виде прекрасной сильной девушки Маши, которая рушит стереотипы и с легкостью преодолевает все преграды, тем самым вдохновляя меня.

Анна Карпуничева, училась у Марии Титовой в 2017 году:

Маша Титова не просто преподаватель математики – и это знают все ее ученики. Она становится тебе хорошим другом, это человек, на которого хочется равняться. Она ставит себе цели и с легкостью добивается их. Меня она смогла мотивировать в моменты, когда руки совсем опускались.

Маша заставляет почувствовать себя особенным учеником. Например, когда она увидела у меня и еще нескольких ребят тягу к более сложным задачам, то начала оставаться после занятий, иногда до 12 часов ночи, чтобы в дружеской атмосфере позаниматься дополнительно, просто так, просто потому что это Маша.

Богдан Варламов, учился у Марии Титовой с октября 2018-­го по июнь 2019 года:

Я завел себе в «Умной школе» много хороших друзей и поступил благодаря ей в университет. Атмосфера и общение там помогала осовбодиться ото всех грузов, которые накидала на меня обычная школа. Маша для меня живой пример того, что всего в жизни можно добиться с самого нуля трудом и упорством. В обычных школах всегда говорят, что вы не сдадите ЕГЭ и постоянно давят тем, что мы ничего не можем. В «Умной школе» дают поверить в себя и в свои силы.

Дарья Огородникова, училась у Марии Титовой с октября 2018­-го по июнь 2019 года:

В «Умную школу» я пришла для того, чтобы подтянуть свой уровень знаний по математике и обществознанию. Обучение в школе Марии Титовой дает не только преимущества в знаниях, но и помогает адаптироваться в обществе. Атмосфера в «Умной школе» очень домашняя. Я могла прийти за час до урока, пить чаек с печеньками и разговаривать с преподавателями. Тут очень душевный, доброжелательный и отзывчивый коллектив. Маша помогает своим ученикам справиться со страхом перед сдачей ЕГЭ. Она оказывает колоссальную психологическую поддержку и может подсказать, что нужно делать, буквально за один-­два дня до экзамена.

instagram.com/mur_mur_mash/
«Умная школа»: 
г.Сыктывкар, Ленина 111
+79220878457
vk.com/stoballov11